63RS0039-01-2023-004733-24
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 октября 2023 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5604/2023 по административному иску Самотаева Антона Викторовича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконными распоряжений,
установил:
Самотаев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконными распоряжений об отказе в предоставлении земельных участков.
В обоснование заявления указано, что в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ истцу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Самара, <адрес>, с видом разрешенного использования: ведение огородничества. Данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. На основании договора аренды № 514а земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 18.04.2023 зарегистрировано в ЕГРН право аренды 63:01:0911004:1052-63/466/2023-1 от 25.04.2023.
01.06.2023 истцом подано заявление (вх. № СП-9/3362) о предоставлении указанного земельного участка в собственность по договору купли-продажи.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-1559 от 15.06.2023 в предоставлении земельного участка отказано на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), где использование земельного участка для ведения огородничества в качестве основного вида разрешенного использования не предусмотрено.
Однако указанный земельный участок образован и поставлен на кадастровый учет 30.03.2023 с видом разрешенного использования: "ведение огородничества" на основании распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-575 от 17.03.2023.
Решением Думы городского округа Самара от 25.05.2023 № 297 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61", строки "Ведение огородничества", "Ведение садоводства" пункта 13.3 статьи 13 Правил землепользования и застройки городского округа Самара изложены в новой редакции. Согласно Приложению к указанному Решению вид разрешенного использования «Ведение огородничества» в территориальной зоне: зона застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) изменён с ОВ (основные виды разрешенного использования) на УВ (условно разрешенные виды использования). Данное решение вступило в силу со дня его официального опубликования 27.05.2023. Учитывая, что указанный земельный участок образован и поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования: "ведение огородничества" до вступления в силу Решения Думы городского округа Самара от 25.05.2023 № 297, истец полагает, что изменения, внесенные 25.05.2023 в ПЗЗ г.о. Самара, не имеют обратной силы и не распространяются на правоотношения, возникшие до введения в действие указанных изменений. Таким образом, Департамент градостроительства г.о. Самара в нарушение ст. 4 ГК РФ применяет новые нормы законодательства к отношениям, возникшим до введения их в действие.
Аналогичные обстоятельства сложились при оформлении земельного участка с кадастровым номером №. На заявление от 06.06.2023 (вх. СП-9/3465) о предоставлении указанного земельного участка в аренду ответчиком вынесено распоряжение № РД-1630 от 20.06.2023 об отказе в предоставлении в аренду данного земельного участка по причине расположения земельного участка в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), где использование земельного участка для ведения огородничества в качестве основного вида разрешенного использования не предусмотрено.
Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконными распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-1559 от 15.06.2023 и № РД-1630 от 20.06.2023 об отказе в предоставлении земельных участков, государственная собственность на который не разграничена; возложить на Департамент градостроительства городского округа Самара обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявлений Самотаева А.В.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Егоров В.В. требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Кочергина Л.В. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с подп. "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 (ред. от 30.12.2022) "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ административному истцу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: г. <адрес> с видом разрешенного использования: ведение огородничества. Между Департаментом градостроительства г.о. Самара и истцом заключен договор аренды № 514а от 18.04.2023 указанного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
01.06.2023 административным истцом подано заявление о предоставлении указанного земельного участка в собственность по договору купли-продажи на основании подп. "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 для ведения огородничества.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-1559 от 15.06.2023 в предоставлении земельного участка отказано на основании п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ по причине того, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), где использование земельного участка для ведения огородничества в качестве основного вида разрешенного использования не предусмотрено. Разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка заявителем не представлено.
Также из материалов дела следует, что распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 18.05.2023 № РД-1198 в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ административному истцу предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка, площадью 311 кв.м, по адресу: <адрес>, для ведения огородничества.
05.06.2023 данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером №.
06.06.2023 административным истцом подано заявление о предоставлении указанного земельного участка в аренду без проведения торгов для ведения огородничества.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-1630 от 20.06.2023 в предоставлении земельного участка отказано на основании п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ по причине того, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), где использование земельного участка для ведения огородничества в качестве основного вида разрешенного использования не предусмотрено. Разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка заявителем не представлено.
Подпунктом 14 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами для каждой территориальной зоны (пункт 9 статьи 1, пункт 1 части 6 статьи 30, часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки поселений, которые утверждаются органами местного самоуправления, для каждой территориальной зоны индивидуально, они определяют основу правового режима земельных участков, и обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункты 2, 3 статьи 85 ЗК РФ, пункт 8 части 1, пункт 3 части 1 статьи 8, пункт 3 части 2 статьи 30, статья 36 ГрК РФ).
На территории г.о. Самара действуют Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61.
Испрашиваемые земельные участки расположены в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2).
В соответствии с градостроительным регламентом зоны Ж-2 действующих Правил землепользования и застройки городского округа Самара (в редакции Решения Думы городского округа Самара от 25.05.2023 N 297) вид разрешенного использования земельных участков «ведение огородничества» относится к условно разрешенным видам использования, то есть требует специального согласования.
Между тем, разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков для ведения огородничества у административного истца отсутствует.
Учитывая, что использование земельных участков должно осуществляться их правообладателями с соблюдением видов разрешенного использования, которые установлены градостроительными регламентами, и поскольку градостроительным регламентом, установленным Правилами землепользования и застройки городского округа Самара для территориальной зоны Ж-2, в которой находятся испрашиваемые земельные участки, такой вид разрешенного использования как «ведение огородничества» не предусмотрен в качестве основного, а разрешение на условно разрешенный вид использования не представлено, оснований для предоставления истцу земельных участков с целью их использования для ведения огородничества у административного ответчика не имелось.
Доводы административного истца о том, что земельные участки образованы и поставлены на кадастровый учет с видом разрешенного использования «ведение огородничества» до внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Самара, в соответствии с которыми вид разрешенного использования «ведение огородничества» изменен с основного на условно разрешенный вид использования, в связи с чем эти изменения не распространяются на возникшие правоотношения, основаны на неправильном толковании норм права.
Из положений части 8 статьи 36 ГрК РФ и части 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ следует, что в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия. Таким образом, административный истец может использовать арендованный земельный участок без приведения в соответствие с градостроительным регламентом, однако это не порождает у него безусловное право на приобретение этого земельного участка в собственность вопреки установленному запрету на предоставление земельных участков для целей, не соответствующих градостроительному регламенту. Также не является безусловным основанием для предоставления земельного участка решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и его постановка на государственный кадастровый учет, поскольку принятие решения о предоставлении земельного участка является самостоятельной стадией процедуры предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и предполагает проверку оснований для отказа в предоставлении земельного участка (статья 39.16 ЗК РФ).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таких оснований при рассмотрении дела не установлено, оспариваемые распоряжения приняты уполномоченным органом при наличии необходимых к тому оснований, соответствуют законодательству, регулирующему спорные отношения, и сами по себе права и законные интересы административного истца не нарушают.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Самотаева Антона Викторовича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконными распоряжений оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 07.11.2023.