Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13.01.2017 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: представителя административного истца по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ Струкова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Власовой ФИО12 к начальнику 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании частично незаконным решения о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Власова ФИО13 обратилась в суд с иском к начальнику 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании частично незаконным решения о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В заявлении указано, что Власова Ю.В. является супругой и, соответственно, членом семьи военнослужащего - подполковника Купряшкина ФИО14, который проходит военную службу в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Брак между ними зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. От брака имеют малолетнюю дочь Купряшкину ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истец и дочь состоят на иждивении супруга и с января 2015 года проживают всей семьей в служебной <адрес>, которая была предоставлена мужу по договору найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ Муж и дочь были зарегистрированы по месту жительства в указанной служебной квартире ДД.ММ.ГГГГ, а истец - ДД.ММ.ГГГГ, после того, как Ленинский районный суд <адрес> решением от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску ее матери Власовой ФИО16 признал ее прекратившей право пользования квартирой № в <адрес>, принадлежащей матери на праве собственности, со снятием ее с регистрационного учета по тому же адресу.
На основании решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № прекращено право пользования истца жилым помещением - квартирой № в <адрес>, что в свою очередь, явилось основанием для последующего снятия ее с регистрационного учета. Названное судебное решение истец не обжаловала, так как обстоятельства, установленные судом, соответствовали действительности. Истец фактически проживала с семьей (мужем и дочерью) в предоставленной мужу служебной <адрес>, не участвовала в расходах по содержанию принадлежащего матери жилья, в котором фактически не проживала с января 2015 года. Какие-либо правовые основания претендовать на сохранение жилой площади при указанных выше обстоятельствах у нее отсутствовали.
ДД.ММ.ГГГГ истец снята с регистрационного учета по месту прежнего проживания и в тот же день поставлена на регистрационный учет по месту жительства в служебной <адрес>.
В сентябре 2016 года супруг истца – Купряшкин ФИО17 обратился в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о принятии его и членов его семьи (истца и их дочери) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ начальником 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ Дергуновым ФИО18 принято решение № принять на учет нуждающихся в жилом помещении супруга истца – Купряшкина ФИО19, истца Власову ФИО20 и их дочь Купряшкину ФИО21, однако с учетом якобы принадлежащей истцу на праве собственности жилой площади 23,3 кв.м, в <адрес>, что соответствует 1/2 общей площади квартиры. Однако, эта квартира полностью принадлежит матери истца – Власовой ФИО22, что подтверждается прилагаемым свидетельством о государственной регистрации права. На указанную квартиру никаких прав истец не имеет.
Таким образом, в результате неправомерного учета за истцом на праве собственности жилой площади 23,3 кв.м., истец фактически исключена из числа нуждающихся в жилье членах семьи военнослужащего и лишена права на предоставление жилья.
С решением начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ Дергунова ФИО23 от ДД.ММ.ГГГГ № в части учета якобы принадлежащей истцу на праве собственности жилой площади 23,3 кв.м, Власова Ю.В. не согласна, поскольку оно не соответствует требованиям ст.51 ЖК РФ, в которой изложен перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с названной статьей истец указывает, что имеет право на признание ее таковой, в связи с тем, что она не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма либо собственником жилого помещения. Со дня регистрации брака в 2008 году у истца образовалась семья, в 2013 году у них с мужем родилась дочь, в 2015 году мужу истца предоставили служебную квартиру, в которой они всей семьей и проживали. Истец указывает, что она не могла проживать отдельно от семьи (с матерью) даже в силу малолетства дочери, за которой требуется постоянный уход.
Если ответчик считает (хотя об этом прямо не сказано в оспариваемом решении), что истец намеренно ухудшила свои жилищные условия (ст.53 ЖК РФ), то это не так. Инициатором прекращения права пользования жилым помещением со снятием с регистрационного учета в <адрес> явилась не истец, а ее мать Власова ФИО24, обратившая в суд с соответствующим иском, тогда как по смыслу ст.53 ЖК РФ намеренное ухудшение своих жилищных условий должно исходить от гражданина, желающего улучшить свои жилищные условия. У истца такого намерения не было, и лишь сложившиеся жизненные обстоятельства и ее семейное положение (регистрация брака, рождение дочери, предоставление служебной квартиры мужу и переезд в нее, невозможность ее проживания отдельно от семьи и малолетней дочери) явились основанием для переезда в служебную квартиру, где истец и проживает в данное время. Поэтому, прекращение ее права пользование жилым помещением - квартирой № в <адрес> на основании решения суда не может расцениваться как действия, направленные на намеренное ухудшение жилищных условий.
В связи с этим, истец обратилась в суд и просит: признать незаконным решение начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунова ФИО25 от ДД.ММ.ГГГГ № о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в части учета наличия собственности 23,3 кв.м., и обязать его устранить нарушение жилищных прав истца.
В судебном заседании представитель административного истца по ордеру Струков В.Ю. требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Административный истец, представитель административного ответчика 2 отдела (<адрес>) Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, представитель административного ответчика Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От административного истца имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. От представителя административного ответчика начальника 2 отдела (<адрес>) Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ поступили возражения, в которых он просил отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом изложенного, мнения представителя административного истца, в соответствии со ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административных ответчиков.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В судебном заседании установлено, что истец Власова Ю.В. является членом семьи – женой военнослужащего подполковника Купряшкина И.Ф., который проходит военную службу в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Между истцом Власовой Ю.В. и Купряшкиным И.Ф. заключен брак ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака I-СИ №. В браке родилась дочь Купряшкина В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении II-СИ №.
Мужу истца Купряшкину И.Ф. предоставлено служебное помещение по договору найма № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, в котором он, его жена Власова Ю.В. и дочь Купряшкина В.И. зарегистрированы, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «ГУЖФ».
Решением начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунова А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ приняты на учет нуждающихся в жилом помещении: подполковник Купряшкин И.Ф. с составом семьи: жена – Власова ФИО26 и их дочь Купряшкина ФИО27. В данном решении указано о наличии собственности: 23,3 кв.м., а именно в <адрес> с общей площадью 46,6 кв.м.
Признавая незаконным оспариваемое решение, суд исходит из того, что указанное решение противоречит действующему законодательству.
В соответствии со ст.15 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу п.5 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.
Согласно п.25 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Часть 1 ст.69 ЖК РФ также предусматривает, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно пп.в) п.4 Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес>, площадью 46,6 принадлежит на праве собственности Власовой ФИО28.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, по иску матери Власовой Ю.В. - Власовой Л.В. прекращено право Власовой Ю.В. на пользование жилым помещением – квартирой № в <адрес>. Судом установлено, что Власова Ю.В. проживает в ином жилом помещении совместно с мужем на основании договора пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, общего хозяйства с Власовой Л.В. не ведет.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае прекращение Власовой Ю.В. права пользование жилым помещением на основании решения суда по иску ее матери не может расцениваться как действия истца, направленные на намеренное ухудшение жилищных условий.
Таким образом, решение начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием о наличии собственности: 23,3 кв.м., принадлежащей истцу Власовой Ю.В. принято незаконно, в нарушение п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
С учетом изложенного административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку они нормативно обоснованны и документально подтверждены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение начальника 2 отдела (<адрес>) Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунова ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № о принятии на учет нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в части учета наличия собственности 23,3 кв.м.
Обязать начальника 2 отдела (<адрес>) Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунова ФИО5 в течение двухнедельного срока с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Власовой ФИО29 принять решение о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Власову ФИО30 без учета наличия в собственности 23,3 кв.м. жилого помещения.
Обязать начальника 2 отдела (<адрес>) Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунова ФИО5 сообщить суду и административному истцу об исполнении решения суда по настоящему делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13.01.2017 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: представителя административного истца по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ Струкова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Власовой ФИО12 к начальнику 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании частично незаконным решения о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Власова ФИО13 обратилась в суд с иском к начальнику 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании частично незаконным решения о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В заявлении указано, что Власова Ю.В. является супругой и, соответственно, членом семьи военнослужащего - подполковника Купряшкина ФИО14, который проходит военную службу в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Брак между ними зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. От брака имеют малолетнюю дочь Купряшкину ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истец и дочь состоят на иждивении супруга и с января 2015 года проживают всей семьей в служебной <адрес>, которая была предоставлена мужу по договору найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ Муж и дочь были зарегистрированы по месту жительства в указанной служебной квартире ДД.ММ.ГГГГ, а истец - ДД.ММ.ГГГГ, после того, как Ленинский районный суд <адрес> решением от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску ее матери Власовой ФИО16 признал ее прекратившей право пользования квартирой № в <адрес>, принадлежащей матери на праве собственности, со снятием ее с регистрационного учета по тому же адресу.
На основании решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № прекращено право пользования истца жилым помещением - квартирой № в <адрес>, что в свою очередь, явилось основанием для последующего снятия ее с регистрационного учета. Названное судебное решение истец не обжаловала, так как обстоятельства, установленные судом, соответствовали действительности. Истец фактически проживала с семьей (мужем и дочерью) в предоставленной мужу служебной <адрес>, не участвовала в расходах по содержанию принадлежащего матери жилья, в котором фактически не проживала с января 2015 года. Какие-либо правовые основания претендовать на сохранение жилой площади при указанных выше обстоятельствах у нее отсутствовали.
ДД.ММ.ГГГГ истец снята с регистрационного учета по месту прежнего проживания и в тот же день поставлена на регистрационный учет по месту жительства в служебной <адрес>.
В сентябре 2016 года супруг истца – Купряшкин ФИО17 обратился в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о принятии его и членов его семьи (истца и их дочери) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ начальником 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ Дергуновым ФИО18 принято решение № принять на учет нуждающихся в жилом помещении супруга истца – Купряшкина ФИО19, истца Власову ФИО20 и их дочь Купряшкину ФИО21, однако с учетом якобы принадлежащей истцу на праве собственности жилой площади 23,3 кв.м, в <адрес>, что соответствует 1/2 общей площади квартиры. Однако, эта квартира полностью принадлежит матери истца – Власовой ФИО22, что подтверждается прилагаемым свидетельством о государственной регистрации права. На указанную квартиру никаких прав истец не имеет.
Таким образом, в результате неправомерного учета за истцом на праве собственности жилой площади 23,3 кв.м., истец фактически исключена из числа нуждающихся в жилье членах семьи военнослужащего и лишена права на предоставление жилья.
С решением начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ Дергунова ФИО23 от ДД.ММ.ГГГГ № в части учета якобы принадлежащей истцу на праве собственности жилой площади 23,3 кв.м, Власова Ю.В. не согласна, поскольку оно не соответствует требованиям ст.51 ЖК РФ, в которой изложен перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с названной статьей истец указывает, что имеет право на признание ее таковой, в связи с тем, что она не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма либо собственником жилого помещения. Со дня регистрации брака в 2008 году у истца образовалась семья, в 2013 году у них с мужем родилась дочь, в 2015 году мужу истца предоставили служебную квартиру, в которой они всей семьей и проживали. Истец указывает, что она не могла проживать отдельно от семьи (с матерью) даже в силу малолетства дочери, за которой требуется постоянный уход.
Если ответчик считает (хотя об этом прямо не сказано в оспариваемом решении), что истец намеренно ухудшила свои жилищные условия (ст.53 ЖК РФ), то это не так. Инициатором прекращения права пользования жилым помещением со снятием с регистрационного учета в <адрес> явилась не истец, а ее мать Власова ФИО24, обратившая в суд с соответствующим иском, тогда как по смыслу ст.53 ЖК РФ намеренное ухудшение своих жилищных условий должно исходить от гражданина, желающего улучшить свои жилищные условия. У истца такого намерения не было, и лишь сложившиеся жизненные обстоятельства и ее семейное положение (регистрация брака, рождение дочери, предоставление служебной квартиры мужу и переезд в нее, невозможность ее проживания отдельно от семьи и малолетней дочери) явились основанием для переезда в служебную квартиру, где истец и проживает в данное время. Поэтому, прекращение ее права пользование жилым помещением - квартирой № в <адрес> на основании решения суда не может расцениваться как действия, направленные на намеренное ухудшение жилищных условий.
В связи с этим, истец обратилась в суд и просит: признать незаконным решение начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунова ФИО25 от ДД.ММ.ГГГГ № о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в части учета наличия собственности 23,3 кв.м., и обязать его устранить нарушение жилищных прав истца.
В судебном заседании представитель административного истца по ордеру Струков В.Ю. требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Административный истец, представитель административного ответчика 2 отдела (<адрес>) Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, представитель административного ответчика Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От административного истца имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. От представителя административного ответчика начальника 2 отдела (<адрес>) Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ поступили возражения, в которых он просил отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом изложенного, мнения представителя административного истца, в соответствии со ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административных ответчиков.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В судебном заседании установлено, что истец Власова Ю.В. является членом семьи – женой военнослужащего подполковника Купряшкина И.Ф., который проходит военную службу в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Между истцом Власовой Ю.В. и Купряшкиным И.Ф. заключен брак ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака I-СИ №. В браке родилась дочь Купряшкина В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении II-СИ №.
Мужу истца Купряшкину И.Ф. предоставлено служебное помещение по договору найма № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, в котором он, его жена Власова Ю.В. и дочь Купряшкина В.И. зарегистрированы, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «ГУЖФ».
Решением начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунова А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ приняты на учет нуждающихся в жилом помещении: подполковник Купряшкин И.Ф. с составом семьи: жена – Власова ФИО26 и их дочь Купряшкина ФИО27. В данном решении указано о наличии собственности: 23,3 кв.м., а именно в <адрес> с общей площадью 46,6 кв.м.
Признавая незаконным оспариваемое решение, суд исходит из того, что указанное решение противоречит действующему законодательству.
В соответствии со ст.15 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу п.5 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.
Согласно п.25 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Часть 1 ст.69 ЖК РФ также предусматривает, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно пп.в) п.4 Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес>, площадью 46,6 принадлежит на праве собственности Власовой ФИО28.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, по иску матери Власовой Ю.В. - Власовой Л.В. прекращено право Власовой Ю.В. на пользование жилым помещением – квартирой № в <адрес>. Судом установлено, что Власова Ю.В. проживает в ином жилом помещении совместно с мужем на основании договора пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, общего хозяйства с Власовой Л.В. не ведет.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае прекращение Власовой Ю.В. права пользование жилым помещением на основании решения суда по иску ее матери не может расцениваться как действия истца, направленные на намеренное ухудшение жилищных условий.
Таким образом, решение начальника 2 отдела (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием о наличии собственности: 23,3 кв.м., принадлежащей истцу Власовой Ю.В. принято незаконно, в нарушение п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
С учетом изложенного административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку они нормативно обоснованны и документально подтверждены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение начальника 2 отдела (<адрес>) Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунова ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № о принятии на учет нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в части учета наличия собственности 23,3 кв.м.
Обязать начальника 2 отдела (<адрес>) Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунова ФИО5 в течение двухнедельного срока с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Власовой ФИО29 принять решение о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Власову ФИО30 без учета наличия в собственности 23,3 кв.м. жилого помещения.
Обязать начальника 2 отдела (<адрес>) Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунова ФИО5 сообщить суду и административному истцу об исполнении решения суда по настоящему делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ