дело № 2-2802/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2019 года г. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Емелиной К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Царева ФИО6 к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании решения незаконным, обязании внести изменения в договор аренды,
УСТАНОВИЛ:
Царев П.Д. обратился в Щелковский городской суд Московской области с вышеуказанным иском с учетом уточнения о признании незаконным решения Администрации Щелковского муниципального района Московской области от 03.09.2018 г. об отказе во внесении изменений в договор аренды земельного участка, обязании внести изменения в договор аренды.
В обоснование заявленных требований указал, что он является арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> Вид разрешенного использования указан в договоре аренды как огородничество. Согласно градостроительному регламенту, являющемуся составной частью Правил землепользования и застройки территории сельского поселения Медвежье-Озерское Щелковского муниципального района, утвержденных решением Совета депутатов Щелковского муниципального района №-НПА от 28.11.2017 г., спорный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. Основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, включенных данную зону, являются: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства и т.д. В ЕГРН в отношении данного земельного участка были внесены изменения в части вида разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Истец обратился в Администрацию Щелковского муниципального района с заявлением о внесении изменений в действующий договор аренды земельного участка в части изменения уточнения вида разрешенного использования. Решением Межведомственной комиссии по вопросам имущественных отношений в Московской области от 24.08.2018 г. в согласовании проекта решения о внесении изменений в договор аренды было отказано с указанием на то, что решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка не согласовано с Министерством имущественных отношений Московской области. Решением Администрации Щелковского муниципального района от 03.09.2018 г. истцу отказано во внесении изменений в договор аренды земельного участка.
Просит признать решение Администрации Щелковского муниципального района Московской области об отказе во внесении изменений в договор аренды земельного участка № от 27.12.2013 года, выраженное в письме от 03.09.2018 г. № Р№ незаконным, обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов путем принятия решения о внесении изменений в договор аренды земельного участка № от 27.12.2013 года в части изменения вида разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
В судебное заседание истец Царев П.Д. не явился, извещен, его представитель Шкуратов Д.Н., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Щелково Московской области Мясова С.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, пояснила, что земельный участок был предоставлен истцу в аренду для огородничества без проведения аукциона. Внесение изменений в договор аренды в части вида разрешенного использования приведет к нарушению порядка предоставления земельных участков в аренду.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что между Царевым П.Д. и Администрацией Щелковского муниципального района Московской области заключен Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от 27.12.2013 года.
В соответствии с п. 1.1 Договора аренды № от 27.12.2013 года истцу предоставлен в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности, общей площадью 800 кв.метров, <данные изъяты>, кадастровый №, <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>
Согласно п. 2.1 срок аренды устанавливается на 5 лет с 23.12.2013 года до 23.12.2018 года.
Решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области №-НПА от 28.11.2017 г. утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Медвежье-Озерское Щелковского муниципального района Московской области.
Согласно градостроительному регламенту, являющемуся составной частью Правил землепользования, спорный земельный участок расположен в зоне, обозначенной Ж-2 - зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. Основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, включенными в зону Ж-2 являются, в том числе, для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, блокированная жилая застройка.
23 июня 2018 года Царев П.Д. обратился в Администрацию Щелковского муниципального района Московской области с заявлением, в котором просил дать согласие на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «<данные изъяты>» на «для видения личного подсобного хозяйства».
В письме от 27 июня 2018 года Администрация Щелковского муниципального района Московской области согласовала изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка.
По заявлению истца были внесены изменения в ЕГРН в отношении спорного земельного участка. Вид разрешенного использования указан как: для ведения личного подсобного хозяйства. Изменения отражены в кадастровой выписке о земельном участке от 20 августа 2018 года.
Истец обратился в Администрацию Щелковского муниципального района с заявлением от 10.08.2018 г. о внесении изменений в действующий договор аренды земельного участка в части изменения уточнения вида разрешенного использования.
Решением Межведомственной комиссии по вопросам имущественных отношений в Московской области, выраженным в выписке из протокола №-З заседания Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 24.08.2018 года, в согласовании проекта решения о внесении изменений в договор аренды было отказано с указанием на то, что решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка не согласовано с Министерством имущественных отношений Московской области.
Решением Администрации Щелковского муниципального района Московской области, выраженным в письме от 03.09.2018 г. № Р№ истцу было отказано во внесении изменений в договор аренды земельного участка № от 27.12.2013 года с указанием на отказ Межведомственной комиссии по вопросам имущественных отношений в Московской области в согласовании проекта решения.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона (часть 3).
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Классификатор видов разрешённого использования земельных участков утверждён в Приложении к Приказу Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540.
Пунктом 2.2. Классификатора установлен вид разрешённого землепользования – для ведения личного подсобного хозяйства который предусматривает размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Порядок землепользования и застройки включает в себя градостроительный регламент (подп. 3 п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
При этом ч. 3, ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица, по смыслу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Таким образом, действующее законодательство позволяет правообладателю изменять вид разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом без дополнительных разрешений и согласований при условии соблюдения требований технических регламентов. Отдельного согласования с Министерством имущественных отношений изменения вида разрешенного использования, если это изменение соответствует градостроительному регламенту, - не требуется.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 30.11.2017 № 13ВР-1770 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
В соответствии с п. 6.1 указанного Административного регламента Заявитель (представитель Заявителя) обращается в Администрацию посредством РПГУ или МФЦ за внесением изменений в действующий договор аренды земельного участка в связи с изменением характеристик земельного участка (категории, вида разрешенного использования (далее - ВРИ), площади, кадастровой стоимости, кадастрового номера).
В соответствии с п. 5.1. Органом, ответственным за предоставление государственной услуги, является Администрация. Заявитель обращается за предоставлением государственной услуги в Администрацию городского округа или муниципального района, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок, посредством МФЦ, РПГУ или почтовой связи.
При этом раздел 13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги. Данный перечень не содержит такого основания как отсутствие согласования решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с Министерством имущественных отношений Московской области.
В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
По смыслу договора аренды арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.
Согласно градостроительному регламенту, спорный земельный участок расположен в зоне, обозначенной Ж-2 - зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.
Основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в указанной зоне являются, в том числе, для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, блокированная жилая застройка. Вид деятельности «огородничество» в данной зоне относится к условно-разрешенному виду использования земельного участка.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Соответственно, в случае противоречия договора аренды утвержденным впоследствии документам территориального планирования, ответчик должен был руководствоваться именно документами территориального планирования и, соответственно, внести изменения в договор аренды.
Как следует из материалов дела, в отношении спорного земельного участка был изменен вид разрешенного использования. При этом изменение вида разрешенного использования было произведено с согласия Администрации Щелковского муниципального района.
В связи с наличием договорных отношений изменение вида разрешенного использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.
Изменение разрешенного вида использования в данном случае должно рассматриваться как изменение обстоятельства, определяющего целевое использование арендованного земельного участка, наступление которого истец не мог предполагать при заключении договора аренды в отношении указанного участка.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Царева ФИО7 – удовлетворить.
Признать решение Администрации Щелковского муниципального района Московской области об отказе во внесении изменений в договор аренды земельного участка № от 27.12.2013 года, выраженное в письме от 03.09.2018 г. № Р№ незаконным.
Обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области устранить нарушение прав, свобод и законных интересов Царева ФИО8 путем принятия решения о внесении изменений в договор аренды земельного участка № от 27.12.2013 года в части изменения вида разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щелковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Кудрякова Ю.С.