Гражданское дело №2-392/2014
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
04 декабря 2014 г. г.Краснослободск
Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего – судьи Л.А.Чижиковой,
при секретаре Г.В.Ушаковой,
с участием в деле материальной истицы Н.В.Бондаренко,
помощника прокурора Краснослободского района Республики Мордовия Н.М.Родиной,
представителя ответчика администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия И.В.Медянкиной, действующей на основании доверенности,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Бондаренко Н. В., к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Краснослободского района Республики Мордовия, действуя в защиту интересов Н.В.Бондаренко, обратился в суд с иском к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставить Н.В.Бондаренко по месту жительства в границах территории Краснослободского района Республики Мордовия благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на состав семьи 1 человека по договору найма специализированного жилого помещения по тем основаниям, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по заявлению Н.В.Бондаренко о защите нарушенных жилищных прав, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что мать Н.В.Бондаренко – <данные изъяты>, отец <данные изъяты> В 2013 году Н.В.Бондаренко окончила ГБОУ РМ НПО «Профессиональный лицей №3» <адрес>. Постановлением администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 01 августа 2013 г. №361 Н.В.Бондаренко принята на учет для предоставления жилого помещения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и включена в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Обеспечение Н.В.Бондаренко благоустроенным специализированным жилым помещением должно осуществляться администрацией Краснослободского муниципального района Республики Мордовия за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района из республиканского бюджета Республики Мордовия. Просит обязать администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия предоставить Н.В.Бондаренко по месту жительства в границах территории Краснослободского района Республики Мордовия благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на состав семьи 1 человек по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Краснослободского района Республики Мордовия Н.М.Родина исковые требования поддержала в полном объеме по указанным выше основаниям.
Материальная истица Н.В.Бондаренко исковые требования также поддержала.
Представитель ответчика администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия И.В.Медянкина иск не признала, при этом указала, что у ответчика отсутствуют денежные средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Третье лицо Министерство образования Республики Мордовия в судебное заседание не явилось. В своем заявлении первый заместитель Министра Министерства образования Республики Мордовия Т.Ф.Каргина просила рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, вынести решение на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Н.В.Бондаренко обратилась к прокурору Краснослободского района Республики Мордовия с заявлением о защите ее нарушенных жилищных прав (л.д.4).
Согласно статье 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела усматривается, что Н.В.Бондаренко родилась 00.00.00., ее родителями являются В*** и Р***, что подтверждается свидетельством о рождении №
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Постановлением администрации муниципального образования «Нижнеколымский улус» от 10 июля 2003 г. №38 Н.В.Бондаренко назначен опекун и за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, где она проживала с родителями.
Квартира № по <адрес> принадлежит матери Н.В.Бондаренко – Р***, имеет общую площадь 54,2 кв.м. С 05 ноября 2002 г. в данной квартире зарегистрирована А*** с несовершеннолетними детьми: Л***, 00.00.00. года рождения, О***, 00.00.00. года рождения (л.д.16-21).
Из диплома № о начальном профессиональном образовании следует, что 13 марта 2013 г. Н.В.Бондаренко окончила обучение в ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №3» и ей была присвоена квалификация «Повар 3-го разряда, овощевод».
Согласно штампу в паспорте гражданина Российской Федерации №, Н.В.Бондаренко зарегистрирована по адресу: <адрес>.
19 июля 2013 г. Н.В.Бондаренко обратилась в администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 11 августа 2013 г. Н.В.Бондаренко была принята на учет для предоставления жилого помещения, как лицо, оставшееся без попечения родителей.
Н.В.Бондаренко включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилищных помещений (л.д.7-8).
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 05 июля 2013 г. №01/029/2013-28783, от 04 марта 2014 г. № 01/036/2014-7234 и справкам Краснослободского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 23 июля 2013 г. №49, от 03 марта 2014 г. № 10, сведений о нахождении в собственности Н.В.Бондаренко недвижимого имущества не имеется.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, утратившим силу с 01 января 2013 г., вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства).
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей до 01 января 2013 г., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняли на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения закреплялись в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утратившей силу 05 апреля 2013 г., согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» федеральный законодатель упразднил с 1 января 2013 г. право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрел предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации. Так, согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действующей с 01 января 2013 г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (абзац четвертый статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Пунктом 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действующей с 01 января 2013 г., предусмотрено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действующей с 01 января 2013 г., дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В силу части 1 статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Республики Мордовия регулируются Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями». Согласно положениям, содержащимся в пункта 1 и 2 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений. Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 квадратных метров.Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Жилые помещения указанным лицам могут быть предоставлены в возрасте 16 лет в случаях: смерти после исполнения ребенку 16-летнего возраста родителей или попечителя, с которыми он проживал; окончания общеобразовательного учреждения. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. №32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда наделены администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск. Пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. №32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия. Таким образом, Н.В.Бондаренко имеет право на предоставление по месту жительства в границах территории Краснослободского района Республики Мордовия благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения на состав семьи 1 человека по договору найма специализированного жилого помещения, которым до настоящего времени не обеспечена, поскольку она проживает на территории Краснослободского района Республики Мордовия, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда до достижения возраста 23 лет. Закрепление за истицей жилого помещения при назначении опекуна в несовершеннолетнем возрасте не имеет какого – либо юридического значения. При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования прокурора в полном объеме. Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Бондаренко Н. В., удовлетворить.
Обязать администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия предоставить Бондаренко Н. В. по месту жительства в границах территории Краснослободского района Республики Мордовия благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на состав семьи 1 человек по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий - Л.А.Чижикова