Дело № 2-147/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2012 года п.Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Моор Ю.Э.
при секретаре: ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>, администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении предоставления в собственность земельного участка площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> расположенным по адресу <адрес>, б/н для ведения личного подсобного хозяйства,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель истицы по доверенности ФИО10 обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 подала заявление в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> о предоставлении земельного участка в собственность площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> расположенным по адресу <адрес>, б/н, который был ею сформирован и к заявлению приложен кадастровый паспорт. На протяжении длительного времени со стороны КУМИ никаких решений по данному заявлению не предпринималось, и только ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано извещение о предоставлении данного земельного участка, как свободного. В нарушении действующего законодательства ответчики не приняли решений по предоставлению испрашиваемого земельного участка истице, и даже в нарушении ст.ст. 28,30,30-1,38-1 ЗК РФ готовят документы на проведение торгов по продаже испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности ФИО10 исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в нем, при этом дополнительно пояснил суду, что процедура предоставления земельного участка истице, должна соответствовать требованиям ст. 34 ЗК РФ, без каких либо торгов, так как ФИО9 за свой счет сформировала и поставила земельный участок на кадастровый учет. Кадастровый паспорт предоставила ответчикам вместе с заявлением ДД.ММ.ГГГГ. Ранее с заявлением о предоставлении земельного участка к ответчикам не обращалась, однако последние в нарушении всех сроков предусмотренных ст. 34 ЗК РФ не приняли решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка истице.
Представитель ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> по доверенности ФИО5 исковые требования не признала в полном объеме, пояснила суду, что формирование земельного участка ФИО1 было проведено в нарушении требований ст. 34 ЗК РФ и более того, в настоящее время торги отменены, поскольку установлено, что испрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц, так как ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен ФИО2
Представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО6 требования иска не признал и пояснил суду, что в настоящее время к испрашиваемому земельному участку администрация <адрес> никакого отношения не имеет, так как он принадлежит ФИО2
Третье лицо ФИО11 требования иска не признала и пояснила суду, что она летом 2010 года подавала заявление в администрацию района на предоставление спорного земельного участка, но ей было отказано по причине наличия на земельном участке линии электропередач.
Представитель третьего лица администрации <адрес> надлежаще уведомленный о дне и времени рассмотрения дела в зал суда не явился, ходатайств об отложении дела не поступало.
Стороны не возражают против рассмотрения дела без участия не явившихся лиц.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Часть 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с пунктами 3, 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, органы местного самоуправления обладают правомочиями собственника в отношении земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, и осуществления контроля за их использованием.
Поскольку заявитель просил предоставить земельный участок в аренду для ведения ЛПХ, отношения сторон регулируются статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно этой норме органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях конкретизации статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации Решением Мотыгинского Районного Совета депутатов от 14.06.2007 N 14-117 утверждено Положение о порядке предоставления физическим и юридическим лицам прав на земельные участки, расположенные в границах муниципального образования Мотыгинский район.
Согласно пункту 2.3 Положение о порядке предоставления физическим и юридическим лицам прав на земельные участки, расположенные в границах муниципального образования Мотыгинский район, граждане или юридические лица, заинтересованные в приобретении прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством, подают заявление в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Мотыгинского района, в котором указывают цель использования земельного участка, его размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с указанными нормами заинтересованность лица, испрашивающего земельный участок в собственность для ведения ЛПХ, обусловлена подачей в установленном законом порядке заявления о предоставлении соответствующего земельного участка в собственность.
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для ведения ЛПХ с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, б/н. К заявлению приложен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.
В заявлении представителя ФИО1 по доверенности ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о размере испрашиваемого земельного участка, что противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2.3 Положение о порядке предоставления физическим и юридическим лицам прав на земельные участки, расположенные в границах муниципального образования <адрес>.
Кроме того, в ходе судебного заседания бесспорно установлено, что формирование испрашиваемого земельного участка истицей ФИО1, было проведено в нарушении требований ст. 34 ЗК РФ.
Так, в силу требований ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В ходе судебного заседания установлено, что ФИО9 с вышеуказанным заявлением не обращалась, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории ей не выдавалась.
По своей инициативе, помимо воли органа местного самоуправления, сформировала земельный участок, поставила его на кадастровый учет, и только после этого обратилась с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Исследованное судом заявление представителя ФИО1 по доверенности ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ и приложенный к нему кадастровый паспорт земельного участка не является допустимым доказательством возникновения у заявителя права на предоставление земельного участка в собственность на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не обоснованными являются доводы представителя истца о проведении торгов испрашиваемого земельного участка, поскольку в соответствии с п.2.5 Положение о порядке предоставления физическим и юридическим лицам прав на земельные участки, расположенные в границах муниципального образования <адрес>, в случае поступления двух и более заявок, земельный участок предоставляется на торгах.
Поскольку администрация <адрес> схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории истице ФИО1 не выдавала, и с учетом подачи заявления ФИО11, то обоснованно с силу вышеизложенного Положения, было принято решение о проведении торгов на испрашиваемый земельный участок.
В ходе судебного заседания было установлено, что на момент рассмотрения дела, торги по предоставлению спорного земельного участка отменены.
Поводом к принятию данного решения послужило заявление ФИО7
В судебном заседании свидетель ФИО7 пояснила суду, что спорный земельный участок не может быть предоставлен ни ФИО1, никому другому, так как принадлежит на протяжении многих десятилетий ее маме ФИО2 и данный земельный участок имеет адрес <адрес>. Ранее на данном земельном участке находился жилой дом, который перешел ее маме по договору дарения от ее отца, но в силу ветхого состояния был снесен. От прав на земельный участок, ее мама не отказывалась.
Из постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жителям <адрес> и <адрес>, проживающих в индивидуальных жилых домах были предоставлены в собственность, бесплатно приусадебные земельные участки площадью до 0,15 га.
Согласно архивной выписки из приложения к Постановлению администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 1172 кв.м. расположенный по адресу <адрес> принадлежит ФИО2.
В ходе судебного заседания бесспорно установлено, что испрашиваемый истицей земельный участок расположенный по адресу <адрес> метров от <адрес> по направлению на северо-запад и земельный участок по <адрес> являются одним и тем же земельным участком.
В материалах дела (л.д.23) имеется выписка из постановления № от 17.11. 1993 года, из которой следует, что ФИО1 был предоставлен для ведения ЛПХ в собственность земельный участок расположенный в населенном пункте <адрес> в 20 метрах от <адрес>, на северо-запад, общей площадью 1500 кв.м., подписанная ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> ФИО8
Однако, из письма адресованного суду ДД.ММ.ГГГГ за подписью главы администрации <адрес> ФИО8следует, что выписку из постановления № от 17.11. 1993 года, следует считать ошибочно выданной (л.д.66).
С учетом вышеизложенного требования иска являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>, администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении предоставления в собственность земельного участка площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> расположенным по адресу <адрес>, б/н для ведения личного подсобного хозяйства - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий