Дело 2а-5483/2023
УИД 73RS0001-01-2023-005962-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Шабинской Е.А.,
при секретаре Махмутовой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района города Ульяновска, поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска, Управлению образования Администрации города Ульяновска, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Ульяновска «Средняя школа №28» о возложении обязанности профинансировать оборудование охранной сигнализацией, осуществить оборудование охранной сигнализацией,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Ульяновска «Средняя школа №28», уточненным в ходе судебного разбирательства.
В обоснование иска указал, что проведена проверка состояния антитеррористической защищенности здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №28» (МБОУ «Средняя школа №28»).
Проверка показала, что учреждение имеет недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности ввиду отсутствия охранной сигнализации, что является нарушением действующего законодательства.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
Согласно ч.3.1 ст.5 Федерального Закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Просил суд обязать администрацию города Ульяновска профинансировать оборудование охранной сигнализацией помещения МБОУ «Средняя школа №28», расположенного по адресу: <адрес>; обязать МБОУ «Средняя школа №28» в течении 2 (двух) месяцев со дня получения финансирования осуществить оборудование охранной сигнализацией помещения МБОУ «Средняя школа №28», расположенного по адресу: <адрес>.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены администрация города Ульяновска и Управление образования Администрации города Ульяновска.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Ульяновска Шаляхин А.А. административный иск поддержал.
Представитель административных ответчиков Администрации города Ульяновска и Управления образования Администрации города Ульяновска Набиуллин Ш.И. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве на административный иск, указав, что Управлением образования принимаются исчерпывающие меры по обеспечению предупреждения террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории общеобразовательных учреждений. 2-месячный срок является явно неразумным для исполнения решения суда, поскольку потребность на финансовое обеспечение общеобразовательных организаций Ленинского района г. Ульяновска охранной сигнализацией будет рассмотрена в ДД.ММ.ГГГГ году при формировании проекта бюджета на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый ДД.ММ.ГГГГ годов в рамках реализации муниципальной программы «Развития и модернизация образования в муниципальном образовании «город Ульяновск», утвержденной постановлением администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ №. Учитывая отсутствие финансирования может привести к невозможности своевременного исполнения решения суда. Полагает целесообразным обязать Учреждение в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить обеспечение охранной сигнализацией. Отметил, что 6-месячный срок необходим для согласования процедуры и сроков получения бюджетных денежных средств, для формирования проекта контракта на выполнение работ по оборудованию охранной сигнализации. После согласования проекта необходимо подготовить техническую и конкурсную документацию, затем объявить и провести торги, пописать контракт, выполнить работу по оборудованию охранной сигнализации и принять работу. Процедуры по подготовке, организации и проведении торгов четко регламентированы ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Административный ответчик МБОУ «Средняя школа №28» в лице представителя в судебном заседании участия не принимал, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что сотрудники ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» привлекались к обследованию объекта МБОУ «Средняя школа №28» в период его категорирования. МБОУ «Средняя школа №28» присвоена 3 категория опасности. В соответствии с п.п. «а» п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации. МБОУ «Средняя школа №28» находится в зоне действия пункта централизованной охраны № УВО по городу Ульяновске – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области». Между МБОУ «Средняя школа №28» и ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» заключен контракт «Об оказании услуг по охране объектов путем реагирования на срабатывание тревожной сигнализации». Заключение договоров (контрактов) осуществляется в заявительном порядке. Обращений от МБОУ «Средняя школа №28» о заключении контракта на оказание услуг по охране с помощью системы централизованного наблюдения не поступало. Просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска. Финансового управления администрации города Ульяновска в судебное заседание не явились, судом извещались.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства (пункт 1).
Постановлением Правительство Российской Федерации 2 августа 2019 года N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), которыми установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 указанного постановления Перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Пунктом 5 поименованного постановления предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Подпунктом "в" пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 к объектам (территориям) третьей категории опасности отнесены:
- объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек;
- объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек;
- объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек.
Как следует из содержания пункта 25 поименованного постановления, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 указанных требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.
Как установлено судом, МБОУ «Средняя школа №28» является социально ориентированной некоммерческой организацией, основной целью деятельности которой является образовательная деятельность.
Из пункта 1.3 Устава МБОУ «Средняя школа №28» следует, что учредителем образовательной организации является Муниципальное образование «город Ульяновск». Функции и полномочия учредителя от имени Муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет Управление образования администрации города Ульяновска.
Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет Управление имущественных отношений, экономики, и развития конкуренции администрации города Ульяновска.
Собственник осуществляет распорядительные и контролирующие функции в отношении муниципального имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, постоянного (бессрочного пользования) (пункт 1.4 Устава).
Место нахождения Учреждения (юридический, фактический и почтовый адрес): <адрес>.
Здание школы, расположенной по адресу: <адрес>, передано в оперативное управление МБОУ «Средняя школа №28».
Как установлено судом, и это не оспаривается сторонами, МБОУ «Средняя школа №28» относится к объекту третьей категории опасности, следовательно, в отношении него должны быть проведены мероприятия, предусмотренные пунктами 24 и 25 требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, в том числе, оснащение помещений школы охранной сигнализацией.
Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" регламентирует следующие особенности правового статуса бюджетного учреждения.
Таковым признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2). Муниципальным бюджетным учреждением признается учреждение, созданное муниципальным образованием (пункт 1 статьи 9.1) в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования (подпункт 3 пункт 2 статьи 13). Его единственным учредительным документом является устав (пункт 1 статьи 14), утвержденный местной администрацией муниципального образования (подпункт 3 пункта 1.1 статьи 14) и содержащий наименование учреждения с указанием его типа, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов (пункт 3 статьи 14). Функции и полномочия учредителя муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются органом местного самоуправления (пункт 3 статьи 9.1). Муниципальное бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2 статьи 9.2), посредством выполнения муниципального задания, которое формируется и утверждается в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовое обеспечение которого производится в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункты 3 и 6 статьи 9.2). Муниципальное бюджетное учреждение вправе осуществлять и иные виды деятельности (пункт 4 статьи 9.2).
Правовой режим имущества бюджетного учреждения, которое, будучи юридическим лицом, участвует в гражданском обороте наряду с иными субъектами, в том числе заключает договоры и отвечает за их исполнение (пункт 1 статьи 48 ГК Российской Федерации), также имеет существенную специфику.
Так, имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления, а собственником имущества муниципального бюджетного учреждения является муниципальное образование (пункт 1 статьи 123.21 ГК Российской Федерации и пункт 9 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве общего принципа имущественной ответственности публично-правовых образований устанавливает в пункте 3 статьи 126, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в числе прочего, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 и пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Собственником здания, в котором МБОУ «Средняя школа №28» осуществляет образовательный процесс, является муниципальное образование, наделенное полномочиями по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Из полного наименования указанного образовательного учреждения следует, что данное учреждение является муниципальным бюджетным учреждением.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
В силу п.1.1. Положения об Управлении образования Администрации города Ульяновска (утв. решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90 "Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска" (вместе с "Положением об Управлении имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска", "Положением о финансовом Управлении администрации города Ульяновска", "Положением об Управлении по делам семьи администрации города Ульяновска", "Положением об Управлении культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска", "Положением о Комитете по физической культуре и спорту мэрии г. Ульяновска", "Положением об Управлении физической культуры и спорта администрации города Ульяновска", "Положением об Управлении жилищно- коммунального хозяйства администрации города Ульяновска", "Положением об Управлении дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска", "Положением об Управлении архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска")) (далее Положение), Управление образования администрации города Ульяновска (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Ульяновской области, в областях образования, работы с детьми и молодежью.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что собственником здания, в котором МБОУ «Средняя школа №28» осуществляет образовательный процесс, является муниципальное образование, то обстоятельство, что Управление образования администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения, а также принимая во внимание, что оборудование здания дошкольного образовательного учреждения системой охранной сигнализации является обязательным, направленным на предупреждение и пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора.
С учетом объема необходимых затрат, суд полагает необходимым установить администрации города Ульяновска срок финансирования мероприятий по оборудованию системой охранной сигнализации – в течение 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а МБОУ «Средняя школа №28» - в течении 4 (четырех) месяцев с момента поступления финансирования.
Таким образом, следует обязать администрацию города Ульяновска в течении 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать оборудование системой охранной сигнализации здания МБОУ «Средняя школа №28», расположенного по адресу: <адрес>, а МБОУ «Средняя школа №28» в течении 4 (четырёх) месяцев с момента поступления финансирования оборудовать системой охранной сигнализации здание МБОУ «Средняя школа №28», расположенное по адресу: г.Ульяновск, ул. Пархоменко, д. 98/8.
В иске к Управлению образования администрации города Ульяновска суд отказывает как ненадлежащему административному ответчику.
Доводы стороны административных ответчиков об отсутствии в бюджете финансовых средств на выполнение антитеррористической защищенности объектов образования судом отклоняются, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием либо отсутствием финансирования.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г.Ульяновска удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Ульяновска в течении 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать оборудование системой охранной сигнализации здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №28», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №28» в течении 4 (четырех) месяцев с момента поступления финансирования оборудовать системой охранной сигнализации здание Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №28», расположенное по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части требований и в удовлетворении требований к Управлению образования Администрации города Ульяновска - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Шабинская
В окончательной форме решение изготовлено 18.12.2023 года.