№ 2-2340/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2016 года г. Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Зобовой Л.В.,
при секретаре Шинкиной С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крыгиной Е.В. к Степановой А.Н. о включении жилого дома и земельного участка в наследственную массу,
УСТАНОВИЛ:
Крыгина Е.В. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском к Степановой А.Н. о включении жилого дома и земельного участка в наследственную массу. Исковые требования мотивированы тем, что она является дочерью С. В.Ю., умершего ДД.ММ.ГГГГ. При жизни её отец – С. В.Ю. вступил в права наследования на имущество своего отца (её деда) С. Ю.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ. В свою очередь её дед С. Ю.И. явился наследником имущества своего сына С. А.Ю., умершего ДД.ММ.ГГГГ (её дяди). Её дед, дядя и отец в 90-ых-2000-ых годах совместно осуществляли строительство жилого дома адресу: <адрес>, и пользовались им, на земельном участке, выделенном для строительства индивидуальных жилых домов деду, при создании в 1994 году товарищества индивидуальных застройщиков квартала «19-Юг» (именуемое ТИЗ «<данные изъяты>). При жизни никто из них троих в собственность дом и земельный участок не оформили. В настоящее время в жилом доме проживает Степанова А.Н. - вдова дяди, и их общий сын. У дяди также имеется дочь от первого брака Елена. В связи с тем, что право собственности на жилой дом и земельный участок оформлено не было, она не имеет возможности представить нотариусу по месту открытия наследства информацию о зарегистрированных правах и получить свидетельство о праве на наследство. Ссылаясь на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, просила суд включить в наследственную массу наследодателя С. В.Ю., умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Крыгина Е.В. на удовлетворении исковых требований настаивала, привела доводы аналогичные указанным в иске, указав на то, что дед – С. Ю.И. и отец – С. В.Ю. принимали участие в строительстве спорного жилого дома. Дом было запланировано построить на две семьи, а именно: семью С. А.Ю. и С. В.Ю. В процессе строительства жилого дома между дедом и С. А.Ю. произошел конфликт. После конфликта С. А.Ю. уничтожил все документы, касающиеся строительства жилого дома. С. Ю.И. понял, что С. А.Ю. не выделит С. В.Ю. долю в строящемся жилом доме и в связи с этим составил завещание, в котором он завещал Степанову В.Ю. квартиру, находящуюся в его собственности. На момент смерти С. А.Ю. жилой дом был почти полностью построен.
Представитель истицы Крыгиной Е.В. - Терина Е.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, привела доводы аналогичные указанным в иске.
Степанова А.Н. исковые требования не признала в полном объеме, указав на то, что её супругу – С. А.Ю. как военнослужащему на состав семьи 3 человека в 1994 году был предоставлен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Земельный участок был предоставлен в период службы мужа, и они занимались строительством жилого дома во время отпусков. На момент смерти мужа была возведена только коробка. У Степанова А.Ю. возникли конфликтные отношения с председателем ПКИЗ «<данные изъяты>» и он не имел возможности подключить к дому инженерные коммуникации. После смерти супруга она занималась достройкой дома, оплачивала платежи за пользование земельным участком. В настоящее время жилой дом не сдан в эксплуатацию, право аренды на земельный участок не переоформлено.
Представитель Степановой А.Н. – Жигулева Е.А. исковые требование не признала в полном объеме указав на то, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является самовольной постройкой и не может быть включен в наследственную массу. Кроме того, жилой дом возведен на земельном участке, предоставленном С. А.Ю. как военнослужащему. Доказательств того, что жилой дом строился для семьи С. В.Ю. истицей не представлено. Действительно решением правления ТИЗ «<данные изъяты>» С. Ю.И. предоставляется земельный участок № для строительства жилого дома, но в связи конфликтом между С. Ю.И. и председателем ТИЗ «<данные изъяты>» земельный участок был перераспределен и предоставлен другому человеку.
Третье лицо Николаева Е.И. поддержала исковые требования Крыгиной Е.В., указав на то, что ей известно о том, что С. В.Ю. и С. Ю.И. строили жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Ей известно о конфликте произошедшим между С. Ю.И. и С. А.Ю.
Представитель третьих лиц администрации г. Ульяновска, ОГУП БТИ, УФСГРК и К по Ульяновской области, нотариус г. Ульяновска Балакирева А.А., нотариус г. Ульяновска Хабарова В.И., Степанов Ю.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы рассматриваемого дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее - ГПК РФ) суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Право наследования, гарантированное ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определяемом гражданским законодательством.
В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В состав наследства, согласно ч. 1 ст. 1112 ГК РФ, входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ч.1). Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления (ч.2).
Согласно ч. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
На основании ч. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Из содержания указанных норм права следует, что право на приобретение имущества в порядке наследования возникает, в том числе, на основании права собственности наследодателя на это имущество. Включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, что наследодатель являлся их субъектом на день открытия наследства.
Из материалов дела следует, что С. А.Ю. в 1994 году был включен в ТИЗ «<данные изъяты>».
Постановлением мэрии г. Ульяновска от 07.02.1997 № С. А.Ю., проживающему в <адрес>, предоставлен в аренду на период строительства индивидуального жилого дома земельный участок площадью 622, 4 кв.м. в <адрес>.
05.03.1997 года между С. А.Ю. и администрацией (мэрией) г. Ульяновска заключен договор аренды земли для несельскохозяйственных нужд №. С. А.Ю. предоставлен участок площадью 622,4 кв.м. под строительство индивидуального жилого дома.
Из справки № от 12 мая 2001 года Войсковой части № следует, что С. А.Ю. предоставлены денежные средства для строительства жилья на состав семьи: С. А.Ю., Степанова А.Н., С. Ю.А.
В 2001 году С. А.Ю. сдал служебное жилое помещение.
Указанный факт подтверждается справкой о сдаче жилого помещения серии №.
На предоставленном С. А.Ю. земельном участке возведен жилой дом.
Право собственности на жилой дом, возведенный на указанном земельном участке, не зарегистрировано в установленном законом порядке.
С. А.Ю. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Наследниками после смерти С. А.Ю. являются Степанова А.Н. (жена), С. Ю.И. (отец), С. Ю.А. (сын), Николаева Е.А. (дочь).
Из материалов наследственного дела следует, что указанные лица обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства.
В качестве наследственного имущества после смерти С. А.Ю. указан автомобиль <данные изъяты>.
Сведений о наличии у С. А.Ю. иного имущества в материалах наследственного дела не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ умер С. Ю.И.
Наследниками после смерти С. Ю.И. являются: С. В.Ю. (сын), С. Ю.А. (внук), Николаева Е.А. (внучка).
Степанов Ю.И. оставил завещание, в котором завещал принадлежащее ему имущество – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> – С. В.Ю.
В наследственную массу после смерти С. Ю.И. нотариусом включены: доля жилого дома и земельного участка, расположенный по адресу: <адрес>, денежные вклады в ОАО «Сбербанк России».
Сведений о наличие иного имущества, принадлежащего С. Ю.И., в наследственном деле не имеется.
Из пояснений свидетелей А. И.А., Ф. В.М., Л. А.А. следует, что в 2010 году Степанова А.А. проводила строительные работы в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. В 2010 году жилой дом не имел внутренней отделки.
Из пояснений свидетеля С. С.А. следует, что с 1993 года её супруг - С. В.Ю. принимал участие в строительстве жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Дом строил С. Ю.И. и должен быть построен на двух его сыновей С. А.Ю. и С. В.Ю. Между С. Ю.И. произошел конфликт после, которого у С. Ю.И. пропали документы на строящиеся дом. Она не знает о том вкладывал ли Степанов В.Ю. денежные средства в строительства указанного жилого дома или нет.
Из пояснений свидетеля Н. Н.В. следует, С. Ю.И. принимал участие в строительстве жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Жилой дом строился на денежные средства С. А.Ю. С. Ю.И. указанный жилой дом своим не считал.
Документов, подтверждающих несение С. В.Ю. расходов на строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, истицей суду не представлено.
Доказательств того, что земельный участок, на котором возведен спорный жилой дом, был предоставлен С. Ю.И., в материалах дела не имеется.
Доказательств того, что С. В.Ю. при жизни принадлежали жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Крыгиной Е.В. к Степановой А.Н. о включении в наследственную массу наследодателя С. В.Ю., умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░