РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2012 года пос. Чернь
Чернский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Духовской Е.Р.,
при секретаре Шадыкиной Н.А.,
с участием представителя истца Шишкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-518/12 по иску Бурмистрова С.С. к администрации муниципального образования Чернский район Тульской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности на долю в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке наследования,
установил:
Бурмистров С.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Чернский район Тульской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности на долю в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке наследования, мотивируя исковые требования тем, что 21 декабря 2010 года умерла мама истца - Б., факт смерти утверждается свидетельством №. После смерти Б. осталась доля в праве общей долевой собственности в размере 125800 кв.м = 12,58 га, на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 40998400 кв.м = 4099,84 га, из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности граждан, расположенный <адрес>, принадлежащая ей на основании Свидетельства о праве на наследство по закону, зарегистрировано в реестре за №. Земельный участок с кадастровым номером № был разделен на участки с кадастровыми номерами: №, №, №.
Из земельного участка с кадастровым номером № образовались участки с кадастровыми номерами: №, №.
Из земельного участка с кадастровым номером № образовался участок с кадастровым номером №.
Из земельного участка с кадастровым номером № образовались участки с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №.
Соглашениями собственников земельных долей об установлении долей в праве общей девой собственности на земельный участок от 02 сентября 2011 года и от 02 апреля 2012 года доля Б. в праве общей долевой собственности в размере 125800 м была поделена на 2 части, и входит в состав земельного участка с кадастровым номером №, размер доли составляет 41200/930000 и в состав земельного участка с кадастровым №, размер доли составляет 84600/590000.
В установленный законом срок, Бурмистров С.С. для принятия наследства обратился к нотариусу Чернского нотариального округа И., наследственное дело было открыто, других наследников у Б. нет. Но нотариус отказал в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на долю в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, т.к. нарушена ст. 551 Гражданского кодекса РФ, документы не зарегистрированы в органах государственной регистрации. Также рекомендовал обратиться в суд.
Просит суд признать за Бурмистровым С.С. право общей долевой собственности на долю в размере41200/930000 на земельный участок с кадастровым №,расположенный по адресу: <адрес> и право общей долевой собственности на долю в размере84600/590000 на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследства, открывшегося 21 декабря 2010 года после смерти Б..
Определением Чернского районного суда Тульской области от 29 октября 2012 года в качестве соответчика была привлечена администрация МО Поповское Чернского района Тульской области.
В судебное заседание истец Бурмистров С.С. не явился, извещался о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. В деле имеется доверенность на представление интересов истца Шишкиной К.А.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Шишкина К.А. заявленные исковые требования Бурмистрова С.С. поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила признать за Бурмистровым С.С. право общей долевой собственности на долю в размере41200/930000 на земельный участок с кадастровым №,расположенный по адресу: <адрес> и право общей долевой собственности на долю в размере84600/590000 на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследства, открывшегося 21 декабря 2010 года после смерти матери - Б..
Представитель ответчика МО Чернский район Тульской области в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. Просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, требования истца признал в полном объеме.
Представитель ответчика МО Поповское Чернского района Тульской области в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. Просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. Просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представил возражения, в которых пояснил, что пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 15, 25 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, установленным гражданским законодательством и Федеральными законами Российской Федерации.
Права на земельные участки согласно статье 26 Земельного кодекса Российской Федерации удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21,07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», В соответствии с Указом Президента от 2 марта 1992 № 213 «О порядке установления бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» для получения документа на право собственности на долю необходимо было подать заявление в соответствующий орган местного самоуправления, то есть востребовать ее (из положений Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287),
В соответствии с Рекомендациями по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г, № 96, 35 невостребованными признавались земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.
Указом Президента от 7 марта 1996 года № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» предусматривалось, что невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности на земельные доли, передаются (сохраняются за) сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет.Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принят, решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года.
Истцом не представлено суду доказательств, что наследодатель, обращалась с заявлением о востребовании земельной доли, и последней был соблюден установленный законом порядок оформления прав на земельные доли.
Истцом не представлено суду правоустанавливающих документов подтверждающих факт принадлежности на праве собственности земельной доли наследодателю.
При таких обстоятельствах земельная доля могла быть зачислена в фонд перераспределения земель района. Таким образом, истцом не доказано, что спорное право на земельную долю перешло во владение умершей Б. в результате событий и действий, которые прямо признаются законом.
Предметом наследования в соответствии с положениями закона является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю (ст. 1181 ГК РФ) включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, что наследодатель являлся их субъектом на день открытия наследства. Учитывая, что истцом не представлено достоверных доказательств того, что земельная доля была истребована и принадлежала наследодателю, исковые требования истица являются необоснованными.
Следует подчеркнуть, что в материалах дела имеются соглашения собственников земельных долей об установлении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок датированные от 02.09.2011 и 03,04.2011 года подписанные по доверенностямот имени граждан, е т.ч. и умершей Б.
Как следует из свидетельства о смерти Б. умерла 23.12.2010 года. Таким образом, данные соглашения от лица умершей по доверенности подписаны Ш., Я. после ее смерти. Статьей 188 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие доверенности утрачивает силу после смерти гражданина, выдавшего доверенность.
Таким образом в силу закона названные выше соглашения в части умершей Б. являются ничтожными.
Конституционно гарантированное право наследников на получение наследства определяет исходную позицию Гражданского кодекса Российской Федерации, который устанавливает специальное правило, обеспечивающее законодательную реализацию указания, содержащегося в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 1-П: «Право наследования, предусмотренное частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации.. . обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследователю), к другим лицам (наследникам)».
Постановлением от 29,04,2010 Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что «Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права» /п. 59/.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Этим требованием определяются границы использования гражданами своих прав, на что указано и в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей возможность ограничения прав и свобод законодателем, в том числе для защиты прав и законных интересов других лиц.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что спорное право на земельную долю не перешло во владение умершей Б. в результате событий и действий, которые прямо признаются законом, истцом не доказан факт принадлежности,просим суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований в части признания права собственности на долю в праве общей долевой собственности на долю в размере 41200/930000 на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> и право общей долевой собственности на долю в размере 84600/590000 на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследства.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.
В соответствии с абзацем 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Судом установлено, что 21 декабря 2010 года умерла мать истца - Б., что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты>.
Из объяснений представителя истца и материалов дела следует, что согласно копии свидетельства о праве на наследство по закону, копии соглашения собственников земельных долей об установлении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок от 02 сентября 2011 года, копии соглашения собственников земельных долей об установлении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок от 02 апреля 2012 года, копии кадастровой выписки о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 13.08.2012 года № 71/12-148927, копии кадастрового паспорта земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 18.09.2009 года № 7121/204/09-3686, копии кадастрового плана земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 10.07.2007 года № 212/07-469, копии кадастровой выписки о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 04.10.2012 года № 71/12-180374, копии кадастрового паспорта земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 21.12.2011 года № 71/11-154632, копии кадастрового паспорта земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 21.12.2011 года № 71/11-154618 наследодателю Б. принадлежит право общей долевой собственности на долю в размере 41200/930000 на земельный участок с кадастровым №,расположенный по адресу: <адрес> и право общей долевой собственности на долю в размере84600/590000 на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Таким образом, после смерти Б. открылось наследство.
В соответствии ч. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности.
На основании ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются супруг, дети и родители наследодателя.
Согласно копии свидетельства о рождении <данные изъяты> наследником первой очереди по закону после смерти Б. является её сын - Бурмистров С.С.
На основании части 2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Также, в соответствии с ч.1 ст.1155 ГК РФ суд может восстановить срок для принятия наследства и признать наследника принявшим наследство.
Согласно копии справки № 194 от 27 сентября 2012 года выданной нотариусом Чернского нотариального округа Тульской области, наследником, принявшим наследство после смерти Б., умершей 21 декабря 2010 года, является сын - Бурмистров С.С.
С учетом установленных обстоятельств и, исходя из требований вышеуказанных норм права, суд полагает, что требования Бурмистрова С.С., являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Бурмистрова С.С. удовлетворить.
Признать за Бурмистровым С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности на долю в размере41200/930000 на земельный участок с кадастровым №,расположенный по адресу: <адрес> и право общей долевой собственности на долю в размере84600/590000 на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследства, открывшегося 21 декабря 2010 года после смерти матери - Б..
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.Р. Духовская