РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 марта 2013 года рп Северо-Енисейский
Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Н.А.Тимошиной, при секретаре О.В. Шаховой,
с участием представителя ответчика Брюхановой С.В., действующей на основании доверенности ВП № 3 от 09.01.2013 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-72/2013 г. по иску Службы по контролю в сфере природопользования <адрес>
к Администрации <адрес>
об обязании в двухмесячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу, разработать и опубликовать в средствах массовой информации порядок утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории <адрес>
Установил:
Представитель Службы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Северо-Енисейский районный суд с вышеуказанными требованиями. Ссылается на то, что выявлены нарушения экологического законодательства, а именно на территории <адрес> не определен порядок утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, что свидетельствует о бездействии должностных лиц администрации муниципального образования.
В судебное заседание представитель истца не явился, представив заявление в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Заявленные требования, поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил обязать администрацию <адрес> в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения: разработать порядок утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> и опубликовать его в средствах массовой информации.
Представитель ответчика, Брюханова С.В. в судебном заседании пояснила, что исковые требования не признает в полном объеме по изложенным в возражении доводам. Суду пояснила, что Постановление администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ было разработано и опубликовано в газете «Северо-Енисейский Вестник» № от ДД.ММ.ГГГГ В связи с изменениями в законодательстве новое Постановление №-п было разработано ДД.ММ.ГГГГ и опубликовано в газете «Северо-Енисейский Вестник» № от ДД.ММ.ГГГГ. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования, не подлежат удовлетворению.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1).
Конституционное положение определяет взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды», регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в числе принципов, на которых должна осуществляться деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года. №7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Абзац 2 части 2 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относит организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Их утилизация и переработка возложены в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления муниципального района. Порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155. Твердые и жидкие бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
В соответствии с пунктами 7 и 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3 к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды. Согласно статьи 6 названного закона осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности (за исключением объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю) относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названных положений законодательства в <адрес> создано муниципальное унитарное предприятие «Управление коммуникационным комплексом <адрес>», одной из целей деятельности которого является организация сбора и утилизации промышленных и бытовых отходов.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации <адрес> № был утвержден «Порядок организации сбора, транспортировки, размещения твердых бытовых, ртутьсодержащих и производственных отходов на территории <адрес>». В указанном порядке определены классы опасности отходов, порядок сбора, использования, транспортировки и размещения (захоронения) твердых бытовых и ртутьсодержащих отходов, порядок обращения с отходами производства, а также ответственность за нарушение установленного порядка. Вышеназванное постановление опубликовано в газете « Северо-Енисейский вестник» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из вышеназванного, суд не может согласиться с мнением истца о бездействии должностных лиц администрации муниципального образования по не разработке порядка утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории <адрес>.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации <адрес> №-п утвержден новый «Порядок организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых, промышленных и прочих отходов в <адрес>», который опубликован в газете «Северо-Енисейский вестник» № (2112) от ДД.ММ.ГГГГ и вступил в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.197-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований, заявленных Службой по контролю в сфере природопользования <адрес> к администрации <адрес>: обязать в двухмесячный срок, со дня вступления судебного решения в законную силу, разработать и опубликовать в средствах массовой информации порядок утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в месячный срок в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Северо-Енисейский районный суд.
Судья Н. А. Тимошина
Копия верна.
Решение вступило в законную силу 23 апреля 2013 года.
Подлинник документа находится в материалах гражданского дела № 2-72/2013 года.
Председатель
Северо- Енисейского районного суда Н. А. Тимошина
Секретарь
Северо – Енисейского районного суда К. Э. Ткаченко