Дело №57RS0022-01-2020-001626-66 Производство №2-1479/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2020 г.г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Каверина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марокиной К.С.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Заводского районаг. Орла, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управлению муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла о возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, исключении из реестра муниципального имущества,
установил:
прокурор Заводского района г. Орла, действуя в интересах неопределенного круга лиц,первоначально обратился в суд с иском к Межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее МТУ Росимущества) о возложении обязанности обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны.
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой проведена проверка на предмет соблюдения законодательства о гражданской обороне в части содержания защитных сооружений, расположенных в пределах Заводского района г. Орла. В ходе проверки установлено, что в безвозмездное пользование МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие г. Орла» (далее МУП «ТТП г. Орла») передано защитное сооружение гражданской обороны (номер обезличен). Согласно паспорту убежища, расположенному по адресу: (адрес обезличен), оно представляет собой встроенное в здание убежище площадью 144 кв.м. и введено в эксплуатацию в октябре 1986 г. Согласно информации ГУ МЧС России по Орловской области указанное сооружение значится в Журнале учета защитных сооружений гражданской обороны. Кроме того, указанное сооружение включено в состав муниципальной собственности и значится в реестре муниципального имущества. Вместе с тем, указанный объект в соответствии с требованиями действующего законодательства относится исключительно к федеральной собственности, в связи с чем подлежит учету как объект федеральной собственности.
Поскольку ответчик не совершает действий по учету спорного объекта как федеральной собственности, прокурор просил суд обязать МТУ Росимущества обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен), как объекта федеральной собственности, включив данный объект в реестр федерального имущества.
Помимо этого прокурор предъявил аналогичный иск в отношении защитного сооружения гражданской обороны (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен).
Определением суда указанные дела были объединены в одно производство.
Прокурор в ходе судебного разбирательства исковые требования уточнил, дополнив их требованием об исключении объектов гражданской обороны из реестра муниципального имущества.
Судом после уточнения иска в качестве соответчика по делу привлечено Управление муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла (далее УМИЗ Администрации г. Орла).
В судебном заседании старший помощник прокурора Заводского района г. Орла Харламов А.Н. требования поддержал, аргументируя их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представители ответчиков, а также представители третьих лиц: Администрации г. Орла, МУП «ТТП г. Орла», ГУ МЧС России по Орловской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом.
Ответчики представили письменные возражения на заявленные требования, в которых иск не признали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ГУ МЧС России по Орловской области также просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве поддержал иск прокурора.
Представители Администрации г. Орла, МУП «ТТП г. Орла» о причинах неявки не сообщили.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав участника процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено п.п. 1 и 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В соответствии с п. 2, п. 8 и п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Противорадиационное укрытие представляет собой защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Федеральные органы исполнительной власти, в том числе, организуют создание объектов гражданской обороны, осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Организацию учета существующих и создаваемых объектов гражданской обороны, методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно п. 1.2., п. 2.1., п. 2.2., п. 2.5., п. 2.6., п. 2.8. и п. 2.9. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения.
Учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления.
Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является его паспорт, в котором указываются основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
При утрате защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно защитные сооружения гражданской обороны снимаются с учета.
В целях подготовки документации для снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия.
Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны (изменению типа ЗС ГО), оценивает его готовность к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны.
К акту о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны (изменении типа ЗС ГО) прилагаются, в частности, паспорт защитного сооружения, выписка из реестра федерального имущества, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, техническое заключение о состоянии защитного сооружения гражданской обороны.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного Закона).
Государственный стандарт Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 г. N 327, определяет защитное сооружение как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (пп. 2.3.10).
Убежищем является защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических, радиоактивных веществ (пп. 2.3.11).
В силу п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относится убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
В соответствии с п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.
Вместе с тем, в силу положений ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284 утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
Согласно п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.
В силу п. 6 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляют учет федерального имущества и ведение реестра.
Приказом Росимущества от 19.12.2016 №469 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях.
П. 1 названного Положения установлено, что Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, в частности, осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений на территории Тульской, Рязанской и Орловской областей.
Материалами дела установлено, что в Журнале учета защитных сооружений гражданской обороны Орловской области числятся защитные сооружения гражданской обороны под №(номер обезличен), (номер обезличен), расположенные по адресу: (адрес обезличен), МУП ТТП г. Орла».
Из паспортов убежищ установлено, что они являются противорадиационными убежищами, площадью 144 кв.м. (убежище (номер обезличен)) и 123,6 кв.м. (убежищ (номер обезличен)).
Указанные убежища внесены в реестр муниципального имущества г. Орла, что подтверждается сообщением администрации г. Орла от 28.02.2020 и прирассмотрении настоящего дела не оспаривалось.
В соответствии с договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 10.10.2005 в редакции дополнительного соглашения от 16.02.2016 указанные убежища были переданы Управлением муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла в безвозмездное пользование МУП «ТТП г. Орла».
В свою очередь из сообщения МТУ Росимущества следует, что упомянутые защитные сооружения в реестр федерального имущества не включены.
Судом также установлено, что указанные сооружения с учета не сняты, по результатам обследования межведомственной комиссией в ходе проведения инвентаризации 2018 г. сооружения признаны готовыми к приему укрываемых.
Таким образом, указанные в исковом заявлении убежища пригодны для эксплуатации и с инвентаризационного учета не сняты.
Соответственно в силу вышеприведенных норм права убежища под №(номер обезличен), (номер обезличен), расположенные по адресу: (адрес обезличен) являются федеральной собственностью, в связи с чем Межрайонное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях обязано обеспечить учет указанных убежищ как объектов федеральной собственности.
Доводы же ответчика МТУ Росимущества о том, что данные объекты подлежат передаче в собственность субъекта Российской Федерации, суд находит ошибочными и основанными на неверном толковании норм права.
Утверждение МТУ Росимущества о том, что рассмотрение дела не отнесено к подсудности Заводского районного суда г. Орла суд также находит основанным на ошибочном толковании закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.
При этом по смыслу данной номы к исключительной подсудности относят любые споры, затрагивающие права на недвижимое имущество.
Поскольку в данном случае предмет спора подразумевает определение принадлежности спорных объектов к федеральной собственности, то дело подлежит рассмотрению по месту нахождения убежищ.
Доводы представителя ответчика УМИЗ Администрации г. Орла суд также отклоняет по следующим основаниям.
Возражая против иска, представитель УМИЗ Администрации г. Орла указывал на пропуск срока исковой давности по заявленным требованиям, а также на то, что в адрес органа местного самоуправленияот МТУ Росимуществапредложенияо передаче имущества в федеральную собственность в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 №374 не поступали.
Что касается сроков исковой давности, то в данном случае их надлежит исчислять с момента проведения прокурорской проверки, поскольку в данном случае истцом является прокурор.
Кроме того, само по себе бездействие ответчика МТУ Росимущества носит длящийся характер и соответственно соотнести начало течения срока исковой давности с какой-то конкретной датой не представляется возможным.
Ссылка на Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 №374 судом также во внимание не принимается, поскольку указанным Постановлением устанавливается порядок передачи имущества при принятии соответствующего решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и наоборот.
В настоящем же споре такой порядок неприменим, поскольку внесение спорных объектов гражданской обороны в состав муниципального имущества осуществлено с нарушением положений закона.
В силу указанного обстоятельства суд находит правомерным и требование прокурора об исключении объектов из реестра муниципального имущества г. Орла.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Заводского района г. Орла, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управлению муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла о возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, исключении из реестра муниципального имуществаудовлетворить.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны (номер обезличен) и (номер обезличен), расположенных по адресу: (адрес обезличен), как объектов федеральной собственности, включив данные объекты в реестр федерального имущества.
Исключить защитные сооружения гражданской обороны (номер обезличен) и (номер обезличен), расположенные по адресу: (адрес обезличен), из реестра муниципального имущества г. Орла.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г.Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 30.11.2020.
Судья В.В. Каверин