ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД № 91RS0003-01-2019- | 003088-89 Председательствующий в суде первой инстанции | Благодатная Е.Ю. |
Дело № 33-1281/2020 Судья-докладчик в суде апелляционной инстанции Егорова Е.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 февраля 2020 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Егоровой Е.С.,
судей Авериной Е.Г., Синани А.М.,
при секретаре Марковой Э.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 31 октября 2019 года по гражданскому делу по иску заместителя прокурора Центрального района г. Симферополя Республики Крым в интересах Бур М.В. к Министерству здравоохранения Республики Крым и Министерству здравоохранения Российской Федерации о взыскании денежных средств и обязании обеспечить лекарственным препаратом.
По делу установлено:
в сентябре 2019 года заместитель прокурора Центрального района г. Симферополя обратился в суд в интересах Бур М.В. с иском к Министерству здравоохранения Республики Крым с требованиями о взыскании в пользу Бур М.В. денежных средств, потраченных на приобретение лекарственного препарата «Амбризентан» ТН «Волибрис» в размере 111000 рублей; обязании Министерства здравоохранения Республики Крым обеспечить Бур М.В. лекарственным препаратом «Амбризентан» ТН «Волибрис» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями; решение суда обратить к немедленному исполнению.
Определением судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 сентября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации (л.д. 39-40).
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 31 октября 2019 года иск заместителя прокурора Центрального района г. Симферополя в интересах Бур М.В. удовлетворен частично.
С Министерства здравоохранения Республики Крым в пользу Бур М.В. взысканы денежные средства, потраченные на приобретение лекарственного препарата «Амбризентан» ТН «Волибрис» в размере 111000 рублей.
Решение суда в данной части обращено к немедленному исполнению.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
На указанное решение суда Министерством здравоохранения Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене, постановлении нового, которым в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что Министерство здравоохранения Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым. ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника № 3», ГУП РК «Крым - Фармация», ГКУ РК «Крымздрав» находятся в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Крым. Отпуск лекарственных препаратов на льготных условиях отдельным категориям граждан по надлежаще оформленным рецептам осуществляет аптечная сеть ГУП РК «Крым - Фармация». Если на момент обращения гражданина лекарственный препарат в аптеке отсутствует, то аптечная организация принимает рецепт на «отсроченное обеспечение». Срок обеспечения составляет 10 рабочих дней. Закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан осуществляет ГКУ РК «Крымздрав». Министерство 21.08.2019 за исх. № 01/2474-08-09 на основании информации, представленной ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника №», направило в ГКУ «Крымздрав» дополнительную заявку № на закупку за счет средств федерального бюджета препарата «Амбризентан», таб. п.п. о 10 мг № 30 для лечения по жизненным показаниям Бур М.В. в количестве 12 упаковок (потребность на год). Государственный контракт от 09.09.2019 № на поставку лекарственного препарата «Амбризентан», заключен с АО «Фармация» в соответствии с дополнительной заявкой Министерства от 21.08.2019 №. Согласно данным персонифицированного отпуска 17.09.2019 и 17.10.2019 на имя Бур М.В., отпущены лекарственные препараты «Амбризентан, таб. п.п.о. 10 мг №30» в количестве 1-й упаковки и «Амбризентан, таб. п.п.о. 10 мг №30» в количестве 2-х упаковок. При невозможности осуществления срочной закупки медицинская организация обеспечивает пациента необходимым лечением путем госпитализации в течение 5 рабочих дней в дневной или круглосуточный стационар, замены схем лечения либо за счет бюджета медицинской организации и иных источников (п. 5.8 Регламента взаимодействия участников программ льготного лекарственного обеспечения на территории Республики Крым, порядка осуществления и формы мониторинга обеспечения необходимого количества лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан в Республике Крым). Министерство здравоохранения Республики Крым исполнило свои обязательства в полном объеме в соответствии с действующим законодательством, поэтому права Бур М.В. не нарушило. Судом первой инстанции все доводы Министерства здравоохранения Республики Крым оставлены без внимания.
На апелляционную жалобу заместителем прокурора Центрального района города Симферополя поданы письменные возражения, в которых заместитель прокурора просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции оставить без изменения (л.д. 149 - 151).
Главным врачом ГБУ РК «Симферопольская поликлиника №» подан письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором главный врач указал, что заявки на лекарственные препараты ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника №» были поданы в Министерство здравоохранения Республики Крым своевременно.
Представителем ГУП РК «Крым - Фармация» на апелляционную жалобу поданы письменные возражения, в которых представитель просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать (л.д. 156 - 157).
Представителем Министерства здравоохранения Российской Федерации поданы письменные объяснения относительно апелляционной жалобы, в которых представитель просил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Минздраву России оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д. 183 - 190).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор и Бур М.В. просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель третьего лица ГКУ РК «Крымздрав» Кононенко Д.Н. просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель третьего лица ГУП РК «Крым-Фармация» Азаров А.В. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель третьего лица ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника № 3» Киценко Е.Ю. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представители ответчиков Министерства здравоохранения Республики Крым, Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении апелляционной жалобы извещены.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционнойжалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Бур М.В. наблюдается в ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника №» с ДД.ММ.ГГГГ, является <данные изъяты>, федеральным и региональным льготополучателем (л.д. 11, 20 – копии ответов МЗ РК, ГУП РК «Крым - Фармация»).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бур М.В. находилась в <данные изъяты> отделении ГБУЗ РК «Городская клиническая больница № Департамента здравоохранения г. Москвы». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бур М.В. находилась на стационарном лечении в ГБУЗ «Городская клиническая больница №», где Бур М.В. было рекомендовано лечение препаратом Амбризентан, указанно, что данный препарат является жизненно необходимым, отмене и замене не подлежит (л.д. 22 – 24 – копия выписного эпикриза).
Из протокола заседания врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника №» установлено, что комиссия пришла к выводу об обоснованности назначения препарата Амбризентан «Волибрис» Бур М.В., принято решение подать заявку в Министерство здравоохранения Республики Крым для обеспечения Бур М.В. препаратом Амбризентан «Волибрис» за счет средств Республики Крым (л.д. 32-33).
22.11.2018 – врачебной комиссией ГБУЗ «Городская клиническая больница №» Бур М.В. рекомендовано Амбризентан 10 мг. 1 раз в день (л.д. 30).
10.12.2018 ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника №» направлена дополнительная заявка в Министерство здравоохранения Республики Крым № на препарат Амбризентан «Волибрис» 10 мг. № 30 шесть упаковок (л.д. 12, 37).
20.05.2019 в связи с ухудшением состояния и для оценки эффективности лечения Бур М.В. выдано направление на госпитализацию в ГБУЗ «Городская клиническая больница № Департамента здравоохранения г. Москвы», где Бур М.В. находилась на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Рекомендовано продолжить лечение лекарственным препаратами Силденафил и Амбризентан (л.д. 12).
Из протокола № врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника №» установлено, что врачебная комиссия признала обоснованным назначение препарата Амбризентан «Волибрис» Бур М.В.; приняла решение направить дополнительную заявку в Министерство здравоохранения Республики Крым для обеспечения Бур М.В. препаратом Амбризентан «Волибрис» за счет средств Республики Крым (л.д. 34).
28.06.2019 ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника №» направлена дополнительная заявка в Министерство здравоохранения Республики Крым № на лекарственный препарат Амбризентан «Волибрис» 10 мг. № 30 двенадцать упаковок (л.д. 12, 36).
Из ответа ГКУ РК «Крымздрав» и копий контракта, письма установлено, что 09.09.2019 ГКУ РК «Крымздрав» с АО «Фармация» заключен государственный контракт № на поставку лекарственного препарата МНН «Амбризентан», ТН «Волибрис», в соответствии с дополнительной заявкой Министерства здравоохранения Республики Крым от 21.08.2019 №, вошедшей в систему электронного документооборота Республики Крым 03.09.2019 (л.д. 13-19).
Закупка и поставка лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в рамках федеральной программы льготного лекарственного обеспечения производится ГКУ РК «Крымздрав», ГУП РК «Крым-Фармация» осуществляет лишь функции уполномоченного фармацевтического склада и аптекопроводящей сети.
29.08.2019 лечащим врачом Бур М.В. выписан рецепт на «Амбризентан» (л.д. 29).
30.08.2019 г. Бур М.В. обратилась с рецептом в аптеку, на оборотной стороне рецепта была сделана запись об отсрочке его исполнения (л.д. 29).
Из ответа ГУП РК «Крым - Фармация» установлено, что по состоянию на 13.09.2019 лекарственный препарат с мнн «Амбризентан таб. п.п.о. 10 мг. № 30» по программе РЛО отсутствовал на остатках Центрального аптечного склада и аптечной сети ГУП РК «Крым-Фармация»; лекарственный препарат с мнн «Амбризентан таб. п.п.о. 10 мг. № 30» по программе ОНЛС отсутствует на остатках Центрального аптечного склада и аптечной сети ГУП РК «Крым - Фармация» (л.д. 20-21 – ответ от 13.09.2019).
10.09.2019 Бур М.В. купила за личные денежные средства одну упаковку лекарственного препарата «Амбризентан» ТН «Волибрис» 10 мг. № 30 за 111000 рублей (л.д. 10 – кассовый чек), поскольку этот лекарственный препарат для Бур М.В. является жизненно необходимым.
В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Частью 2 это же статьи предусмотрено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Удовлетворяя частично иск заместителя прокурора в интересах Бур М.В., суд первой инстанции руководствовался статьей 1064 ГК РФ и исходил из того, что Бур М.В. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «Амбризентан» ТН «Волибрис», однако этот лекарственный препарат не был получен Бур М.В. по вине Министерства здравоохранения РК, которое является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан. Тем самым, Министерство здравоохранения РК обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В соответствии с данными, которые были предоставлены ГУП РК «Крым - Фармация» от 13.09.2019 лекарственный препарат «Амбризентан» 10 мг. № 30 отсутствует на остатках Центрального аптечного склада и аптечной сети ГУП РК «Крым - Фармация».
Суд апелляционной инстанции соглашается с наличием оснований для удовлетворения иска.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Бур М.В. имеет право на бесплатное получение медицинского препарата Амбризентан.
Из выписки из амбулаторной карты Бур М.В. от 28 июня 2019 установлено, что ее основное заболевание – <данные изъяты> (л.д. 28).
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.
Согласно части 3 этой же статьи перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 N 403 (ред. от 20.11.2018) утвержден Порядок ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента" (вместе с "Правилами ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента").
Пунктом 23 Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности предусмотрено такое заболевание как легочная (артериальная) гипертензия (идиопатическая) (первичная).
Правительством РФ 10.12.2018 принято распоряжение N 2738-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».
Пунктом 1 указанного Распоряжения утвержден перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, согласно приложению N 2.
Согласно приложению 2 Код АТХ - C02KX, для лечения <данные изъяты> гипертензии предусмотрен амбризентан.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: 1) осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; 2) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ; 3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Частью 7 это же статьи предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения: 1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий; 2) издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 02.12.2014 N 176 утверждены методические рекомендации финансового, организационного и информационного взаимодействия обеспечения необходимыми лекарственными препаратами (ОНЛП) отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на территории Республики Крым.
В соответствии с п. 1.4. Методических рекомендаций финансового, организационного и информационного взаимодействия обеспечения необходимыми лекарственными препаратами (ОНЛП) отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на территории Республики Крым, субъектами ОНЛП, организующими и осуществляющими реализацию Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" на территории Республики Крым, являются:
- Министерство здравоохранения Республики Крым;
- территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Крым;
- Крымский территориальный фонд обязательного медицинского (с 01.01.2015) страхования;
- отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым;
- Государственное унитарное предприятие "Крым-Фармация";
- медицинские организации Республики Крым;
- аптечные организации "Крым-Фармация".
Пунктом 2.2.1. Методических рекомендаций предусмотрено, что Министерство здравоохранения РК является ответственным исполнительным органом государственной власти Республики Крым за осуществление полномочий по организации бесплатного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, в том числе:
- организацию размещения заказов на поставку лекарственных препаратов, ИМН и СПЛП, в соответствии с действующим законодательством;
- организацию обеспечения населения лекарственными препаратами, закупленными по государственным контрактам.
Согласно п.2.2.2. этих же Методических рекомендаций МЗ РК приказом определяет:
- перечень МО, имеющих право выписки лекарственных препаратов льготникам;
- перечень врачей (фельдшеров), имеющих право выписки рецептов отдельным категориям граждан - получателей НСУ;
- перечень АО, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь.
В пункте 3.10. указано, что граждане, сохранившие за собой НСУ, имеют право на получение лекарственных препаратов по рецептурным бланкам установленного образца преимущественно в аптечной организации, прикрепленной к медицинской организации и осуществляющей лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан.
В соответствии с пунктом 6.7.2. в случае отсутствия необходимых ЛП в АО рецепт ставится на учет для гарантированного обеспечения в течение 10 дней, в срочных случаях - 48 часов и регистрируется в "Журнале неудовлетворенного спроса". Рецептурный бланк на отсутствующий препарат оформляется на обороте штампом аптечной организации либо записью с указанием адреса и номера аптеки, отметкой даты постановки на гарантированное обеспечение.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (зарегистрировано в Минюсте России 07.02.2005 N 6303).
Согласно подпункту 1 пункта 1.1. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328, настоящий Порядок в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, включающего следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 1 части 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Пунктом 2.7. этого же порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 08.07.2016 N 1056 (ред. от 09.07.2019) утверждены регламенты взаимодействия участников программ льготного лекарственного обеспечения на территории Республики Крым, порядка осуществления и формы мониторинга обеспечения необходимого количества лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан в Республике Крым" (вместе с "Регламентом взаимодействия участников реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врача (фельдшера) при оказании бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, в Республике Крым", "Регламентом взаимодействия участников реализации программы обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих в Республике Крым, лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой", "Порядком осуществления мониторинга обеспечения необходимого количества лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан в Республике Крым").
Согласно пункта 3.1.8. Регламента взаимодействия участников реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врача (фельдшера) при оказании бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, в Республике Крым, Минздрав РК определяет порядок и сроки представления основной и дополнительной заявок на лекарственные препараты.
Пунктом 3.1.9. этого же регламента предусмотрено, что Минздрав РК корректирует и утверждает основную и дополнительные сводные заявки на лекарственные препараты и медицинские изделия для обеспечения граждан по программе ОНЛП от медицинских организаций и главных внештатных специалистов Минздрава. Основанием для расчета объема закупаемых лекарственных препаратов и медицинских изделий являются заявки медицинских организаций и главных внештатных специалистов Минздрава, составленные на основании персонифицированного учета потребностей граждан, включенных в Регистр, по средним объемам потребления лекарственных препаратов за предшествующий календарный период во время исполнения программы (начиная с 2015 года) по каждому лекарственному препарату.
В соответствии с п. 2 Порядка осуществления мониторинга обеспечения необходимого количества лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан в Республике Крым участниками Мониторинга является, в том числе, Министерство здравоохранения Республики Крым.
Пунктом 7 Порядка определено, что Минздрав проводит анализ представленных в ходе Мониторинга данных, оценивает уровень и динамику обеспечения отдельных категорий граждан в Республике Крым необходимым количеством лекарственных препаратов и медицинских изделий, принимает по результатам Мониторинга решения о необходимости:
- корректировки основных закупок;
- осуществления дополнительных закупок;
- корректировки разнарядок на лекарственные препараты для медицинских организаций.
Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Крым обязано было обеспечить наличие Амбризентана в аптеке в необходимый для Бур М.В. период.
Министерство здравоохранения Республики Крым, получив от ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника №» дополнительную заявку от 28.06.2019 на Амбризентан «Волибрис» в количестве 12 упаковок, не обеспечило наличие этого лекарственного препарата в аптеке в период с 29.08.2019 по 13.09.2019.
В силу частей 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Право Бур М.В. нарушено необеспечением ей своевременно необходимым лекарственным препаратом, вследствие чего ею были понесены убытки, выразившиеся в необходимости его приобретения за счет личных средств.
В соответствии с ч. 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции указанных нарушений не допущено, поэтому решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 31 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья
судьи: