2-3546/8
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующего судьи Гудковой Г.В.
при секретаре Шмуйло Я.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску к ООО «Риквест-Сервис» о признании дополнительного соглашения недействительным, взыскании недополученных денежных средств,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что истец является работником ООО «Риквест-Сервис» с 01.10.2009 года. Между сторонами заключен трудовой договор №, который действует с 01.10.2009 года по 31.07.2012 года. Согласно условиям трудового договора к заработной плате истцу был установлен районный коэффициент 1,15 и надбавка за стаж работы в размере 50%. 29.12.2010 года между сторонами было заключено дополнительное соглашение № об изменении условий трудового договора с 01.01.2011 года. Согласно условиям соглашения истцу установлен районный коэффициент в размере 1,15 и надбавка за стаж в размере 40%. Истец считает, что условие соглашения в части установления надбавки в размере 40% противоречит действующему законодательству, нарушает его права. Истец просит признать недействительным Дополнительное соглашение № об изменении условий трудового договора <данные изъяты> от 01.10.2009 года, заключенного между ним и ответчиком, взыскать невыплаченную заработную плату в размере <данные изъяты> компенсацию морального вреда <данные изъяты>
11.05.2011 года истец дополнил исковые требования, просит взыскать с ответчика также недополученную заработную плату в связи с переработкой нормы рабочего времени за январь 2011 года, всего просил взыскать заработную плату в размере <данные изъяты>
В судебном заседании истец и его представители поддержали исковые требования.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 01.10.2009 года между сторонами был заключен трудовой договор №, истец принят на работу в качестве <данные изъяты> с 01.10.2009 года по 31.07.2012 года. По условиям п. 4.2. данного договора к заработной плате истца в соответствии с законодательством РФ был установлен районный коэффициент 1,15 и надбавка за стаж работы в размере до 50%. Согласно дополнительному соглашению от 29.12.2010 года, подписанному сторонами, в п. 4.2. трудового договора с 01.01.2011 года были внесены изменения - надбавка за стаж работы установлена в размере 40%. В связи с чем, заработная плата Максименко Н.О. за январь, февраль, март 2011 года была выплачена с учетом процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 40%.
Судом также установлено, что 30.09.2010 года в ООО «Риквест-Сервис» были утверждены Правила внутреннего трудового распорядка, с которыми истец ознакомлен 30.09.2010 года. Согласно п. 5.3 указанных правил в целях соблюдения нормальной продолжительности рабочего времени для экипировщиков, в Филиале ведется суммированный учет их рабочего времени. Период учета рабочего времени составляет год. Истец в январе 2011 года фактически отработал 161 час, заработная плата ему была начислена и выплачена исходя из нормы рабочего времени 120 часов.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются представленными документами, пояснениями сторон.
Разрешая спор в пределах требований заявленных истцом, суд исходит из следующего.
Процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлена ст. 317 ТК и ст. 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон Российской Федерации).
Ранее действующая редакция ст. 11 Закона Российской Федерации предусматривала выплату данной процентной надбавки к заработной плате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы в указанных районах и местностях, если они прожили в них не менее пяти лет.
В указанной редакции статья действовала до 1.01.2005 года - даты вступления в силу изменений, внесенных в нее Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Действующая в настоящее время редакция ст. 11 Закона Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 122-ФЗ, изложена в новой редакции, в которой отсутствует приведенное положение о выплате молодежи рассматриваемой надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы на Севере.
Вместе с тем с учетом содержащегося в преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ указания на необходимость реализации принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Закона, у лиц в возрасте до 30 лет, проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет и с учетом этого получавших указанную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в этих районах и местностях в период до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, право на ее получение в том же размере сохранилось и в дальнейшем.
При этом лицам в возрасте до 30 лет, которые вступили в трудовые отношения с организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в период с 1.01.2005 года, даже если они прожили в указанных местах не менее пяти лет, рассматриваемая надбавка к заработной плате может выплачиваться лишь в соответствии со ст. 317 ТК и ст. 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ), которыми предусматривается установление размера и порядка ее выплаты в порядке, определенном для установления размера районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в указанных районах и местностях, и порядка его применения, то есть для организаций, финансируемых из федерального бюджета Правительством Российской Федерации.
До установления Правительством Российской Федерации соответствующего правового регулирования согласно ст. 423 ТК в рассматриваемых случаях применяется Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" и другие нормативные правовые акты бывшего Союза ССР постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу. Названным Постановлением (пп. "е" п. 1) для лиц в возрасте до 30 лет, проживших не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающих в трудовые отношения, надбавки к заработной плате установлены в льготном по сравнению с общеустановленным порядке: в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, а по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 "О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР", - в размере 10% за каждые шесть месяцев работы (но не свыше пределов, предусмотренных законодательством).
Таким образом, исходя из общего трудового стажа Максименко Н.О., отраженного в его трудовой книжке, право на получение надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 50%, возникло у него только в мае 2011 года. Указание ответчиком, в оспариваемом соглашении, надбавки с 01.01.2011 года в размере 40%, не противоречит как трудовому стажу истца, так и действующему законодательству.
Доводы стороны истца о том, что работодатель обязан был предупредить истца об изменении размера процентной надбавки за два месяца, суд считает необоснованными, поскольку указанная надбавка установлена не работодателем, а является гарантированной государством выплатой за стаж работы в особых климатических условиях. Заключение дополнительного соглашения от 29.12.2009 года, в данном конкретном случае, является не чем иным как приведение в соответствие с действующим законодательством осуществляемых ответчиком выплат гарантированных государством. В данном случае понятие изменение существенных условий труда не применимо. Следовательно, заявленные истцом требования о признании дополнительного соглашения от 29.12.2010 года и взыскании недополученных сумм процентной надбавки не подлежат удовлетворению.
Не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании с ответчика недополученной заработной платы за январь 2011 года, в связи с переработкой, по тем основаниям, что в организации, где осуществляет свою трудовую деятельность истец, установлен суммированный учет рабочего времени, период которого составляет 1 (один) год. То есть право истца на получение соответствующих выплат за переработку ответчиком не нарушено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК в течение 10 дней через Петрозаводский городской суд.
Судья: Г.В. Гудкова