Дело № 2-4303/2022
УИД 73RS0001-01-2022-005501-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 7 октября 2022 года
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Шабинской Е. А.,
при секретаре Вирфель А. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карповой Екатерины Сергеевны, Карпова Александра Сергеевича, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты>, к Администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска о признании нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Карпова Е. С., Карпов А. С., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к Администрации города Ульяновска о признании нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что в 2022 году в администрацию г. Ульяновска истцами подано заявление о признании многодетной семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Семья состоит из шести человек: мать - Карпова Е. С., отец – Карпов А. С., дети ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Письмом администрации г. Ульяновска № о ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано в признании нуждающимися в жилом помещении. Основанием отказа указано, что истцы суммарно обеспечены нормой жилья. Считают данный отказ неправомерным.
На момент подачи заявления о признании нуждающимися в жилом помещении семья имела в собственности 65,6 кв.м. жилья, в том числе: ФИО1 является собственником ? доли квартиры общей площадью 62,4 кв.м. по адресу: <адрес>. Карповой Е. С. и Карпову А. С. принадлежит по 50/100 долей жилого дома общей площадью 34,4 кв.м. по адресу: <адрес>
Таким образом, истцы не обеспечены учетной нормой, которая составляет 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, обеспеченность составляет 10,93 кв.м.
Ответчик считает обеспеченность семьи истцов с учетом жилой площади, принадлежащей родителям Кольцовой Т. В. и Карповой В. С. С родителями общей семьей не проживают, общего хозяйства не ведут, проживают своей семьей.
Считают, что при определении нуждаемости в жилой площади должна учитываться жилая площадь, принадлежащая членам семьи истцов.
Просили признать нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма Карпову Е. С., Карпова А. С., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска.
В судебном заседании истец Карпова Е. С. и ее представитель на доводах искового заявления настаивали. Карпова Е. С. пояснила, что она, её супруг и трое детей - ФИО2, ФИО3, ФИО4 проживают в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес> квартире, принадлежащей свекрови истицы – Карповой В. С. Карпова В. С. также проживает в указанной квартире, однако членами одной семьи они не являются, общее хозяйство не ведут.
В судебном заседании представители ответчиков Управлению муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска не присутствовали, извещены. В письменной отзыве на исковое заявление представитель ответчиков указал, что истица Карпова Е. С. со своей дочерью – ФИО11 зарегистрированы в трехкомнатной квартире, общей площадью 62,4 кв.м. по адресу: <адрес>, где всего зарегистрировано шесть человек. Собственником указанного жилого помещения являются Кольцова Д. М. и Кольцова Т. В. На каждого члена семьи приходится по 10,4 кв.м. (на двоих 20,8 кв.м.). Карпов А. С., ФИО2, ФИО3, ФИО4 зарегистрированы в двухкомнатной квартире, общей площадью 52,1 кв.м. по адресу: <адрес>, где всего зарегистрировано 5 человек. Собственником указанного жилого помещения является Карпова В. С. (мать Карпова А. С.). На каждого члена семьи приходится по 10,42 кв.м. (на четверых 41,68 кв.м.). Семья истца имеет право пользования и проживания как член семьи собственника в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ. По данным выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в собственности истицы и её мужа имеется по 50/100 долей жилого помещения, общей площадью 34,4 кв.м. по адресу: <адрес>. Матери истца – Кольцовой Т. В. принадлежит на праве собственности жилое помещение, общей площадью 49 кв.м. по адресу: <адрес>. Таким образом, истцы учетной нормой площади жилого помещения обеспечены и не являются нуждающимися в жилье. В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ площади указанных жилых помещений суммируются (34,4 кв.м.+20,8 кв.м.+41,68 кв.м.=96,88 кв.м. : 6 человек = 16,14 кв.м. (приходится на одного человека). В связи с этим, истица со своей семьей не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. В связи с этим полагает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд дает оценку тем доказательствам, которые представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст.ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Согласно п. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Истцы обратились в Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска с заявлением о признании семьи нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением комиссии по учёту и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) истцам отказано в признании нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со статьёй 51, пункт 1 подпункт 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истица Карпова Е. С. уведомлена о принятом решении, при этом указанное письмо содержит основания, послужившие принятию вышеприведенного решения, в частности указано, что Карпова Е. С. с членами семьи в составе 6 человек учетной нормой жилья обеспечены.
Суд находит данный отказ комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска законным и обоснованным, а исковые требования Карповой Е. С., Карпова А. С., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Решению Городской Думы № 126 от 13.07.2005 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», учетная норма площади жилого помещения, согласно которой семья признается нуждающейся в улучшении жилищных условий, установлена в размере 12 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Согласно материалам дела, что также не отрицается истцами, Карпова Е. С. и ФИО13 зарегистрированы по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № заключенного с Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Ульяновска принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1 (1/2 доли) и матери Карповой Е. С. - ФИО12 (1/2 доли). От права на участие в приватизации данного жилого помещения отказались ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 (в настоящее время ФИО19).
Общая площадь указанного жилого помещения составляет 62,4 кв.м., что подтверждается материалами дела.
Как следует из установленных судом обстоятельств, ФИО1 фактически проживает по месту своей регистрации, продолжает пользоваться данным жилым помещением.
Карпов А. С., ФИО2, ФИО3 и ФИО4 зарегистрированы по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № заключенного с Комитетом по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> на праве собственности принадлежит матери Карпова А. С. – ФИО10 От права на участие в приватизации данного жилого помещения отказались ФИО3, Карпов А. С.
Общая площадь указанного жилого помещения составляет 52,1 кв.м., что подтверждается материалами дела.
Как следует из установленных судом обстоятельств, Карпов А. С., ФИО2, ФИО3 и ФИО4 фактически проживают по месту своей регистрации, кроме того, в указанной квартире зарегистрирована и проживает мать Карпова А. С. – ФИО10
Также судом установлено, что Карповой Е. С. и Карпову А. С. на праве общей долевой собственности по 50/100 долей каждому принадлежит жилой дом, общей площадью 34,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Кроме того, матери Карповой Е.С. – ФИО12 принадлежит на праве собственности жилое помещение, общей площадью 49 кв.м. по адресу: <адрес>.
Положение ст. 51 ЖК РФ направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции РФ принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В абзаце 4 п. 13 того же постановления разъяснено, что учитывая положения ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, следует иметь ввиду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу.
Собственник квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ФИО12 приходится истцу Карповой Е. С. родной матерью, то есть они являются членами одной семьи, при этом, факт наличия регистрации Карповой Е. С. в данной квартире подтверждается сохранением между указанными лицами родственных отношений.
Собственник квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ФИО10 приходится истцу Карпову А. С. родной матерью, то есть они являются членами одной семьи, при этом, факт наличия регистрации Карпова А. С. в данной квартире также подтверждается сохранением между указанными лицами родственных отношений.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч.2 ст. 31 ЖК РФ).
Доводы истицы и свидетелей ФИО10, ФИО18 о том, что ФИО10 членом их семьи не является, суд не принимает, поскольку установлен факт совместного проживания истцов с собственником в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на что также указывают свидетели, установление фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки не требуется, при этом свидетели являются родственниками истцов.
Исходя из суммарной площади указанных жилых помещений 96,88 кв.м. (34,4 кв.м.+20,8 кв.м.+41,68 кв.м.), на каждого члена семьи приходится 16,14 кв.м. (96,88 кв.м./6). Таким образом, Карпова Е. С., Карпов А. С., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обеспечены учетной нормой площади жилого помещения.
На основании изложенного, истцы не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилья, поскольку обеспечены общей площадью жилого помещения выше учетной нормы на человека. Решение комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска является обоснованным, а исковые требования - не подлежащими удовлетворению.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований Карповой Е. С., Карпова А. С., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, к Администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска о признании нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма надлежит отказать.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Карповой Екатерины Сергеевны, Карпова Александра Сергеевича, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, к Администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска о признании нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е. А. Шабинская.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.10.2022.