по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
Томская область, Верхнекетский район,
р.п. Белый Яр 13 октября 2021 года
Судья Верхнекетского районного суда Томской области Юрастова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – заместителя главного государственного инспектора Верхнекетского и Колпашевского районов Томской области по использованию и охране земель, главного специалиста – эксперта Б.Н.А., на постановление мирового судьи Верхнекетского судебного района Томской области от 19 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении Бабиченко Е.В.,
у с т а н о в и л :
Постановлением мирового судьи Верхнекетского судебного района Томской области от 19 августа 2021 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Бабиченко Елены Викторовны, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, заместитель главного государственного инспектора Верхнекетского и Колпашевского районов Томской области по использованию и охране земель, главный специалист – эксперт Б.Н.А., не согласившись с вынесенным мировым судьей постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, направив дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что предписание заместителя главного государственного инспектора Верхнекетского и Колпашевского районов Томской области по использованию и охране земель от 24 декабря 2020 года об устранении нарушений требований земельного законодательства является законным и обоснованным, поскольку предписание выдано уполномоченным на то лицом, и указывает на нарушение Бабиченко Е.В. требований п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Должностное лицо Б.Н.А., лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – Бабиченко Е.В., будучи надлежаще извещенными о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, о чем в материалах дела имеются сведения, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступило, в связи с чем судья в соответствии с положениями ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ счел возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Положения п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ устанавливают, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы, и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. ст. 2.1, 24.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов, об устранении нарушений земельного законодательства.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (Управление Росреестра по Томской области) вынесено распоряжение №-р о проведении внеплановой документарной проверки в рамках государственного земельного надзора с целью проверки исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства Российской Федерации от 18 июня 2020 года № 46 в отношении Бабиченко Е.В. Уполномоченной на проведение проверки назначена главный специалист – эксперт Колпашевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Б.Н.А.
24 декабря 2020 года проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований земельного законодательства Бабиченко Е.В. по использованию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, о чем составлен акт проверки № 185.
Из указанного акта проверки и приложенных к нему выписок из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бабиченко Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (общая долевая собственность, 1/5 доля).
Земельный участок площадью 1.600 кв. м, расположенный под квартирой и вокруг нее, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования: жилая застройка, для объектов жилой застройки, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по указанному адресу, у Бабиченко Е.В. отсутствуют, в связи с чем установлено использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Выданное ранее предписание № 46 от 18 июня 2020 года об устранении нарушения земельного законодательства в срок до 18 декабря 2020 года не исполнено.
По итогам проверки 24 декабря 2020 года должностным лицом Б.Н.А. выдано предписание №, в котором указано, что правоустанавливающих документов, подтверждающих регистрацию права собственности на земельный участок, расположенный под обслуживание жилого помещения (квартиры), в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на момент проверки Бабиченко Е.В. не представлено, предложено в срок до 24 июня 2021 года устранить нарушение земельного законодательства в виде самовольного занятия земельного участка, что может быть исполнено путем освобождения земельного участка либо оформления прав на него.
Акт проверки, предписание получены Бабиченко Е.В. ДД.ММ.ГГГГ согласно почтовому уведомлению.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р главному специалисту – эксперту поручено провести проверку исполнения Бабиченко Е.В. предписания № 108 от 24 декабря 2020 года.
30 июня 2021 года проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований земельного законодательства Бабиченко Е.В. по использованию указанного выше земельного участка, о чем составлен акт проверки № 97.
Из указанного акта и выписок из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у Бабиченко Е.В. правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют. Выданное ранее предписание № 108 от 24 декабря 2020 года об устранении нарушения земельного законодательства в срок до 24 июня 2021 года не исполнено. В отношении Бабиченко Е.В. вновь вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации – предписание № 46, срок для исполнения – до 30 декабря 2021 года.
Акт проверки, предписание и уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении получены Бабиченко Е.В. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением, следовательно, Бабиченко Е.В. надлежащим образом уведомлена о времени, дате, месте составления протокола об административном правонарушении.
Главным специалистом – экспертом Колпашевского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, заместителем главного государственного инспектора Верхнекетского и Колпашевского районов Томской области по использованию и охране земель Б.Н.А. 8 июля 2021 года составлен протокол об административном правонарушении № 15, из которого следует, что 25 июня 2021 года Бабиченко Е.В., проживая по адресу: <адрес>, не исполнила предписание № 108 от 24 декабря 2020 года об устранении в срок до 24 июня 2021 года нарушения земельного законодательства, выраженное в использовании земельного участка местоположением <адрес>, в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Правоустанавливающие документы (прошедшие государственную регистрацию в учреждении юстиции) на самовольно занятый земельный участок к указанному предписанием сроку у Бабиченко Е.В. отсутствуют. Должностное лицо усматривает в действиях (бездействии) Бабиченко Е.В. состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи Верхнекетского судебного района Томской области от 19 августа 2021 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Бабиченко Е.В., в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Мировой судья пришел к выводу о том, что выданное должностным лицом Управления Росреестра по Томской области предписание № 108 от 24 декабря 2020 года нельзя признать законным.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Административная ответственность по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ наступает только в случае неисполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный земельный надзор.
По делу об административном правонарушении, предусмотренном указанной нормой, выяснению подлежит вопрос о законности предписания, за невыполнение которого в отношении лица возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на положениях закона.
Предписание от 24 декабря 2020 года № 108 было вынесено должностным лицом Управления Росреестра по Томской области в порядке осуществления государственного земельного надзора, который, как следует из п. 1 ст. 71 ЗК РФ, предполагает деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В силу п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Пунктом 1 ст. 26 ЗК РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В подпункте 5 ст. 1 ЗК РФ закреплен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
По договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом. При продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости (статья 552 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 35 ЗК РФ установлено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На Бабиченко Е.В. предписанием возложена обязанность осуществить регистрацию права на земельный участок либо освободить земельный участок.
Из содержания п. 1 ст. 26 ЗК РФ следует, что право на земельный участок подтверждается государственной регистрацией, между тем, данным пунктом не возлагается безусловная обязанность на пользователя земельным участком зарегистрировать это право.
Из сообщений Администрации Степановского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорный земельный участок Бабиченко Е.В. не предоставлялся. ДД.ММ.ГГГГ арендодателем Степановской сельской администрацией земельный участок был передан в аренду К.С.Ф. сроком на десять лет для сельскохозяйственного использования. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет, вид разрешенного использования – жилая застройка.
Исходя из представленных материалов, права Бабиченко Е.В. на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, Администрацией Степановского сельского поселения или другими пользователями земельного участка не оспариваются.
Таким образом, бездействие Бабиченко Е.В. по регистрации права на земельный участок под квартирой по адресу: <адрес>, не является нарушением земельного законодательства, в связи с чем ответственность за такое бездействие законом не предусмотрена. Указание в предписании, за невыполнение которого Бабиченко Е.В. привлечена к административной ответственности, на использование ею земельного участка в отсутствие предусмотренных законодательством прав на него и оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, не может расцениваться как нарушение земельного законодательства.
При изложенных обстоятельствах, предписание Управления Росреестра по Томской области от 24 декабря 2020 года № 108, законным признать нельзя.
Таким образом, судья находит постановление мирового судьи о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Бабиченко Е.В. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, законным и обоснованным. Оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 25 ░░. 19.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 5-659/2021 ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
70░S0006-01-2021-002204-12