Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1194/2015 ~ М-1268/2015 от 05.08.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2015 года с. Кочубеевское

Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Щербакова С.А.,

с участием:

представителя заявителя Маричевой В.А.Ерошенко И.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

представителя заявителя Маричевой В.А.Михайловой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования Усть-Невинского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края ФИО4,

при секретаре судебного заседания Энгалычевой Э.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Маричевой В.А. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления администрации муниципального образования Усть-Невинского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края,

УСТАНОВИЛ:

Маричева В.А. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия органа местного самоуправления администрации муниципального образования Усть-Невинского района в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ – незаконным; об обязании администрации муниципального образования Усть-Невинского района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан, возложить обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером , на котором располагается жилая квартира, по адресу: х. Родниковский, <адрес>, признанная аварийной и подлежащая сносу, а также об изъятии собственности путем выкупа у собственника, либо предоставлении взамен изымаемого другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником. В обоснование требований представитель заявителя Маричевой В.А.Михайлова Е.В. указала, что вследствие наводнения 26-ДД.ММ.ГГГГ в хуторе <адрес>, Маричева В.А., как собственник дома и земельного участка с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, х. Родниковский, <адрес>, понесла значительный имущественный ущерб, а именно, наводнением было уничтожено все имущество находящиеся в доме и сам дом пришел в состояние не пригодное для проживания. Указанный дом достался Маричевой В.А. в наследство от матери ФИО1, которая погибла не пережив последствия затопления, произошедшего в 1999 году. Согласно постановлению главы муниципального образования Усть-Невинского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 27, утверждено заключение комиссии о признании жилых помещений не пригодных для проживания по адресу: <адрес>, х. Родниковский, <адрес>. Постановлением главы муниципального образования Усть-Невинского сельского совета Кочубеевского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ были выведены из состава жилищного фонда жилые помещения не пригодные для проживания в хуторе Родниковском Кочубеевского района Ставропольского края, в том числе, <адрес>. Согласно заключению о признании помещения пригодным (непригодным) для проживания от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия признала указанный дом не пригодным для проживания, приняла заключение: восстановление жилого дома нецелесообразно, что подтверждается актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указанно, что дальнейшая эксплуатация дома невозможна. В акте обследования от <данные изъяты> года сказано, что водами реки Невинка дом подвергся затоплению на высоту от 130 до 150 см, в результате чего фундамент дома имеет массовые прогрессирующие сквозные трещины, значительное выпирание грунта, наружные стены кирпичные имеют кортикальные трещины в простенках, расслоение кладки стен местами, выпадение отдельных участков. Перегородки - турлучные имеют глубокие сквозные трещины в местах примыкания к стенам. Чердачные перекрытия на грани разрушения, которое уже началось. Отопление отсутствует, газ отключен, электричество отключено. Земельный участок полностью затоплен. Урожай уничтожен. ДД.ММ.ГГГГ на полученную претензию по соблюдению процедуры признания дома аварийным и выплате выкупной цены, глава администрации Усть-Невинского сельского совета ФИО4 ответила отказом. Свой отказ глава администрации мотивировала следующим: не смотря на тот факт, что дом аварийный и выведен из состава жилищного фонда, указанный дом и земельный участок принадлежат на праве собственности Маричевой В.А., никакой необходимости в изъятии указанного дома с земельным участком для муниципальных нужд муниципального образования, нет. В связи с указанным доводом, в выплате выкупной цены за дом с земельным участком было отказано. Данная мотивировка не основывается на законе. Так, согласно обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в п.1 сказано, в соответствии с пунктом 49 положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти, либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Таким образом, правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Администрация Усть-Невинского района не определила порядок дальнейшего использования указанного жилого дома, отказалась выплатить выкупную цену и не предъявив требования о сносе вывела дом из состава жилого фонда. Никаких дальнейших мер глава администрации применять не намеренна, считает, что проживание людей в доме, который угрожает их жизни вполне допустимо, так как администрации дом с земельным участком расположенных по адресу: <адрес> - не нужен. Однако, согласно указанному выше обзору судебной практики сказано следующее: «В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч.1-3, 5-9 ст.32 ЖК РФ. Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч.10 ст.32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном гл.25 ГПК РФ». О том же говорится и в п.22 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищною кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятие земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. Согласно ч.8 ст.32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. В соответствии со статьей 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий должностных лиц возлагается на лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействия). Бездействие администрации по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд создает угрозу жизни и здоровью заявителя и членов их семей. В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ, суд признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В судебное заседание заявитель Маричева В.А. не явилась, хотя надлежащим образом была извещена о дате, месте и времени судебного заседания. В суд от Маричевой В.А. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Свои требования она поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.

В судебном заседании представители заявителя Маричевой В.А.Ерошенко И.В. и Михайлова Е.В. поддержали требования заявителя и просили их удовлетворить.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Усть-Невинского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края ФИО4 возражала против удовлетворения заявления Маричевой В.А. пояснив суду, что Маричева В.А., обратилась в Кочубеевский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования Усть-Невинского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, в котором просит суд признать бездействие органа местного самоуправления администрации муниципального образования Усть-Невинского сельсовета в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ – незаконным и обязать администрацию муниципального образования Усть-Невинского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан, возложить обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером , на котором располагается жилая квартира по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, признанная аварийной и подлежащей сносу, а также об изъятии собственности путем выкупа у собственника, либо предоставлении взамен изымаемого другого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником. В обоснование заявленных требований Маричева В.А. прилагает копии актов осмотра жилого помещения и имущества поврежденного в результате ЧС – подтопления рекой Невинкой. Администрация, как юридическое лицо, наделена своими правами и обязанностями, которые закреплены в уставе муниципального образования Усть-Невинского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, устав зарегистрирован ГУМЮРФ по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ № RU . Согласно федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.14-17 полномочия органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности закреплены в ч.1 ст.8 ГК РФ. В исковом заявлении смешиваются понятия признания аварийности жилого помещения в результате возникновения чрезвычайной ситуации и признание аварийного жилищного фонда для участия в федеральной и краевой адресной программе «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище». В российском законодательстве под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Согласно постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов ЧС. В зависимости от данной квалификации ЧС определяется, из какого бюджета будут осуществляться выплаты пострадавшим гражданам. В соответствии со ст.7 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ, ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Статья 18 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», помимо иных прав, гарантирует право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 750, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются для частичного покрытия расходов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, ущерб гражданам должен возмещаться не в полном объеме, а лишь частично. В данном случае государство берет на себя обязанность по оказанию первоочередной необходимой помощи пострадавшим от чрезвычайной ситуации, в том числе и помощи по возмещению ущерба, причиненного их имуществу. Выполняя социальную функцию, государство обязуется также предоставить жилье тем, кто остался без крова в результате чрезвычайной ситуации, но не компенсировать стоимость пострадавшей недвижимости. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от 22.11.2011) «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Согласно ст.29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», пострадавшим лицам: предоставляются жилые помещения; возмещается причиненный материальный ущерб; оказывается содействие в трудоустройстве; предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации из расчета предоставления пострадавшим общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метра для одиноких граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек. При этом выдача сертификатов пострадавшим гражданам осуществляется независимо от страховых выплат, производимых им по заключенным договорам страхования. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. (в редакции постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №213). Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи, которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки. Полагает, что указание в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на то, что государственные жилищные сертификаты выдаются лишь гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации. В настоящее время порядок регистрации по месту жительства и пребывания регулируется федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию». Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Руководствуясь приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №23/МС «Об утверждении методических рекомендаций по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда»: «В соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен аварийный многоквартирный дом и каждое жилое помещение в таком доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию (далее - Объекты), изымаются для муниципальных нужд и оформляются в собственность муниципального образования, на территории которого находится такой дом. В целях получения доходов могут быть проданы следующие изъятые для муниципальных нужд объекты: земельные участки, на которых расположены подлежащие сносу аварийные многоквартирные дома; земельные участки и расположенные на них аварийные многоквартирные дома, подлежащие реконструкции (все жилые и нежилые помещения в таких домах). К исковому заявлению Маричева В.А. приобщает акты обследования частного жилого помещения в хуторе Родниковский Кочубеевского района Ставропольского края, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации - подтопления рекой Невинка 26-ДД.ММ.ГГГГ. Именно подтопление послужило тому, что жилое помещение было признано аварийным, а никак не участие муниципального образования Усть-Невинского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края в краевой адресной программе «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище». На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.8 Градостроительного Кодекса РФ, ст.18 федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункта 3 статьи 2, статьи 16 федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» просит отказать в удовлетворении требований заявителя Маричевой В.А.

На основании ст.167 ГПК РФ и с учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, дело рассмотрено в отсутствие заявителя.

Выслушав представителей заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положения статьи 32 ЖК РФ базируются на правилах, сформулированных в ст.239 ГК РФ, в которой сосредоточены нормы, регламентирующие отношения, возникающие в связи с отчуждением недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится.

В ЖК РФ эти нормы, во-первых, даются «в привязке» к жилому помещению, то естье комментируемой статьей регулируются отношения, возникающие по поводу выкупа жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Необходимость изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд базируется на неких веских основаниях. Такие основания в самом общем виде предусмотрены в Земельном кодексе Российской Федерации. В соответствии со ст. 49 Земельного Кодекса изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения; объектов использования атомной энергии; объектов обороны и безопасности; объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объектов, обеспечивающих космическую деятельность; объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий; объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию - в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Федерации.

В судебном заседании установлено следующее.

Вследствие наводнения, имевшего место 26-ДД.ММ.ГГГГ в хуторе Родниковский Кочубеевского района Ставропольского края, Маричева В.А., как собственник дома и земельного участка с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес> понесла значительный имущественный ущерб, а именно наводнением было уничтожено все имущество, находящееся в доме и сам дом пришел в состояние не пригодное для проживания.

Согласно постановлению главы муниципального образования Усть-Невинского сельского совета Кочубеевского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение комиссии о признании жилых помещений не пригодных для проживания по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Постановлением главы муниципального образования Усть-Невинского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были выведены из состава жилищного фонда жилые помещения не пригодные для проживания в хуторе <адрес>, в том числе <адрес>.

Согласно заключению о признании помещения пригодным (непригодным) для проживания от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия признала указанный дом не пригодным для проживания, приняла заключение: восстановление жилого дома нецелесообразно, что подтверждается актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указанно, что дальнейшая эксплуатация дома невозможна.

В акте обследования от 26-ДД.ММ.ГГГГ сказано, что водами реки Невинка дом подвергся затоплению, в результате чего было уничтожено полностью все имущество собственника Маричевой В.А.

В акте обследования от года сказано, что водами реки Невинка дом подвергся затоплению на высоту от 130 до 150 см, в результате чего фундамент дома имеет массовые прогрессирующие сквозные трещины, значительное выпирание грунта, наружные стены кирпичные имеют кортикальные трещины в простенках, расслоение кладки стен местами, выпадение отдельных участков. Перегородки - турлучные имеют глубокие сквозные трещины в местах примыкания к стенам. Чердачные перекрытия на грани разрушения, которое уже началось. Отопление отсутствует, газ отключен, электричество отключено. Земельный участок полностью затоплен. Урожай уничтожен.

ДД.ММ.ГГГГ на полученную претензию по соблюдению процедуры признания дома аварийным и выплате выкупной цены, глава администрации Усть-Невинского сельского совета ФИО4 ответила отказом, так как, не смотря на тот факт, что дом аварийный и выведен из состава жилищного фонда, указанный дом и земельный участок принадлежат на праве собственности Маричевой В.А. и никакой необходимости в изъятии указанного дома с земельным участком для муниципальных нужд муниципального образования нет.

Администрация, как юридическое лицо, наделена своими правами и обязанностями, которые закреплены в уставе муниципального образования Усть-Невинского сельсовета <адрес>, устав зарегистрирован ГУМЮРФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № RU Согласно федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.14-17 полномочия органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности закреплены в ч.1 ст.8 ГК РФ.

По мнению суда (суд соглашается с доводами главы администрации) заявителем и ее представителями смешиваются понятия признания аварийности жилого помещения в результате возникновения чрезвычайной ситуации и признание аварийного жилищного фонда для участия в федеральной и краевой адресной программе «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище».

В российском законодательстве под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В соответствии со ст.7 федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Статья 18 федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», помимо иных прав, гарантирует право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются для частичного покрытия расходов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, ущерб гражданам должен возмещаться не в полном объеме, а лишь частично.

В данном случае государство берет на себя обязанность по оказанию первоочередной необходимой помощи пострадавшим от чрезвычайной ситуации, в том числе и помощи по возмещению ущерба, причиненного их имуществу.

Выполняя социальную функцию, государство обязуется также предоставить жилье тем, кто остался без крова в результате чрезвычайной ситуации, но не компенсировать стоимость пострадавшей недвижимости. Согласно ст.29 федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», пострадавшим лицам:

- предоставляются жилые помещения;

- возмещается причиненный материальный ущерб;

- оказывается содействие в трудоустройстве;

- предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации из расчета предоставления пострадавшим общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метра для одиноких граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек. При этом выдача сертификатов пострадавшим гражданам осуществляется независимо от страховых выплат, производимых им по заключенным договорам страхования. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи, которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.

То есть, из прямого толкования вышеназванных норм следует, что государственные жилищные сертификаты выдаются лишь гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации и что данное жилье было единственным. Как следует из смысла заявления, пояснений сторон и материалов дела, данное жилье у Маричевой В.А. не было единственным, она в нем на момент чрезвычайной ситуации не проживала и не была зарегистрирована.

В настоящее время порядок регистрации по месту жительства и пребывания регулируется федеральным законом от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Из приказа Минстроя России от 09.12.2013 года №23/МС «Об утверждении методических рекомендаций по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» следует, что в соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, земельный участок, на котором расположен аварийный многоквартирный дом и каждое жилое помещение в таком доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию изымаются для муниципальных нужд и оформляются в собственность муниципального образования, на территории которого находится такой дом. В целях получения доходов могут быть проданы следующие изъятые для муниципальных нужд объекты: земельные участки, на которых расположены подлежащие сносу аварийные многоквартирные дома; земельные участки и расположенные на них аварийные многоквартирные дома, подлежащие реконструкции (все жилые и нежилые помещения в таких домах). К заявлению Маричева В.А. приобщает акты обследования частного жилого помещения в хуторе Родниковский Кочубеевского района Ставропольского края, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации - подтопления рекой Невинка 26-ДД.ММ.ГГГГ. Именно подтопление (чрезвычайная ситуация) послужило тому, что жилое помещение было признано аварийным, а никак не участие муниципального образования Усть-Невинского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края в краевой адресной программе «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище».

Доводы заявителя Маричевой В.А. о том, что бездействие администрации создает угрозу ее жизни и здоровью, а также жизни и здоровью членов ее семьи, суд находит голословными утверждениями, так как в судебном заседании установлено, что на настоящий момент в доме никто не проживает, а заявитель там и не проживала. Голословными и надуманными суд также признает доводы заявителя о том, что ее мать ФИО1 погибла, не пережив последствия затопления произошедшего в 1999 году, так как данный факт ничем не подтвержден. Более того, данный факт никаким образом не может повлиять на законность или незаконность действий администрации в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела.

Кроме того, суд при рассмотрении настоящего гражданского дела учитывает, что ни органом местного самоуправления, ни собственником земельного участка и находящегося на нем аварийного строения, не было принято никаких решений о сносе или реконструкции последнего.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что доводы заявителя в судебном заседании своего подтверждения не нашли. Нарушений законности, прав и свобод заявителя, администрацией муниципального образования Усть-Невинского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края не установлено.

В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления администрации муниципального образования Усть-Невинского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Маричевой В.А. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления администрации муниципального образования Усть-Невинского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ и об обязании администрации муниципального образования <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан, с возложением обязанности по принятию решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером , на котором располагается жилая квартира, расположенная по адресу: х<адрес>, <адрес>, признанная аварийной и подлежащая сносу, а также об изъятии собственности путем выкупа у собственника, либо предоставлении взамен изымаемого другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено судом в 15 часов 00 минут 17 августа 2015 года.

Судья Кочубеевского районного суда С.А. Щербаков

2-1194/2015 ~ М-1268/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Маричева Валентина Алексеевна
Другие
Михайлова Екатерина Вячеславовна
администрация МО Усть-Невинского сельсовета
Ерошенко Иван Вячеславович
Суд
Кочубеевский районный суд Ставропольского края
Судья
Щербаков Сергей Анатольевич
Дело на сайте суда
kochubeevsky--stv.sudrf.ru
05.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2015Передача материалов судье
05.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2015Подготовка дела (собеседование)
10.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2015Судебное заседание
17.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2015Дело оформлено
30.11.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее