Дело №12-9/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
п.Ольга 12 апреля 2017 года
Судья Ольгинского районного суда Приморского края Сортов В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по жалобе ФИО1, <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника Ольгинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания Федерального агентства по рыболовству № от 07.03.2017 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
ФИО1 подал в Ольгинский районный суд жалобу, считая данное постановление незаконным и необоснованным, поскольку он не совершал административного правонарушения, протокол об административном правонарушении был составлен в его отсутствие, в указанное в постановлении время инкриминируемого ему деяния он не находился на месте совершения вменяемого ему деяния, дело было рассмотрено в его отсутствие. При вынесении постановления должностное лицо не указывает совершенные им деяние в соответствии с фабулой инкриминируемой статьи КоАП РФ. Считает, что постановление не мотивированно и из него невозможно установить, кто именно совершил перечисленные в постановлении действия. Также вызывает сомнение правильность определения расстояния от устья реки до места инкриминируемого правонарушения, в связи с тем, что осмотра места совершения административного правонарушения не проводилось, просит постановление отменить.
ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе в полном объеме, просил жалобу удовлетворить.
Начальник Ольгинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране ВБР ФИО4 надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, документов, препятствующих его явке, суду не представил, об отложении дела нет просил.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, давая оценку всем фактическим обстоятельствам дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч.3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены ст.29.10 КоАП РФ.
В силу пунктов 4, 6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу. В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Нормы ст.25.1, п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно. Именно на административном органе лежит обязанность не только уведомить лицо о времени и месте совершения процессуальных действий, но и убедиться в том, что это лицо извещено о проведении этих процессуальных действий заблаговременно, то есть располагает соответствующей информацией и имеет возможность подготовиться к участию в данном процессуальном действии.
Согласно ст.29.1 КоАП РФ судья, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы, в том числе, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Как следует из материалов, на основании которых составлен протокол, они собраны с нарушением процессуальных норм КоАП РФ.
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, по общему правилу, составляется в присутствии физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении и должен быть ими подписан. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 ст.28.2 КоАП РФ, в нем делается соответствующая запись. Кроме того, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, 01.03.2017 года должностным лицом Ольгинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания Федерального агентства по рыболовству в отношении ФИО1 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.42 ч.1 КоАП РФ с проведением административного расследования. По результатам расследования указанным должностным лицом в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.42 ч.1 КоАП РФ.
Имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении ФИО1 не подписан, не содержит сведений о вручении или направлении в его адрес копии данного протокола. Кроме того, в протоколе также отсутствуют сведения о разъяснении ФИО1 процессуальных прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ (ч.3 ст.28.2 КоАП РФ).
Согласно графе № протокола об административном правонарушении № от 01.03.2017г. ФИО1 извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, ходатайство о рассмотрении протокола об административном правонарушении без участия привлекаемого лица ФИО1 не заявлял.
При этом сведения о том, что ФИО1 отказался от подписи в присутствии двух понятых, как это предусмотрено нормами КоАП РФ отсутствуют.
Однако, постановление о назначении ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа вынесено начальником Ольгинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ без участия привлекаемого лица.
Данные недостатки, как протокола об административном правонарушении, №, так и постановления по делу об административном правонарушении № являются существенными и препятствуют рассмотрению дела по существу, поскольку нарушено право ФИО1 на ознакомление с протоколом и с материалами дела, он был лишен возможности дать объяснения и замечания по содержанию протокола, заявить ходатайства и отводы, то есть по существу лишен права на защиту.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, а также при наличии данных о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит правовых норм, регламентирующих порядок извещения участников производства по делу.
Как разъяснено в Постановлении Пленумом Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
В соответствии с ч.1 ст.25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Таким образом, ссылка должностного лица в постановлении об административном правонарушении на п.9 протокола, где указана дата, и место рассмотрения дела не может служить доказательством извещения лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах у судьи отсутствуют основания считать, что ФИО1 был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, согласно ст.28.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст.26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса. Учитывая, что в материалах административного дела отсутствуют сведения об использовании измерительных приборов, вывод должностного лица административного органа о нахождении транспортного средства на расстоянии 200 м. от устья реки Маргаритовка вверх по течению непосредственно у уреза воды нельзя признать доказанным. Кроме того, материалами дела не подтверждено, что указанное транспортное средство принадлежит ФИО1 не проверены доводы о нахождении ФИО1 в месте указанном в постановлении подтверждающие, либо опровергающие указанное обстоятельство.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.42 КоАП РФ к моменту вынесения решения суда, не истёк.
При таких обстоятельствах, суд считает, что должностное лицо рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении гражданина ФИО1 и вынес постановление о назначении административного наказания в нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, в связи с чем, обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении от 07.03.2017г. № в отношении гражданина ФИО1 подлежит отмене и возвращению на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО1 – удовлетворить.
Постановление Ольгинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране ВБР от 07.03.2017 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ в отношении ФИО1 - отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Приморского краевого суда через Ольгинский районный суд в течение 10-ти суток со дня вручения или получения решения.
Судья Сортов В.А.