Дело №2-763/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2014года г.Красноярск
Советский районный суд г.Красноярска в составе
Председательствующего судьи Пустоходовой Р.В.,
При секретаре Рункеловой А.З.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабалина Виталия Александровича к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шабалин В.А. обратился в суд с иском к Министерство финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в размере 63 000руб. Требования мотивировал тем, что в течение ДД.ММ.ГГГГ он трижды находился в ИВС <адрес>. В камерах ИВС отсутствовали умывальник, унитаз, окно, радиоточка, камера была слабо освещена электролампами. Кроме того, его не выводили на прогулку ( л.д.5, 91).
Представитель ответчика ФИО6 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.93) иск не признала.
Представитель третьего лица МУ МВД России «Курагинское», извещенные о рассмотрении дела ( л.д. 57), в суд не явился, в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.
Истец Шабалин В.А., извещенный о рассмотрении данного дела своевременно и надлежащим образом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его распиской (л.д.60), в зал суда не явился, содержится в ФКУ ИК-14 ОУХД ГУФСИН по <адрес>. Необходимость его личного участия для дачи объяснений по существу иска непосредственно в судебном заседании отсутствует, поскольку действующий гражданско-процессуальный закон не предусматривает возможность этапирования лиц, участвующих в деле и отбывающих наказание в местах лишения свободы, в судебное заседание по гражданским делам. В соответствии со ст. 167 ГК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования Шабалина В.А. подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно статье 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 2, ч. 1 ст. 45 и ст. 53 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы, создавая при этом эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, в том числе допущенных его органами и должностными лицами при осуществлении уголовного судопроизводства.
Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее- закон № 103- ФЗ), содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу статьи 15 данного закона, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
На основании статьи 16 закона № 103- ФЗ, правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок, в том числе, проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых.
На основании статьи 23 закона № 103- ФЗ, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв. м. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.
Положениями пунктов 130 -132 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ N 950 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов.
Положением пункта 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что камеры ИВС оборудуются, в том числе: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; бачком для питьевой воды; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией.
В силу статьей 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом установлено, Шабалин В.А. содержался в ИВС ОВД по <адрес> в следующие периоды времени: с ДД.ММ.ГГГГ ( 10 дней), с ДД.ММ.ГГГГ ( 4 дня), с ДД.ММ.ГГГГ (9дней) (л.д.44, 68).
Согласно сообщению начальника МО МВД России "ФИО8" в ИВС отсутствуют прогулочный дворик, в камере отсутствует водопровод, санузел, естественное освещение (окна) ( л.д.68).
В судебном заседании представитель ответчика, возражая против исковых требований, суду пояснил, что компенсация морального вреда допускается при нарушении личных неимущественных прав. Потерпевший обязан доказать какие неимущественные права нарушены, в чем выразились нравственные и физические страдания, чем они подтверждаются, причинно-следственная связь между действиями и наступившими последствия. Истцом не доказан состав деликта, в связи с чем нет оснований для возмещении вреда в порядке, предусмотренном ст. 1069 ГК РФ. Так, истец, заявляя требования о компенсации морального вреда, не представил доказательств нарушения его прав по содержанию в камерах ИВС, тогда как бремя доказывания, в данном случае, лежит именно на истце. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица в отзыве на иск указал, что отсутствие в камере водопровода, санузла, естественного освещения (окон) не могли быть устранены по причине конструктивных особенностей здания, в котором расположен ИВС. Санитарный узел в камере отсутствовал, однако, отправление естественных надобностей производилось в санитарном узле, расположенном в камерном блоке ИВС, по мере необходимости при усиленном наряде. Было оборудовано 4 места для умывальника и душевая кабина в камерном блоке, вывод лиц осуществлялся дл принятия душа 1 раз в 7 дней. Истцом не представлены доказательства причинения истцу нравственных или физических страданий действиями сотрудников ИВС ( л.д.44-45).
Оценивая представленные доказательства, суд учитывает, что истцом заявлено требование о взыскании суммы компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями его содержания в ИВС.
Материалами дела установлено, что истец находился в ИВС ОВД по <адрес> в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ ( 10 дней), с ДД.ММ.ГГГГ ( 4 дня), с ДД.ММ.ГГГГ (9дней), продолжительность которых превышает полные сутки. В указанные периоды истец был лишен прогулок, право на которые предусмотрено законом № 103- ФЗ, Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Данное обстоятельство подтверждено материалами дела. Третьим лицом и ответчиком указанное обстоятельство не оспаривается.
Кроме того, в камере ИВС отсутствовало обеспечение санитарно бытовыми условиями, а именно отсутствовали унитазы, водопровод, что также подтверждается материалами дела и не оспаривалось стороной ответчика и третьего лица.
Из изложенного следует, что условия содержания истца в ИВС в указанные периоды не соответствовали требованиям закона № – ФЗ и Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 950.
При таких обстоятельствах, суд находит иск обоснованным, так как содержание истца в ИВС в условиях, не соответствующих установленным нормам, нарушило права истца, гарантированные законом, и причинило ему страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы.
При определении размера компенсации в порядке статьи 1101 ГК РФ, суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства, в том числе, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, требования разумности и справедливости. Кроме того, суд принимает во внимание положения статей 12 и 56 ГПК РФ, существо спора, и полагает, что бремя доказывания причинения морального вреда и его размера в данном случае возложено на истца. Однако, доказательств причинения вреда, подлежащего компенсации в заявленном размере (63 000 рублей), суду не представлено. На основании изложенного, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 2 000 рублей в счет компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шабалина В.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Шабалина Виталия Александровича компенсацию морального вреда 2 000рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Советский районный суд <адрес>.
Председательствующий Р.В.Пустоходова