Дело № 12-20/22
РЕШЕНИЕ
18 января 2022 года г. Смоленск
Судья Ленинский районный суд г. Смоленска Фролова С.Л., рассмотрев протест Прокурора Ленинского района г.Смоленска на постановление УФАС по Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, в отношении должностного лица – контрактного управляющего ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области Бесшапочникова Р.В.,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административному правонарушению, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, в отношении должностного лица – контрактного управляющего ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области Бесшапочникова Р.В., в связи с малозначительностью.
Прокурором Ленинского района г. Смоленска подан протест на указанное постановление, которое считает незаконным ввиду отсутствия оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Помощник прокурора Ленинского района г.Смоленска Панфилова О.В. в судебном заседании протест поддержала.
Бесшапочников Р.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
УФАС по Смоленской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 30.3 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Протест направлен в суд в установленный законом срок.
Как установлено по делу, ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Ленинского района г.Смоленска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч..2 ст.7.31 КоАП РФ в отношении должностного лица – контрактного управляющего ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области Бесшапочникова Р.В.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.31 КоАП ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Одним из основных принципов контрактной системы является принцип открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок (ст. 6,7 ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
Часть 2 ст. 103 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что в реестр контрактов включаются следующие документы и информация: 1) наименование заказчика; 2) источник финансирования; 3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя); 4) дата подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта; 5) дата заключения контракта; 6) объект закупки, цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) и срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта; 7) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационный номер налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением информации о физическом лице - поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов к музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино-, фотофондов и аналогичных фондов, о физическом лице, с которым заключен контракт в соответствии с пунктами 13 и 17 части 1 статьи 93 Закона; 8) информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены; 9) копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика; 10) информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций); 11) информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения; 12) идентификационный код закупки; 13) документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги; 14) решение врачебной комиссии, предусмотренное пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 и пунктом 28 части 1 статьи 93 Закона, с обеспечением предусмотренного законодательством Российской Федерации в области персональных данных обезличивания персональных данных; 15) иные информация и документы, определенные порядком ведения реестра контрактов.
В течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 ФЗ № 44-ФЗ).
Порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, информация о которых подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок, представления заказчиками информации и документов для включения в реестр контрактов установлен Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.
В соответствии с п. 12 Правил… заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня: заключения контракта - информацию и документы, указанные в подпунктах «а» - «ж(1)» «и», «и(2)», «м» и «о» пункта 2 Правил; изменения контракта (исполнения (расторжения), приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг) -информацию и документы, указанные в подпунктах «з», «к», «л» и «н» пункта 2 Правил.
Пунктом 1 Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, информации, подлежащей размещению в единой информационной системе, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 № 913, определен официальный сайт для размещения информации - www.zakuplci.gov.ru.
Как следует из постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в отношении должностного лица – контрактного управляющего ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области Бесшапочникова Р.В. прокуратурой Ленинского района г.Смоленска проведена проверка соблюдения должностными лицами ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Смоленской области (далее – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области) требований законодательства о государственном оборонном заказе, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по результатам которой установлено, что между ФКУ СИЗО-1 (государственный заказчик) и ООО «Торгсервис» (поставщик) во исполнение государственного оборонного заказа заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на поставку творога жирностью 9 % общей стоимостью 219 210 руб.
В соответствии с п. 2.4., 3.1. государственного контракта получение товара заказчиком осуществляется партиями, количество товара в каждой партии определяется на основании заявки заказчика. Оплата каждой партии, производится заказчиком на основании счета, предоставленного поставщиком в течение 30 дней со дня подписания сторонами акта приема-передачи товара.
Оплата по контракту в силу п. 2.5., 2.7. государственного контракта осуществляется по безналичному расчету путем перечисления заказчиком денежных средств на счет поставщика. Датой оплаты считается дата списания денежных средств со счета заказчика, указанного в контракте.
ООО «Торгсервис» на основании заявок заказчика осуществлена поставка товара партиями, о чем между сторонами подписаны акты приема-передачи. На основании подписанных актов ФКУ СИЗО-1 произведена оплата поставленного товара платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ №, №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Между тем, указанные платежные поручения в установленный законом срок (платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ №, № - не позднее ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № - не позднее ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № - не позднее ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №, №, № - не позднее ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №, №-не позднее ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № - не позднее ДД.ММ.ГГГГ) в единой информационной системе не размещены.
Платежные поручения об оплате поставленного товара размещены ФКУ СИЗО-1 с нарушением установленного законом срока лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичные нарушения в действиях ФКУ СИЗО-1 допущены при размещении документов об оплате поставленного товара по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного с ООО «Маслобаза», на поставку дрожжей хлебопекарных прессованных: платежные поручения об оплате поставленного товара от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ. № в ЕИС размещены лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Все функции и полномочия, возложенные на контрактную службу Федеральным законом, в том числе публикация сведений об исполнении контрактов в Единой информационной системе в сфере закупок, в соответствии с должностной инструкцией возложены на контрактного управляющего ФКУ СИЗО-1.
Обязанности контрактного управляющего ФКУ СИЗО-1 на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ. № с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ исполнял Бесшапочников Р.В.
На основании изложенного в действиях должностного лица – контрактного управляющего ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области Бесшапочникова Р.В. установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, поскольку, являясь должностным лицом заказчика, он обязан был выполнять императивные требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Оценив конкретные обстоятельства совершения должностным лицом – контрактного управляющего ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Смоленской области Бесшапочниковым Р.В. административного правонарушения, степень выраженности объективной стороны, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера и степени общественной опасности совершенное Бесшапочниковым Р.В. является малозначительным правонарушением.
В связи с изложенным указанным постановлением производство по делу было прекращено (л.д. 11-15).
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2009 № 919-0-О, рассматривая вопросы о назначении наказания, отметил, что соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП).
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможно освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее состав административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных данным Кодексом.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния и должна быть мотивирована.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общие и специальные требования к осуществлению закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", данное правонарушение посягает на эффективность и результативность осуществления закупок, обеспечение гласности, прозрачности их проведения, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
По своей юридической конструкции правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ, образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в частности, в сфере законодательства о контрактной системе.
Нарушения требований Закона о контрактной системе имеют широкую социальную значимость и находятся под постоянным особым контролем государства, а потому оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности правонарушения, выразившегося в утверждении должностным лицом заказчика документации об электронном аукционе, не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, не имеется.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании вышеизложенного, совершенное должностным лицом заказчика административное правонарушение, не может быть отнесено к малозначительному.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
На основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело
С учетом изложенного, следует признать, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований; меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела в данном случае уполномоченным должностным лицом приняты не были. Такое разрешение дела не отвечает установленным ст.24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, в связи с чем постановление руководителя УФАС по Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и подлежит отмене по основанию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
Поскольку установленный ст.4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененного Бесшапочникову Р.В. правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в УФАС по Смоленской области.
Руководствуясь ст. ст. 30.5- 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 7.31 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
«░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ (░░░░░░░░, ░░░░░░░) 18 ░░░░░░ 2022 ░. |
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░
░░░: 67RS0002-01-2021-006931-12
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ № 12-20/2022