<Номер обезличен> Дело № 2-401/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея Амурской области 18 мая 2020 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3, представителя ответчика – администрации Берегового сельсовета <адрес> ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования – Береговой сельсовет <адрес> к администрации Берегового сельсовета <адрес>, Муниципальному унитарному предприятию <адрес> «Жилкомэнерго» о возложении обязанности по организации водно-химического режима на электрокотельной,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в порядке, предусмотренном статьей 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования – Береговой сельсовет <адрес> обратился в суд с названным иском к администрации Берегового сельсовета <адрес> и МУП <адрес> «Жилкомэнерго», в котором просит обязать ответчиков организовать водно-химический режим на электрокотельной, расположенной по адресу: <адрес>, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой <адрес> в рамках надзора за соблюдением законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ проведена проверка по вопросу организации ресурсоснабжающими организациями водоподготовки и водно-химического режима тепловых энергоустановок. Проверкой установлено, что <Дата обезличена> между администрацией Берегового сельсовета и МУП <адрес> «Жилкомэнерго» заключено концессионное соглашение <Номер обезличен>, в соответствии с которым концессионеру передано муниципальное имущество (в том числе электрокотельная, по адресу <адрес>, тепловые сети протяженностью 8974,6 метров), на котельной <адрес>, переданной МУП <адрес> «Жилкомэнерго» в рамках концессионного соглашения не организован водно-химический режим тепловых энергоустановок, что может негативно отразиться на надежной работе тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования, вызванных коррозией металла.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснив об обстоятельствах, указанных в иске.
Представитель ответчика администрации Берегового сельсовета <адрес> ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, представила письменный отзыв на исковое заявление.
Представитель ответчика МУП <адрес> «Жилкомэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому считает МУП <адрес> «Жилкомэнерго» ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оборудование водоподготовки в их пользовании отсутствует, поскольку не передавалось по акту приема-передачи. Условиями концессионного соглашения также не предусмотрены мероприятия по установке вышеуказанного оборудования.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 27 и 35 Федерального закона РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
<адрес> обратился с названным иском в защиту прав неопределенного круга лиц, муниципального образования – Береговой сельсовет <адрес>.
Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать всех граждан, проживающих на территории <адрес> (граждане свободны в выборе места жительства, проживать на территории поселка могут как постоянные жители <адрес>, так и приезжие граждане), действия прокурора <адрес>, который в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с целью защиты их прав, свобод и законных интересов, являются законными.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон № 190-ФЗ от <Дата обезличена> (ред. от <Дата обезличена>) «О теплоснабжении», устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии с п.п. 7 и 8 ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ, проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей.
В силу п. 2.7.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (далее - Приказ Минэнерго России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>), объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния.
Пункт 12.1 Приказа Минэнерго России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, предписывает, организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла. Не допускать образование накипи, отложений и шлама на теплопередающих поверхностях оборудования и трубопроводах в котельных, систем теплоснабжения и теплопотребления.
В соответствии с Приказом Минэнерго России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, предписано, периодически, не реже 1 раза в 3 года, с привлечением специализированной организации, производить ревизию водоподготовительного оборудования и его наладку, теплохимические испытания паровых и водогрейных котлов и наладку их водно-химических режимов, по результатам которых следует вносить необходимые корректировки в инструкцию по ведению водно-химического режима, а также в инструкцию по эксплуатации установок для докотловой обработки воды и в режимные карты водно-химического режима (п. 12.11). В котельной необходимо вести журнал (ведомость) по водоподготовке и водно-химическому режиму котлов для записей результатов анализов воды, пара, конденсата, реагентов, о продувках котлов и операциях по обслуживанию оборудования водоподготовки в соответствии с утвержденной режимной картой и периодичностью химического контроля. При каждой остановке котла для чистки внутренних поверхностей его элементов в журнале по водоподготовке производится описание физико-механических свойств и толщины отложений, накипи и шлама (п. 12.18).
Проведение проверки готовности к отопительному периоду проводится в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Минэнерго России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, которые разработаны в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее - проверка).
Согласно п. 13 Правил <Номер обезличен>, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, в том числе соблюдение водно-химического режима.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <Дата обезличена> № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О концессионных соглашениях», концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции, обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, срок действия концессионного соглашения, описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения, срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения.
В статьях 45, 46 ФЗ «О концессионных соглашениях», также имеются обязательные требования к концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения. Решение такого концессионного соглашения должно включать информацию о конкретном задании, предложении концессионеру, а в конкурсной документации должны быть отражены основные характеристики мероприятий, которые должен исполнить концессионер.
В судебном заседании установлено, что котельная, общей площадью <Номер обезличен> кв.м, инв. <Номер обезличен>, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый <Номер обезличен>, является собственностью муниципального образования Береговой сельсовет, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <Дата обезличена>.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, МУП <адрес> «Жилкомэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица с <Дата обезличена>, дополнительными видами деятельности которого являются производство, передача и распределение пара и горячей воды, имеет статус действующего учреждения.
<Дата обезличена> между администрацией Берегового сельсовета <адрес> (концедент) и МУП <адрес> «Жилкомэнерго» (концессионер) было заключено концессионное соглашение <Номер обезличен> в отношении объектов теплоснабжения <адрес>, в соответствии с п. 1.1. которого концессионер принял на себя обязанность за свой счет модернизировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II настоящего соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии в целях предоставления услуги по теплоснабжению потребителей поселка <адрес> с использованием объекта соглашения, а концедент принял на себя обязанность предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно п. 1.2 указанного концессионного соглашения проведение модернизации предусматривает проведение следующих работ: техническая модернизация объекта; проведение текущих и капитальных ремонтных работ на объекте Соглашения по мере возникновения потребности.
Пунктом 2.1 названного концессионного соглашения установлено, что объектами настоящего соглашения являются объекты теплоснабжения, указанные в приложении <Номер обезличен> к настоящему соглашению и предназначенные для осуществления деятельности, указанной в п. 1.1. настоящего соглашения, подлежащие реконструкции.
В приложении <Номер обезличен> к концессионному соглашению <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в качестве объекта соглашения указано, в том числе, здание котельной (часть здания), назначение: не жилое, число этажей – 3, общая площадь <Номер обезличен> кв.м. с пристроенными гаражами, электрощитовой, модульной котельной, токарным цехом, расположенное по адресу: <адрес>.
Концессионер обязан самостоятельно (за свой счет) провести модернизацию объекта соглашения в соответствии с мероприятиями и в сроки, утвержденные итогами конкурса (п. 4.1); концедент в рамках своих возможностей обязуется обеспечить концессионеру необходимые условия для выполнения работ по теплоснабжению и модернизации объекта соглашения (п. 4.3); концедент обязуется оказывать концессионеру содействие при выполнении работ по модернизации объекта соглашения путем осуществления действий: передача необходимой документации, информации об имуществе, переданном концессионеру в соответствии с настоящим соглашением и другие действия (п. 4.4); при обнаружении концессионером обстоятельств, делающих невозможным модернизацию объекта соглашения в сроки, установленные настоящим соглашением и (или) использование (эксплуатацию) объекта соглашения, концессионер обязуется немедленно предупредить об этом концдента в письменном и устном виде, приостановив работу по модернизации объекта соглашения (п. 4.5); при обнаружении концессионером независящих от сторон обстоятельств, делающих невозможным модернизацию объекта соглашения в сроки, установленные настоящим соглашением, и (или) использование (эксплуатацию) объекта соглашения, концессионер обязуется немедленно уведомить концедента (письменно или устно) об указанных обстоятельствах в целях согласования дальнейших действий сторон по исполнению настоящего соглашения (п. 4.6).
Согласно п. 8.2 концессионного соглашения, концессионер обязан осуществлять деятельность по использованию (эксплуатации) объекта соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 9 концессионного соглашения настоящее соглашение вступает в силу со дня подписания и действует 10 лет (п.п. 9.1). Срок использования (эксплуатации) концессионером объекта соглашения – 10 лет со дня подписания акта приема-передачи объекта соглашения (п.п. 9.2.) Срок осуществления концессионером деятельности, указанной в п. 1.1 настоящего соглашения, - 10 лет со дня подписания акта приема-передачи объекта соглашения.
Концессионное соглашения, а также акт приема-передачи, подписаны сторонами <Дата обезличена>, сделка зарегистрирована Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> <Дата обезличена>.
Раздел Х концессионного соглашения определяет порядок осуществления концедентом контроля за соблюдением концессионером условий настоящего соглашения, согласно которому: права и обязанности концедента осуществляются администрацией Берегового сельсовета <адрес>, в соответствии с действующим законодательством (п. 10.1). Администрация Берегового сельсовета осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий настоящего соглашения, в том числе обязательств по осуществлению деятельности, указанной в п. 1.1 настоящего соглашения, в том числе обязательств по использованию (эксплуатации) объекта соглашения в соответствии с целями, установленными настоящим соглашением, а также сроков исполнения обязательств, указанных в разделе IX настоящего соглашения (п. 10.2). При обнаружении концедентом в ходе осуществления контроля за деятельностью концессионера нарушений, которые могут существенно повлиять на соблюдение концессионером условий настоящего соглашения, концедент обязан сообщить об этом концессионеру в течение 10 календарных дней со дня обнаружения указанных нарушений (п. 10.7).
<Дата обезличена> администрацией Берегового сельсовета <адрес> и МУП «Жилкомэнерго» подписано дополнительное соглашение к концессионному соглашению <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в отношении объектов теплоснабжения <адрес>, данным дополнительным соглашением уточнен и дополнен перечень мероприятий (обязательств Концессионера) по технической модернизации муниципального имущества Берегового сельсовета <адрес> (объекты теплоснабжения) на период действия концессионного соглашения.
<адрес> в рамках надзора за соблюдением законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ проведена проверка по вопросу организации ресурсоснабжающими организациями водоподготовки и водно-химического режима тепловых энергоустановок. Проверкой было установлено, что на котельная <адрес> не организован водно-химический режим.
По результатам проверки прокуратурой <адрес> вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, направленное на имя генерального директора МУП <адрес> «Жилкомэнерго».
В ответ на указанное представление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> МУП <адрес> «Жилкомэнерго» <Дата обезличена> сообщило прокурору <адрес> о том, что в соответствии с нормами качества сетевой и подпиточной воды водогрейдерных котлов, организации водно-химического режима и химического контроля (РД 24.031.120-91), организация водно-химического режима распространяется на котлы теплопроизводительностью от 2,33 МВт (2 Гкал\час) до 209 МВт (180 Гкал\час). Приказом Минэнерго РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, разделом 12 которых определяется водоподготовка и водно-химический режим тепловых энергоустановок и сетей. МУП <адрес> «Жилкомэнерго» осуществляет свою деятельность на территории <адрес> на основании концессионного соглашения. Оборудование водоподготовки по акту приема-передачи администрацией Берегового сельсовета не передавалось и фактически отсутствует. В перечне мероприятий капитального ремонта и реконструкции концессионного соглашения отсутствуют мероприятия по установке вышеуказанного оборудования.
Согласно акту приема-передачи (приложение <Номер обезличен> к концессионному соглашению <Номер обезличен> от <Дата обезличена>) концедент передал, а концессионер принял следующее муниципальное имущество Берегового сельсовета <адрес>: … котлы электрические (здание модульной котельной) КЭВ 4000/6 – 4 шт., теплопроизводительностью 3,5 Гкал\час; котлы водогрейные КВа – 2,5 Гн/ЛЖ (здание модульной котельной) – 2шт., теплопроизводительностью 2,16 Гкал\час; котлы водогрейные КВ – ГМ – 2,5-95 (здание модульной котельной) – 2 шт., теплопроизводительностью 2,15 Гкал\час…
При этом, какое-либо водоподготовительное оборудование для организации водно-химического режима в акте приема-передачи не значится.
В концессионном соглашении от <Дата обезличена> и приложений к нему, также отсутствует и соглашение (обязательство) МУП <адрес> «Жилкомэнерго» произвести установку водоподготовительного оборудования для организации водно-химического режима на электрокотельной в <адрес>.
Уточненный и дополненный перечень мероприятий по дополнительному соглашению к концессионному соглашению <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в отношении объектов теплоснабжения <адрес> также не содержит в себе задания по установке водоподготовительного оборудования для организации водно-химического режима на электрокотельной в <адрес>.
Таким образом, суд установлено, что входе передачи муниципального имущества от Концедента к Концессионеру по концессионному соглашению <Номер обезличен> от <Дата обезличена> водоподготовительное оборудование для организации водно-химического режима, не передавалось, его установка на котельное оборудования условиями концессионного соглашения также не предусматривалась, о чем в судебном заседании также пояснил и представитель ответчика – администрации Берегового сельсовета, соответственно Концессионер в рамках концессионного соглашения не имел и не имеет возможности организовать водно-химический режим тепловых энергоустановок.
При этом, каких-либо действий со стороны Берегового сельсовета <адрес> как собственника муниципального имущества по приобретению и передаче водоподготовительного оборудования в пользование МУП «Жилкомэнерго» и внесении необходимых изменений в концессионное соглашение не предпринималось.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от <Дата обезличена> № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Таким образом, организация водно-химического режима на котельной в <адрес>, в соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ должна быть возложена на собственника имущества – администрацию Берегового сельсовета.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований о возложении на администрацию Берегового сельсовета <адрес> обязанности организовать водно-химического режима на котельной в <адрес>, и отказа в удовлетворении этих требований к МУП <адрес> «Жилкомэнерго».
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования - Береговой сельсовет <адрес> к администрации Берегового сельсовета <адрес> о возложении обязанности по организации водно-химического режима на электрокотельной, удовлетворить.
Обязать администрацию Берегового сельсовета <адрес> организовать водно-химический режим на электрокотельной, расположенной по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к Муниципальному унитарному предприятию <адрес> «Жилкомэнерго», отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Плешков А.А.
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.
Судья Плешков А.А.