№2а-6108/31-2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2017 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Трифонова П.А. к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок об оспаривании решения,
установил:
Трифонов П.А. обратился в суд с иском к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок по тем основаниям, что он 17 июля 2017 года обратился к ответчику с заявлением о предоставлении без проведения торгов на основании договора купли-продажи в собственность за плату земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу <адрес>. Земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала №. Письмом от 2 августа 2017 года №15362/12.4-21 ответчик отказал истцу в удовлетворении заявления, сославшись на сведения из Единого государственного реестра недвижимости, указывающие на нахождение участка в аренде у иного лица. Административный истец с таким решением не согласен, указывает на то, что из выписки следует, что срок обременения земельного участка в виде аренды на основании договора аренды от 25 апреля 2005 года № истек 9 февраля 2015 года. С 2005 года указанный земельный участок не огорожен, не используется и не освоен, строительство не начато, арендная плата не вносилась. Истец просит признать незаконным отказ Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок в удовлетворении его заявления, оформленный письмом от 02.08.2017 №15362/12.4-21.
В судебном заседании административный истец иск поддержал, полагает, что действие договора от 25 апреля 2005 года № между Администрацией местного самоуправления Прионежского района и Родненковой А.Ф. не продлено, об этом свидетельствует дальнейшее предоставление земельного участка Х., сведений об использовании земельного участка лицом, которому он был предоставлен и ее наследниками, не имеется, наследник Родненковой А.Е. единомоментно в ходе рассмотрения настоящего дела внесла по договору арендную плату за предшествующий период, тем самым подтвердив не исполнение этой обязанности ранее.
Представитель Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок Ермолинская Т.В. иск не признала по доводам, указанным в письменном отзыве.
Привлеченное к участию в деле заинтересованное лицо Благодарева А.Е. в лице своего представителя по доверенности Заболотских Т.П. полагает иск не подлежащим удовлетворению, указывая на перешедшее в порядке наследования право своего доверителя на испрошенный земельный участок.
Заинтересованное лицо Администрация Прионежского муниципального района представителя в суд не направила, о рассмотрении дела извещена, оставила иск на усмотрение суда, представлен письменный отзыв.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
1 января 2016 года вступил в силу Закон Республики Карелия от 29.12.2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее - Закон от 29.12.2015 г. № 1980-ЗРК), согласно которому органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Статьей 3 Закона от 29.12.2015 г. № 1980-ЗРК установлено, что данные полномочия осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1, подпунктами 35-35.6 пункта 9 Положения о государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 года № 274-П (далее - Положение о комитете), органом исполнительной власти в Республике Карелия, который осуществляет указанные выше полномочия, является Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Из материалов дела следует, что 19.07.2017 года в адрес Комитета поступило заявление Трифонова П.А. (вх.№15506) о предоставлении без проведения торгов на основании договора купли-продажи в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства площадью <данные изъяты> кв.м по адресу<адрес>.
Рассмотрев заявление Трифонова П.А., Комитет принял решение, выраженное в письме от 02.08.2017 года №15362/12.4-21, отказав в предоставлении земельного участка со ссылкой на п.п. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, указав на то, что земельный участок находится в аренде у иного лица.
Иск подан в суд в установленный законом срок.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности установлен Главой V. 1. ЗК РФ, в соответствии положениями статьи 39.11, либо статей 39.15 и 39.17 ЗК РФ, в зависимости от цели использования испрашиваемого земельного участка. Исходя из норм статьи 39.6 ЗК РФ, предоставление земельных участков, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов. Согласно п.п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставления земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
В ходе рассмотрения заявления Трифонова П.А. Комитетом была изучена кадастровая выписка о земельном участке №, исходя из которой, на спорный земельный участок зарегистрировано обременение в виде права аренды Родненковой А.Е. с 27.07.2005 по 09.02.2015гг.. Указанное обстоятельство явилось основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность истцу.
Со ссылкой на ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, исходя из того, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права, а зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, ответчик пришел к выводу о том, что право Родненковой А.Е. в отношении испрашиваемого земельного участка действовало на момент разрешения заявления административного истца.
Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что Постановлением Администрации поселка Шуя Прионежского района № от 09.02.2005 «О предоставлении земельного участка в аренду гр. Родненковой А.Е. в <адрес>» из земель государственной собственности, находящихся в ведении Администрации п.Шуя Прионежского района, Родненковой А.Ф. предоставлен в аренду сроком на десять лет земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, для ведения огородничества <адрес>, категория земель - «земли поселений». ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией местного самоуправления Прионежского района и Родненковой А.Ф. заключен договор аренды земельного участка №. По условиям договора он прекращает свое действие по окончанию его срока действия при наличии письменного заявления Арендатора либо уведомления Арендодателя, по соглашению Сторон. Такое заявление от Арендатора поступило, как то следует из Постановления Шуйского сельского поселения от 12.05.2006 № «О предоставлении земельного участка в аренду гр. Х. в <адрес>». При этом Х.. участок был предоставлен сроком до одного года, государственная регистрация такого договора не требовалась. Родненкова А.Е. скончалась ДД.ММ.ГГГГ года. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена наследник Родненковой А.Е. Благодарева Л.А..
В Единый Государственный реест прав на недвижимое имущество сведения о правах Благодаревой Л.А. не внесены, права Родненковой А.Е. прекратились ее смертью, вопрос о замене стороны в договоре аренды длительное время не решается. В ходе рассмотрения дела Благодаревой Л.А. единомоментно внесена арендная плата за продолжительное время действия договора аренды, доказательств исполнения договора аренды со стороны наследника арендатора на момент вынесения оспариваемого решения не имеется. Правам <данные изъяты> на испрашиваемый земельный участок правовая оценка не дана. При таких обстоятельствах суд приходит к тому, что выводы административного ответчика о нахождении испрашиваемого земельного участка в аренде у иного лица, не конкретизированы, преждевременны и не основаны на изучении полного объема подлежащих установлению обстоятельств.
Приходя к таким выводам, суд исходит из недопустимости признания обоснованным оспариваемого предписания со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения должностного лица, что тем самым влечет изменение основания принятого решения (п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Оспариваемое решение нарушает права истца на предоставление земельного участка, в связи с чем подлежит отмене. Способом восстановления нарушенного права истца является понуждение административного ответчика рассмотреть заявление Трифонова П.А. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки.
Расходы истца по оплате государственной пошлины в силу ст. 111 КАС РФ подлежат взысканию с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о предоставлении без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, изложенный в ответе от 02.08.2017 года №15362/12.4-21.
Обязать Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок рассмотреть заявление Трифонова П.А. от 17.07.2017 года в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки.
Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок расходы по оплате государственной пошлины в пользу Трифонова П.А. рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 199 ГПК РФ 09.10.2017 года