УИД 28RS0019-01-2020-000899-27 дело № 2а-530/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 декабря 2020 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре судебного заседания Абдуллиной А.С.,
с участием помощника прокурора Серышевского района Амурской области Гринёвой М.В.,
представителя истца ОМВД России по Серышевскому району Амурской области Чазовой-Лякишевой Е.И., действующей на основании доверенности,
административного ответчика Волобуева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника ОМВД России по Серышевскому району Амурской области об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Волобуева Вячеслава Анатольевича,
у с т а н о в и л :
начальник ОМВД России по Серышевскому району Амурской области обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указал, что Волобуев В.А. отбывал наказание за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33, ч. 30 ст. 30, ч. 2 ст. 228 УК РФ при опасном рецидиве преступлений. Приговором <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Волобуев В.А. осуждён по <данные изъяты>, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путём частичного сложения была присоединена неотбытая часть наказания по приговору <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, окончательно наказание назначено в виде 5 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Ранее Волобуев В.А. судим <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Волобуев В.А. освобождён из ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> по постановлению ДД.ММ.ГГГГ на исправительные работы сроком 6 месяцев 4 дня с удержанием из заработной платы в доход государства 15%. ДД.ММ.ГГГГ встал на учёт в ОМВД <адрес> (до ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ срок погашения судимости за совершение тяжкого преступления составляет 8 лет. Таким образом, срок погашения судимости у Волобуева В.А. заканчивается ДД.ММ.ГГГГ. По месту жительства характеризуется неудовлетворительно. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождённые из мест лишения свободы», с учётом уточнённых исковых требований просит установить административный надзор в отношении ФИО2 сроком до ДД.ММ.ГГГГ, а также административные ограничения: обязательная явка в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации один раз в месяц каждый четверг с 10.00 до 18.00 часов; запрещение выезда за пределы Серышевского района без уведомления ОМВД России по Серышевскому району; запрет пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22 до 06 часов, если это не связано с выполнением обязанностей по работе, в связи с совершением преступления в период времени с 22 до 06 часов (по приговору Серышевского районного суда Амурской области от 9 января 2002 года).
В судебном заседании представитель административного истца ОМВД России по Серышевскому району Амурской области Чазова-Лякишева Е.И., действующая на основании доверенности, требования поддержала в полном объёме по основаниям и мотивам, изложенным в заявлении. Учитывая, что в случае, если осуждённым не будет допущено нарушение порядка и условий отбытия наказания в виде исправительных работ, а также если он не будет находиться в отпуске либо на больничном, окончание срока отбывание наказания будет 16 мая 2021 года. В силу п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость у Волобуева В.А. будет погашена 16 мая 2029 года. Просит установить административный надзор в отношении Волобуева В.А. сроком до 16 мая 2029 года и установить ограничения, заявленные в административном иске в полном объёме.
Административный ответчик Волобуев В.А. в судебном заседании высказался против удовлетворения заявленных исковых требований. Пояснил, что в настоящее время он отбывает уголовное наказание в виде исправительных работ, трудоустроен в <данные изъяты>. Поскольку в дальнейшем не планирует проживать на территории Серышевского района, установление административного надзора и возложение ограничений будут препятствовать ему впоследствии в трудоустройстве и смене места жительства. Указал, что он отбыл наказание за совершённое преступление, и не хочет, чтобы его жизнь находилась под постоянным надзором.
Помощник прокурора Серышевского района Амурской области Гринёва М.В. в своём заключении полагает необходимым удовлетворить частично заявление об установлении административного надзора и ограничений в отношении Волобуева В.А. Указала, что поскольку в настоящее время осуждённый продолжает отбывать наказание в виде исправительных работ, дату погашения судимости достоверно установить не представляется возможным, поэтому установление административного надзора следует установить до окончания срока судимости, т.е. на 8 лет с момента отбытия наказания по приговору Белогорского городского суда от 20 сентября 2017 года. Кроме того, полагает, что требования административного истца о возложении дополнительного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22 до 06 часов не обосновано административным истцом, а следовательно не подлежит удовлетворению.
Выслушав пояснения представителя административного истца ОМВД России по Серышевскому району, административного ответчика, заключение участвующего по делу прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 270 КАС РФ, ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свобод» административное исковое заявление об установлении административного надзора подаётся в суд исправительным учреждением или органом внутренних дел - в отношении лица, освобождённого из мест лишения свободы.
В силу ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учётом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освободившимися из мест лишения свободы», административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Задачами административного надзора в соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона является предупреждение совершения лицами, указанными в ст. 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение в том числе тяжкого или особо тяжкого преступления, при рецидиве преступлений.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи.
Как следует из представленных материалов, приговором <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Волобуев В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ, ему назначено наказание назначить в виде лишения свободы на срок 4 года. В силу ч. 5 ст. 69 УК РФ путём частичного сложения назначенного наказания и наказания, назначенного по приговору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, окончательно назначено Волобуеву В.А. наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. При этом приговором <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Волобуеву В.А. установлено, что в соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 18 УК РФ преступление было совершено при опасном рецидиве. Приговор суда вступил в законную силу и был исполнен.
Согласно ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное <данные изъяты> УК РФ относится к категории тяжких преступлений.
На основании апелляционного постановления <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Волобуеву В.А. была заменена неотбытая часть наказания в виде лишения свободы, назначенная приговором <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исправительными работами, в местах определяемых органами местного самоуправления, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осуждённого, на срок 6 шесть месяцев 4 дня с удержанием 15% из заработной платы ежемесячно в доход государства. Волобуев В.А. был освобождён из-под стражи.
Согласно справке № ФИО2 был освобождён из ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
При освобождении из исправительного учреждения ДД.ММ.ГГГГ осуждённым была дана подписка об обязании по прибытии к месту жительства явиться в орган внутренних дел либо уголовно-исполнительную инспекцию.
Как следует из административного иски сообщения начальника филиала УИИ по <адрес> Волобуев В.А. ДД.ММ.ГГГГ встал на учёт в ОМВД <адрес> (до ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учёте в УИИ, с ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно трудоустроился в ФИО7ФИО5» и приступил к отбытию исправительных работ с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в силу ст. 86 УК РФ Волобуев В.А. имеет непогашенную и неснятую в установленном законом порядке судимость за совершение тяжкого преступления. Категории преступления, за которое он был осуждён и отбывал наказание (ч. 5 ст. 33,. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 228 УК РФ), в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ не была изменена.
Согласно ст. 86 УК РФ (в редакции Федерального закона, действовавшего на момент осуждения Волобуева В.А.) судимость в отношении лиц осужденных за тяжкие преступления погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания. Поскольку Волобуеву В.А. была заменена неотбытая часть наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания, срок погашения судимости следует исчислять с момента отбытия более мягкого наказания, но по правилам, относящимся к наказанию, которое было заменено (назначено), то есть судимость Волобуева В.А. будет погашена по истечении восьми лет после отбывания им наказания в виде исправительных работ.
На основании изложенного, суд пришёл к выводу о том, что административный ответчик подпадает под категорию лиц, в отношении которых закон предусматривает установление административного надзора, и требования административного истца об установлении административного надзора Волобуеву В.А. являются законными и обоснованными.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 15 от 16 мая 2017 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» разъяснено, что лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы.
С учётом изложенных требований ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», суд полагает возможным установить Волобуеву В.А. административный надзор до окончания срока погашения судимости, который следует исчислять со дня отбытия наказания в виде исправительных работ.
Обсуждая требования истца об установлении Волобуеву В.А. указанных в заявлении ограничений, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
К ним относятся: запрещение пребывания в определённых местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Суд вправе установить иные, не указанные в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел административные ограничения. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ).
Выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия.
В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершённых поднадзорным лицом преступлений, его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учёбы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Учитывая, что установление судом административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным, суд с учётом совокупности данных о личности Волобуева В.А., полагает необходимым определить обязательную явку в орган внутренних дел по месту жительства один раз в месяц.
Суд также полагает необходимым установить Волобуеву В.А. ограничение в виде запрещения выезда за пределы Серышевского района без уведомления полиции, с целью исключения возможности уклониться и скрыться от контроля органов полиции, за исключением случаев связанных с состоянием здоровья Волобуева В.А. и иной опасности, угрожающей его состоянию здоровья и жизни.
Учитывая личность осуждённого, который после прибытия из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Амурской области характеризуется удовлетворительно, трудоустроен, нарушений порядка отбывания наказания в виде исправительных работ не допускал, к административной ответственности не привлекался, считает, что оснований для возложения на Волобуева В.А. обязанности в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства в период времени с 22 до 06 часов, если это не связано с выполнением обязанностей по работе, не имеется.
Доводы представителя истца о том, что данную обязанность необходимо возложить осуждённому, поскольку по приговору <данные изъяты> от № он был осуждён за совершение преступления в ночное время суток, суд полагает не обоснованными, поскольку с момента вынесения указанного приговора прошло около 19 лет.
Руководствуясь ст. 175-180, 273 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление начальника ОМВД России по Серышевскому району Амурской области об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Волобуева Вячеслава Анатольевича – удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Волобуева Вячеслава Анатольевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> на срок 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Установить Волобуеву Вячеславу Анатольевичу административные ограничения:
- обязать являться на регистрацию 1 раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания;
- запретить выезжать за пределы территории Серышевского района Амурской области без уведомления органа внутренних дел, за исключением случаев связанных с состоянием здоровья Волобуева В.А. и иной опасности, угрожающей его состоянию здоровья и жизни.
Срок административного надзора осуществлять со дня отбытия Волобуевым Вячеславом Анатольевичем наказания в виде исправительных работ, назначенных определением <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690090, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 8 декабря 2020 года.
Председательствующий И.А. Кузнецова