Дело №2-1125/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 09 сентября 2021 года
Сафоновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Павловой О.О., при секретаре Ашуровой Д.М., с участием истца Ромашина А.И.,
прокурора по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях Лебедько В.В.,
представителя Ф. Р., УФСИН Р. по <адрес> Евменькова Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ромашина А. И. к Ф. Р., УФСИН Р. по <адрес> о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ромашин А.И. обратился в Сафоновский районный суд <адрес> с иском к Ф. Р. о взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что моральный вред ему причинен ненадлежащими условиями содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН Р. по <адрес>. В обоснование иска Ромашин А.И. указал, что был осужден дд.мм.гггг Зареченским районным судом г. Тулы к 3 годам 6 месяцам лишения свободы, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. С дд.мм.гггг по дд.мм.гггг содержался в СИЗО-1 г. Тулы, дд.мм.гггг был переведен в ФКУ ИК-5 УФСИН Р. по <адрес>, дд.мм.гггг был переведен (этапирован) из ФКУ ИК-5 УФСИН Р. по <адрес> в ФКУ СИЗО-1 г. Тулы Ф. Р. по <адрес>, дд.мм.гггг был этапирован для дальнейшего отбывания наказания в распоряжение УФСИН Р. по <адрес>. дд.мм.гггг истец был этапирован и доставлен в ФКУ ИК-1 УФСИН Р. по <адрес>, в котором он был распределен после карантина в отряд, в котором протекала крыша, в секции, где находились спальные места, также протекала крыша и заливались спальные места, была постоянная сырость и холод. Только через год в данном отряде установили новую крышу. Также, в отряде № ххх, в котором проживал истец, он получил травму при выходе из отряда, взявшись за лестничные перила, которые были несправны, упал на землю и разбил лицо в области челюсти. Ромашин А.И. обратился в санитарную часть с болью в челюсти и опухшим лицом, ему была оказана медицинская помощь. В результате полученной травмы истец испытывал болезненные ощущения на протяжении длительного времени, в особенности при перемене погоды. В этой связи, просит взыскать с УФК, Министерства финансов в лице ФКУ ИК-1 УФСИН Р. по <адрес> в его пользу компенсацию за ненадлежащие условия содержания, причиненный физический вред здоровью за время отбывания наказания в сумме 900 000 рублей.
Определением Тверского районного суда <адрес> от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Ф. Р., в качестве третьего лица привлечено ФКУ ИК-1 УФСИН Р. по <адрес>.
Определением Тверского районного суда <адрес> от дд.мм.гггг гражданское дело по иску Ромашина А.И. к Российской Федерации в лице Ф. Р. о взыскании компенсации морального вреда, передано по подсудности для рассмотрения по существу в Сафоновский районный суд <адрес>.
Истец Ромашин А.И., участвующий в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи на базе ФКУ ИК-7 УФСИН Р. по <адрес>, исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель Ф. Р., УФСИН Р. по <адрес> по доверенности Евменьков Л.М., и.о. прокурора по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях Лебедько В.В. иск не признали, просили суд отказать Ромашину А.И. в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав истца, представителей административных ответчиков, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Из содержания искового заявления и материалов дела следует, что требования Ромашина А.И. о компенсации морального вреда обоснованы фактом нарушения условий содержания в период отбывания им наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН Р. по <адрес>.
Из представленных УФСИН Р. по <адрес> документов следует, что Ромашин А.И. с дд.мм.гггг отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН Р. по <адрес>, с дд.мм.гггг содержался в третьем отряде, дд.мм.гггг переведен в четвертый отряд, дд.мм.гггг переведен в пятый отряд.
Согласно данным технических паспортов, представленных по запросу суда, отряды №№ ххх, 4, 5, в которых истец отбывал наказание, расположены в двухэтажных зданиях различных общежитий, отряд № ххх имеет крышу, покрытую шифером, отряды № ххх,5 имеют крышу, покрытую рубероидом., при этом, каждый из отрядов имеет самостоятельные жилые секции, комнаты приема пищи, санузлы и комнаты хранения вещей.
Согласно представленному отказному материалу КУСП № ххх от дд.мм.гггг по факту получения травмы осужденным отряда № ххх Ромашиным А.И., отбывающим наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН Р. по <адрес>, дд.мм.гггг МО МВД Р. «Сафоновский» вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершенном преступлении, в связи с отсутствием события преступления.
В соответствии с положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательным условием наступления ответственности при причинении вреда в результате действий должностных лиц является совокупность элементов состава правонарушения: наличие вреда; вина причинителя вреда; причинная связь между наступившим вредом и действиями (бездействием) причинителя вреда; противоправность действий (бездействия).
Учитывая изложенное, наличие у гражданина, установленного законом права на возмещение вреда, причиненного незаконным действием органов государственной власти, должностными лицами, не освобождает его в силу статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от обязанности приводить в исковом заявлении либо при рассмотрении дела по существу обоснование тому, в чем конкретно выразилось нарушение его прав, свобод и законных интересов, а также представлять доказательства, подтверждающие нарушение такого права.
Согласно статье 151 ГПК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 1101 ГПК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Из приведенных правовых норм и акта их толкования следует, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
Юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, что имеет существенное значение при решении вопроса о том, были ли причинены истцу реальные физические и нравственные страдания нарушениями, на которые он ссылается в обоснование заявленных требований, а также при оценке характера и степени таких страданий в целях определения размера компенсации морального вреда.
В силу приведенных выше положений материального права судом при определении размера компенсации морального вреда должна быть также принята во внимание степень вины причинителя вреда.
Исчерпывающий перечень оснований компенсации морального вреда независимо от вины причинителя вреда приведен в статье 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В этом перечне не названы случаи компенсации морального вреда, причиненного нарушением предусмотренных законом условий содержания под стражей или отбывания наказания в виде лишения свободы.
Каких-либо данных, свидетельствующих о нарушении условий содержания в отрядах №№ ххх, № ххх, истцом Ромашиным А.И. не приведено.
В нарушение требований статьи 56 ГПК РФ Ромашиным А.И. также не представлено каких-либо доказательств, что ненадлежащие условия содержания его в отрядах ФКУ ИК-1 УФСИН Р. по <адрес> повлияли каким-либо образом на ухудшение его здоровья и данные обстоятельства причиняют Ромашину А.И. моральный вред и страдания.
Недостатки коммунально-бытовых условий содержания сами по себе не могут являться безусловным основанием для взыскания компенсации морального вреда.
Оценив все представленные сторонами доказательства с позиции статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда в сумме 900 000 рублей, поскольку доказательств причинения истцу Ромашину А.И. какого-либо вреда, в связи с ненадлежащими условиями содержаниями в ФКУ ИК-1 УФСИН Р. по <адрес>, где он отбывал наказание, истцом не представлено.
При таких установленных по делу обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных Ромашиным А.И. требований не усматривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░. ░., ░░░░░ ░. ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░