Судья Есин Е.В. Дело № 33-20117/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Анцифировой Г.П.
судей Матошкина С.В., Сметаниной Е.В.
при секретаре Князевой Д.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании от 15 июля 2019 года апелляционную жалобу Захаровой Т.Е. на решение Ступинского городского суда Московской области от 21 марта 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Захаровой Т. Е. и Захарова И. О. к администрации городского округа Ступино Московской области о признании незаконным и об отмене постановления главы администрации городского округа Ступино Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-п «Об отказе в признании молодой семьи в составе четырёх человек участницей основного мероприятия «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы; об обязании поставить молодую семью, состоящую из четырёх человек, на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы,
заслушав доклад судьи Матошкина С.В.,
объяснения Захаровой Т.Е.,
УСТАНОВИЛА:
Захарова Т.Е. и Захаров И.О. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Ступино Московской области о признании незаконным и об отмене постановления главы администрации городского округа Ступино Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-п «Об отказе в признании молодой семьи в составе четырёх человек участницей основного мероприятия «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы; об обязании поставить молодую семью, состоящую из четырёх человек, на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы.
Исковые требования Захарова Т.Е. и Захаровов И.О. обосновали тем, что оспариваемым ими постановлением ответчика им было отказано в признании их семьи, состоящей из четырёх человек, участницей основного мероприятия «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы. С решением ответчика они не согласны, и считают его незаконным. О незаконности действий ответчика свидетельствует и решением Ступинского городского суда Московской области от <данные изъяты> по гражданскому делу <данные изъяты>.
Представитель истцов Захаровой Т.Е. и Захаров И.О. – Берлад Н.А., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании подтвердил изложенные в исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского округа Ступино Московской области – Гончаренко К.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, и просил исковое заявление оставить без удовлетворения.
Суд вынес решение исковое заявление Захаровой Т. Е. и Захарова И.О. к Администрации городского округа Ступино Московской области о признании незаконным и об отмене постановления оставить без удовлетворения.
Не соглашаясь с решением суда Захарова Т. Е. подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и фактическими обстоятельствами дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы Захарова Т.Е., <данные изъяты> года рождения, и Захаров И.О., <данные изъяты> года рождения, состоят в зарегистрированном браке с <данные изъяты> и имеют двоих несовершеннолетних детей: Захарову А.И., <данные изъяты> года рождения, и Захарову Ю.И., <данные изъяты> года рождения.
Исходя из представленной выписки из домовой книги и копии лицевого счёта, истцы Захарова Т.Е. и Захаров И.О., их несовершеннолетние дети Захарова А.И. и Захарова Ю.И. постоянно зарегистрированы по месту жительства и фактически проживают в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>.
Вместе с истцами и их детьми в данной квартире также постоянно зарегистрированы члены их семьи Тернова Е.Н. и Тернов А.Н.
Указанная квартира с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 49,6 кв. м. принадлежит на праве собственности Терновой Е.Н., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <данные изъяты> и выпиской из ЕГРН, и истцы вселены в это жилое помещение в установленном законом порядке в качестве членов семьи собственника жилого помещения.
При этом истцу Захаровой (Загудаевой) Т.Е. на праве общей долевой собственности (доля в праве1\2) принадлежит квартира с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 49,70 кв. м., расположенная по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <данные изъяты> и выпиской из ЕГРН.
Участником долевой собственности на указанную квартиру является мать истца Захаровой Т.Е. – Загудаева Л.А. (доля в праве 1\2).
В квартире по адресу: <данные изъяты> постоянно зарегистрированы по месту жительства родители истца Захаровой Т.Е. – Загудаева Л.А. и Загудаев Е.Н.
Решением Ступинского городского суда Московской области от <данные изъяты> по гражданскому делу <данные изъяты> исковое заявление Захарова И.О. к администрации городского округа Ступино Московской области о признании незаконным отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей», об обязании поставить на учёт семью в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Обеспе6чение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» удовлетворено частично. Признан незаконным отказ от <данные изъяты> за <данные изъяты> администрации городского поселения Ступино в признании молодой семьи Захарова И.О. нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей». В остальной части иск оставлен без удовлетворения.
Во исполнение указанного решения суда, вступившего в законную силу, <данные изъяты> администрацией городского округа Ступино Московской области издано постановление за <данные изъяты>-п, согласно которому молодая семья Захарова И.О. в составе четырёх человек (супруга и двое несовершеннолетних детей) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации городского округа Ступино Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-п отказано в признании молодой семьи Захаровых в составе четырёх человек участницей основного мероприятия «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы в связи с несоответствием условиям, указанным в п. 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома основного мероприятия «Обеспечение жильём молодых семей» названных государственных программ (л. д. 9).
Постановлением администрации городского округа Ступино Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-п молодая семья Захарова И.О. в составе четырёх человек снята с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> на территории городского округа Ступино Московской области установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории городского округа Ступино Московской области установлена в размере 12 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно ст. 50 ЖК РФ учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
На основании ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с ч. 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
Порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Исходя из положений ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 года № 790/39 утверждена государственная программа Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы.
Пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050 (в редакции от 20.11.2018 года) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», установлено, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
На основании изложенного суд верно пришел к выводу о том, что для участия в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 года претендентам, помимо возраста, необходимого для участия в программе, следует подтвердить свою нуждаемость в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Разъясняя вопросы применения ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, Верховный Суд РФ в п. 11 Постановления Пленума от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал на то, что фактически членами одной семьи могут быть признаны родственники без ограничения дальности степени родства, при этом, в отношении родственников близкого родства – супруг, а также дети и родители собственника достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.
Определяя нуждаемость семьи истцов в жилом помещении, суд исходит из определения суммарной площади жилых помещений, занимаемых истцами и членами их семьи: 49,6 кв. м. + 1\2 от 49,7 кв. м. (квартира истца Захаровой Т.Е., принадлежащая на праве общей долевой собственности) = 74,45 кв. м. : 6 человек = 12,41 кв. м.
Таким образом, суммарная площадь жилого помещения, приходящаяся на одного члена семьи истцов, составляет 12,41 кв. м., что превышает учетную норму, установленную Решением Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>.
Поскольку жилищная обеспеченность семьи истцов превышает учётную норму, правовые основания для признания семьи Захаровой Т.Е. и Захарова И.О. нуждающейся в жилом помещении отсутствуют, соответственно, оспариваемое истцами постановление главы администрации городского округа Ступино Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-п «Об отказе в признании молодой семьи в составе четырёх человек участницей основного мероприятия «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы является законным.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции в обжалуемом решении правильными, основанными на нормах материального права и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену постановленного решения суда в обжалуемой части, жалоба не содержит, ее доводы основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку правильно установленных судом обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены правильного по существу решения суда по доводам данной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение неправильного судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ступинского городского суда Московской области от 21 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Захаровой Т.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи