дело №
50RS003№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2021 года АДРЕС
Одинцовский городской суд АДРЕС в составе председательствующего судьи Рожновой О.Е., при секретаре ФИО4, с участием прокурора ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России к ФИО1, ФИО2 о прекращении права пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с требованиями к ФИО1, ФИО2 о прекращении права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: АДРЕС, Одинцовский городской округ, АДРЕС-10, АДРЕС, выселении, снятии с регистрационного учета.
В обосновании иска указано, что ответчику ФИО1 в связи с прохождением службы в органах внутренних дел было предоставлено служебное жилое помещение по указанному выше адресу, на основании служебного ордера. Впоследствии в спорную квартиру была вселена сестра ответчика ФИО1 ФИО2. Ответчики проживают в спорной квартире, при этом в настоящее время законные основания для пользования спорной квартирой ответчики не имеют, срок, на который была предоставлена квартира истек ДД.ММ.ГГГГ. Квартира принадлежит Российской Федерации, передана в оперативное управление ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ. На требование об освобождении квартиры ответчики не отреагировали, в связи с чем истцы обратились в суд.
Представитель истца ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России в судебном заседании настаивал на иске, после перерыва не явился, извещен, дополнительных доказательств не представил.
Представитель истца ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России извещался судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не явился.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против иска, указал, что квартира передана в муниципальную собственность, к служебному жилищному фонду Минобороны России не относится, кроме этого ответчик заявил о пропуске срока исковой давности, указывая на истечение срока, на который была предоставлена квартира, а также отсутствие у ответчика обязанности информировать истцов об увольнении со службы в органах внутренних дел. После перерыва ФИО1 не явился, оснований для отложения суд не нашел по доводам, изложенным в ходатайстве указанного ответчика об отложении рассмотрения дела.
Ответчик ФИО2 также возражала против удовлетворения иска, поддержала также заявление ответчика ФИО1 о пропуске истцами срока исковой давности.
Представитель третьего лица Администрации Одинцовского городского округа АДРЕС в судебном заседании возражал против иска, пояснил, что квартира передана органами военного управления в муниципальную собственность – городского поселения Кубинка, правопреемником которого является Администрация Одинцовского городского округа АДРЕС, объект недвижимости не внесен еще в реестр муниципальной собственности, однако, это правового значения не имеет, квартира передана согласно приказу Министра обороны РФ.
Представитель третьего лица УМВД России по Одинцовскому городскому округу в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Прокурор в своем заключении полагал требования не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
На основании п. 12 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим кодексом.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 7 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях: выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Спорное жилое помещение находится по адресу: АДРЕС, Одинцовский городской округ, АДРЕС-10, АДРЕС. В настоящее время в ней зарегистрированы и проживают ответчики, что подтверждается финансовым лицевым счетом, выпиской из домовой книги (л.д.9-10). Спорная квартира ранее закреплялась за 202 КЭЧ, которая реорганизована путем присоединения к ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ, закреплена за указанным истцом на праве оперативного управления приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.46-50).
На основании решения гарнизонной жилищной комиссии Акуловского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) ответчику ФИО1, являвшемуся начальником 5-го отделения милиции Одинцовского УВД было предоставлено в качестве служебного жилого помещения в связи с приближением к месту службы (л.д.53), на основании указанного решения ФИО1 был выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), который явился основанием для вселения ответчика ФИО1 (на ордере имеется отметка о том, что он временный). При этом в решении о предоставлении отсутствовало указание о сроке, на который спорная квартира предоставлялась.
Истец указывает, что до настоящего времени спорная квартира закреплена на праве оперативного управления за истцом ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ, в связи с чем полагает, что вправе требовать освобождения спорного жилого помещения.
Между тем судом установлено, что приказом № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя Министра обороны Российской Федерации «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района АДРЕС спорная квартира передана в муниципальную собственность. Передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ, подписан от передающей стороны начальником ФГКУ «Центральное ТУИО» МО РФ (истца), утвержден Директором Департамента имущественных отношений Минобороны России ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, факт принадлежности спорной квартиры истцам в ходе рассмотрения дела подтверждения не нашел, законность исковых требований истцами не доказана. Суд предоставлял представителю истца ФГКУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса» МО РФ возможность представить дополнительные доказательства отнесения спорной квартиры к федеральной собственности и ведомственному жилищному фонду, чего сделано не было.
Ответчики производят оплату за найм муниципального жилого помещения наймодателю Администрации Одинцовского городского округа в лице КУМИ (согласно квитанции об оплате администрирование платежей осуществляет отдел администрирования доходов АДРЕС) (л.д.71, 72, 77, 90).
Согласно выписке из ЕГРН (л.д.91-93) спорная квартира стоит на кадастровом учете, сведений о правообладателе не содержится.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска. Истцами не доказано правомочие требовать защиты права собственности в отношении спорной квартиры, ссылки истцов на положения ст. 30 ЖК РФ, ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» в связи с установлением факта передачи спорной квартиры в муниципальную собственность не имеют значения. Тот факт, что в настоящее время не зарегистрировано право собственности на спорную квартиру городского округа не имеет значения, т.к. не доказан и факт регистрации ранее права собственности Российской Федерации на нее. Между тем, истцом не представлено доказательств того, что спорная квартира не передана в муниципальную собственность. Правомочия собственника выполняет третье лицо Администрация Одинцовского городского округа, производит начисление за пользование муниципальным жилым помещением.
В силу ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", подлежащей применению согласно п. 1 ст. 7 ЖК РФ к спорным правоотношениям, передача служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение и статуса жилого помещения.
Поскольку аналогичной нормы, касающейся служебных помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не содержат, то исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации), к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, так как факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
С учетом изложенного выше оснований для оценки доводов ответчика о пропуске срока исковой давности суд не усматривает, поскольку у истца отсутствует право требовать прекращения права пользования спорной квартирой ответчиками.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России к ФИО1, ФИО2 о прекращении права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: АДРЕС, Одинцовский городской округ, АДРЕС-10, АДРЕС, выселении, снятии с регистрационного учета оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья