Дело №3а-30/2022
УИД 70OS0000-01-2021-000272-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2022 г. Томский областной суд в составе
председательствующего Простомолотова О.В.
при секретаре Кирпичниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а-30/2022 по административному иску Ларионова Александра Юрьевича к областному государственному бюджетному учреждению «Томский областной центр инвентаризации и кадастра», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости,
установил:
Ларионов А.Ю. в лице представителя Осипова А.В. обратился в Томский областной суд к областному государственному бюджетному учреждению «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (сокращенное наименование – ОГБУ «ТОЦИК»), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное наименование – Управление Росреестра) по Томской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости по состоянию на17декабря 2020 г.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу принадлежит на праве собственности вышеназванное нежилое здание, кадастровая стоимость которого, установленная по состоянию на 17 декабря 2020 г., в размере 25259627 рублей 55 копеек, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке № 745/6-А/2021 от 19 ноября 2021 г. в размере 3970000рублей, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Определением судебного заседания от 13 января 2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Ларионов Ю.А.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Административными ответчиками ОГБУ «ТОЦИК», Управлением Росреестра по Томской области, заинтересованным лицом федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (сокращенное наименование – ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала по Томской области представлены письменные пояснения об отсутствии возражений относительно заявленных административных исковых требований и представленного уточнённого отчета № 745/61-А/2021 от 28 декабря 2021 г. об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административному истцу с 25 февраля 2021 г. принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/.
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена по состоянию на 17 декабря 2020 г. актом ОГБУ «ТОЦИК» от 5 февраля 2021 г. в размере 25259627рублей 55 копеек (т. 1 л.д. 10, 125, 120)
Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 22 марта 2021 г.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области акт об утверждении кадастровой стоимости не составлялся.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положений статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В силу положений части 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Изменения, введенные Федеральным законом от 3 августа 2018 г. №334-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2019г. (статья 3 этого Закона) и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019г.
При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 17 декабря 2020 г. согласуется с приведенными выше положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» к полномочиям указанного бюджетного учреждения в частности относится определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно положениям части 1 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Сведения о кадастровой стоимости, полученные в соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, являющихся основанием для определения такой кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 того же Федерального закона (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ).
Согласно распоряжению Администрации Томской области от 21 июня 2017 г. №365-ра «О реорганизации Областного государственного унитарного предприятия «Томский областной центр технической инвентаризации» путем его преобразования в областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра», пунктами 2.1, 2.2, 2.3 Устава ОГБУ «ТОЦИК», утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от22декабря 2017 г. № 974, предусмотрено, что ОГБУ «ТОЦИК» создан с целью реализации полномочий уполномоченного государственного органа, связанных с проведением государственной кадастровой оценки.
Актом ОГБУ «ТОЦИК» от 5 февраля 2021 г. кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером /__/ определена по состоянию на 17декабря 2020 г. в размере 25259627 рублей 55 копеек.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ является отчет об оценке объекта, который в силу требований статьи 24.18 того же Федерального закона прилагается к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Административным истцом в подтверждение заявленных требований первоначально представлен отчет № 745/6-А/2021, подготовленный ООО «Бюро оценки «ТОККО», об оценке рыночной стоимости нежилого здания, согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м., расположенного по адресу: /__/, составляет 3970000 рублей.
В ходе рассмотрения дела административным истцом представлен уточненный отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № 745/61-А/2021 от28декабря 2021 г., согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м., расположенного по адресу: /__/, составляет 4400000 рублей.
Также представителем административного истца уточнены заявленные требования согласно представленному уточненному отчету.
Возражений относительно представленного отчета об оценке рыночной стоимости № 745/61-А/2021 от 28 декабря 2021 г. ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами суду не представлено.
Исходя из положений части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 299, установлено, что отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
Согласно пунктам 11, 24 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 297, основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов.
Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО № 1).
При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов (пункт 5 ФСО № 3).
Оценивая представленный отчет в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что при составлении данного отчета требования статей 15, 15.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» соблюдены, поскольку указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, обладающим специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования – определение рыночной стоимости объекта оценки.
Ответственность оценщика застрахована в установленном законом порядке и размере.
Как следует из представленного отчета, оценка проводилась по состоянию на17декабря 2020 г., то есть на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Оценщиком в соответствии с пунктом 8 ФСО № 3 составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого нежилого здания, в частности, его площади, состоянии и назначении, которая документально подтверждена.
Оценщик произвел анализ рынка предложений объектов недвижимости в Томской области и г. Северске, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. При проведении оценки объекта недвижимости оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией и обоснован отказ от применения затратного подхода и доходного подходов.
За единицу сравнения оценщиком принят 1 кв.м. общей площади как наиболее объективный показатель. При выборе объектов-аналогов оценщик использовал данные базы данных ОРИС и Управления Росреестра по Томской области.
В отчете присутствуют скриншоты данных, размещенных в электронной базе данных ОРИС, все объекты-аналоги идентифицированы, что позволяет делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки, что соответствует требованиям пункта 11 ФСО № 3.
Оценщиком отобрано 3 объекта-аналога для сравнительного подхода.
Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. На различия между объектом оценки и объектами-аналогами оценщиком применены соответствующие корректировки, приведены расчеты, а также пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м., расположенного по адресу: /__/, по состоянию на 17 декабря 2021 г. и свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками, вопреки положениям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.
При таких обстоятельствах указанная в отчете об оценке № 745/61-А/2021 от28декабря 2021 г. итоговая величина рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м., расположенного по адресу: /__/ – 4400000рублей по состоянию на 17 декабря 2020 г. подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указанные сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка, включая дату подачи соответствующего заявления, подлежат внесению в кадастр недвижимости.
Административный истец обратился в Томский областной суд с данным административным исковым заявлением 19 декабря 2021 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Ларионова Александра Юрьевича к областному государственному бюджетному учреждению «Томский областной центр инвентаризации и кадастра», Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере равном его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м., расположенного по адресу: /__/, в размере равном его рыночной стоимости – 4400000 рублей по состоянию на 17 декабря 2020 г. для применения в целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 19 декабря 2021 г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Томский областной суд.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 3 февраля 2022 г.