Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-1341/2021 от 23.11.2021

Дело №12-1341/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении


    г. Самара                     27 декабря 2021 г.     

    

Судья Ленинского районного суда г.Самары Гороховик О. В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Силантьева А. В. на постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям -пл от 08.11.2021 о назначении должностному лицу АО «ТранснефетьДружба»- Силантьеву А. В. административного наказания по ст. 8.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 08.11.2021 г. должностное лицо АО «ТранснефтьДружба»- Силантьев А. В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

    Силантьев А. В. не согласившись с указанным постановлением от 08.11.2021, обратился с жалобой, мотивируя тем, что обществом разработан и утвержден «План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий 17.06.20.20.19, который был согласован с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. В связи с введением с 24.06.2020 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.11.2019 №811, КРУ 08.07.2020 в адрес Министерства направлен запрос о необходимости корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ. Однако в ответ на заявление письмом от 08.07.2020 Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области указало отсутствие оснований для согласования нового Плана. С учетом корректировки данных инвентаризации выбросов 3Вв атмосферный воздух обществом 11.05.2021 откорректированные мероприятия направлены в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. 10.06.2021 от Министерства повторно получен ответ об отсутствии целесообразности корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ.

На основании этого, просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представители заявителя по доверенности Воронкова Л. А. и Бойко О. Ю. доводы жалобы поддержали в полном объеме, с учетом письменных уточнений.

Представитель Росприроднадзора по доверенности Толмасова Е. Г. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы.

Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Согласно пункту 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов     неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ (вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Приказ ).

Приказом определено, что разработка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условий осуществляется для всех источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объекты I, II и III категорий), подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

При этом вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий регулируются порядком проведения таких работ, установленным в соответствующем субъекте Российской Федерации.

На территории Самарской области действует постановление Правительства Самарской области от 24.11.2010 № 596 «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Самарской области», согласно п. 9 которого (в редакции в ред. Постановления Правительства Самарской области от 17.12.2018 № 792) (далее - Постановление №596), мероприятия в период неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и утверждаются руководителем юридического лица или иным уполномоченным лицом и согласовываются с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 28.05.2021 по 26.06.2021 на основании распоряжения от 21.05.2021 № 179-р проведена проверка исполнения законодательства в области окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности АО «ТранснефтьДружба», по результатам которой составлен акт о том, что общество осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением природоохранного законодательства.

Должностным лицом, ответственным за организацию работы по соблюдению природоохранного законодательства на объекте ЛПДС «Сызрань-1» КРУ АО «ТранснефтьДружба» назначен начальник станции Силантьев А. В.

Согласно акта проверки от 02.08.2021, план мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях по ЛПДС «Сызрань-1», утвержден Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области 17.06.2019 и не соответствует требованиям законодательства; места отбора проб промвыбросов по источнику выбросов № 0028 «Воздушник подземной емкости РГС -10 № 14 и № 0039 «труба вентиляции насосной» не оборудованы в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.4-06-90 «Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения: отсутствуют точки отбора проб.

В соответствии с Постановлением №596 обществом разработан и утвержден «План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для ЛПДС «Сызрань-1», который 17.06.2019 был согласован Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

В связи с введением с 27.06.2020 Приказа №811 08.07.2020 АО «Транснефть» 08.07.2020 в адрес Министерства направлен запрос о необходимости корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ. Однако в ответ на заявление письмом от 08.07.2020 Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области указало отсутствие оснований для согласования нового Плана.

С учетом корректировки данных инвентаризации выбросов 3Вв атмосферный воздух обществом 11.05.2021 откорректированные мероприятия направлены в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. 10.06.2021 от Министерства повторно получен ответ об отсутствии целесообразности корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ.

В пункте 21 Приказа №811 перечислены случаи, при которых хозяйствующим субъектом должна осуществляется корректировка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях, включая наличие изменений технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, изменились более чем на 25%.

В отсутствие таких случаев, план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не подлежит корректировке.

Таким образом, в отсутствие оснований для корректировки, указанных в п.21 Приказа №811, в настоящее время действующим планом мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий является «План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для КРУ АО «ТранснефтьДружба», согласованный министерством 17.06.2019.

Материалы проверки не содержат сведений об изменении технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, изменились более чем на 25%, что является основанием для корректировки мероприятий.

Таким образом, при указанных обстоятельствах в действиях общества отсутствует нарушение ч. 3 ст. 19 Закона №96 и раздела II Приказа №811.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Согласно п. 16 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 N 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки

ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (далее - Приказ №352) определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ) осуществляется инструментальными и расчетными методами.

При применении инструментальных методов получение данных о выбросах загрязняющих веществ проводится путем непосредственного исследования отходящих газов приборами (оборудованием) на ИЗАВ либо путем анализа проб в лаборатории после их отбора из отходящих газов в специально оборудованных местах на ИЗАВ (п. 20 Приказа №352).

В соответствии с п. 25 Приказа №352 использование расчетных методов для определения показателей выбросов организованных источников допускается в следующих случаях:

отсутствие аттестованных методик измерения загрязняющего вещества;

отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов;

отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику).

ГОСТ 17.2.4.06-90 «Охрана природы (ССОП). Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения» устанавливает методы определения скорости и объемного расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения в газоходах и вентиляционных системах со скоростью не менее 4 м/с.

Для определения показателей выбросов по источнику № 0028 «Воздушник подземной емкости РГС-10 № 14» используется расчетный метод контроля ввиду того, что скорость газовоздушной смеси на выходе из источника выбросов составляет 1,5 м/с (таблица 1.2 «Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для расчета загрязнения атмосферы на существующее положение» Расчета нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ ЛПДС «Сызрань-1»), что ниже критерия, предусмотренного ГОСТ 17.2.4.06-90 - не менее 4 м/с.

Следовательно, в отношении источника № 0028 «Воздушник подземной емкости РГС-10 № 14» в соответствии с п. 25 Приказа № 352 отсутствует практическая возможность проведения инструментальных измерений выбросов, что допускает использование расчетных методов.

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, в действиях должностного лица АО «ТранснефтьДружба» Силантьева А. В. отсутствует, следовательно, оснований для привлечения должностного лица АО «ТранснефтьДружба» Силантьева А. В. к административной ответственности не имеется.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решения выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям № 455-пл от 08.11.2021 о назначении административного наказания должностному лицу АО «ТранснефтьДружба» Силантьеву А. В. по ст. 8.1 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7, п. п. 2 п. 1 ст. 24.5 названного Кодекса.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

    Постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям № 455-пл от 08.11.2021 о назначении административного наказания должностному лицу АО «Транснефть-Дружба» Силантьеву А. В. по ст. 8.1 КоАП РФ -отменить, производство по делу прекратить на основании п. п. п. 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Жалобу Силантьева А. В. удовлетворить.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течении 10 суток с момента получения или вручения копии решения.

Судья:      Гороховик О. В.

12-1341/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Другие
Ушмудьева Юлия Александровна
Силантьев А.В.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Гороховик О. В.
Статьи

ст.8.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
24.11.2021Материалы переданы в производство судье
10.12.2021Судебное заседание
27.12.2021Судебное заседание
27.12.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
30.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее