Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 июля 2019 года г. Абакан
дело № 3а-53/2019
Верховный Суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Киричек О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колосовой Олеси Юрьевны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Колосова О.Ю. 19 февраля 2019 г. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым №, принадлежавшего ей на праве собственности.
В обоснование административного иска указала, что кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 13729660,58 рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость, определённую в отчёте оценщика, выполненного по заказу административного истца.
Полагая, что несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости нарушает права административного истца, возлагая на нее обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере, чем следовало бы, просит установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца Неустроев А.А., действующий на основании доверенности от 12 июля 2016 г., требования административного искового заявления поддержал, приводя изложенные в нём доводы, уточнив, что просит определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере, указанном в заключении судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (далее – Минимущество Хакасии) Шилова Н.Р., действующая на основании доверенности от 28 ноября 2018 г., заинтересованное лицо Вареня В.Е. возражений по требованиям административного иска с учетом уточнений не заявили.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, (далее – Управление Росреестра по Республике Хакасия), заинтересованных лиц федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Хакасия, администрации г. Черногорска, заинтересованное лицо Клименок А.В., административный истец Колосова О.Ю., извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Хакасия Музалева Н.А., действующая на основании доверенности от 9 января 2019 г. № 03-30-1/19, представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Хакасия Малыхина Е.В., действующая на основании доверенности от 9 января 2019 г., представили письменные отзывы на административное исковое заявление, в которых указали на отсутствие спора с административным истцом по его праву на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, а также просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения представителей административного истца и административного ответчика Минимущества Хакасии, заинтересованного лица Вареня В.Е., полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В собственности Колосовой О.Ю. находился объект недвижимости с кадастровым №, здание ..... общей площадью ..... кв.м., литера №, №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18 мая 2001 г.
Из содержания выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 ноября 2018 г. следует, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым № в сумме 13729660,58 рублей внесены в государственный кадастр недвижимости 28 декабря 2016 г. в соответствии с приказом Минимущества Хакасии от 27 октября 2016 г. № 020-146-п, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Хакасия по состоянию на 1 января 2016 г.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчёта об определении рыночной стоимости данного объекта недвижимости по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость.
В указанном случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке.
Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
Кадастровая оценка, как правило, осуществляется методами массовой оценки (пункты 6 и 7 ФСО № 4), при которых могут не учитываться специфические характеристики объекта недвижимого имущества, что может привести к несоответствию кадастровой и рыночной стоимости данного объекта.
Административным истцом представлен отчет ООО «Экспертиза-Ремонт-Аренда», оценщик ФИО1, от 23 декабря 2018 г. № об оценке рыночной стоимости здания с кадастровым №, с указанием его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 3000000 рублей, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимости, определённая с применением методов массовой оценки, значительно превышает его рыночную стоимость.
Указанное обстоятельство затрагивает права и законные интересы Колосовой О.Ю., поскольку от размера кадастровой стоимости зависит размер уплачиваемого ею налога на имущество физических лиц (статьи 400, 401, пункт 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 12, 15 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования Федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утверждённые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
На представленный отчет от 23 декабря 2018 г. № представителем административного ответчика Минимущества Хакасии представлены возражения, которые суд считает обоснованными.
В связи с указанным определением суда от 13 мая 2019 г. по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Эксперт-Оценка», эксперт ФИО2
Согласно заключению эксперта от 19 июня 2019 г. № рыночная стоимость здания с кадастровым № на 1 января 2016 г. составила 5276000 рублей.
Проверив заключение на предмет его соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, суд не находит оснований для признания его недопустимым доказательством.
Выводы эксперта мотивированы, подтверждены необходимыми доказательствами о состоянии рынка недвижимости, в том числе в сегменте рынка, к которому относится объект оценки.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным принять за основу указанную в заключении эксперта рыночную стоимость спорного здания.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьёй настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его рыночная стоимость.
В материалы дела представлены все необходимые доказательства, подтверждающие в соответствии с требованиями статей 246, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рыночную стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 г, то есть на дату, на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из содержания части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки.
Таким образом, административными ответчиками по делу являются Управление Росреестра по Республике Хакасия, как государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и Минимущество Хакасии, утвердившее результаты определения кадастровой стоимости земельных участков.
При таких обстоятельствах административные исковые требования Колосовой О.Ю. к Министерству и Управлению Росреестра по Республике Хакасия об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым №, равной его рыночной стоимости в размере 5276000 рублей, по состоянию на 1 января 2016 г, подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 177, 249, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования административного искового заявления Колосовой Олеси Юрьевны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, поданного 19 февраля 2019 г. – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания ..... с кадастровым №, площадью ..... кв.м., литера №, №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 5276000 (пять миллионов двести семьдесят шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Хакасия в месячный срок со дня составления в мотивированной форме.
Председательствующий Вениченко О.В.
В мотивированной форме решение составлено 9 июля 2019 г.