№ 2-185/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2018г. г.Нововоронеж
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Палагина С.В.,
при секретаре Чистовой О.Ю.,
с участием помощника военного прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа Иванникова М.В., представителя МВД РФ по доверенности Романцова С.Н., ответчика Кумицкого В.А., представителя ответчика -адвоката Образцова М.И., представителя войсковой части № Савостина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г.Нововоронежа гражданское дело по иску Военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел РФ к КУМИЦКОМУ Владимиру Алексеевичу о взыскании неосновательного обогащения,
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор Воронежского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел РФ обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с Кумицкого В.А. в пользу Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации сумму неосновательного обогащения в размере 1 141 920 рублей, мотивировав свои требования тем, что Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о сохранности федеральной собственности, которой установлено, что Кумицкий Владимир Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ., проходил военную службу по контракту в войсковой части №, в должности начальника группы боевого обеспечения взвода специального назначения, в воинском звании «старший прапорщик». ДД.ММ.ГГГГ. Кумицкий В.А. поставлен в очередь на улучшение жилищных условий с составом семьи 3 человека (он, жена, дочь) по подаче рапорта ДД.ММ.ГГГГ. на основании пункта 5 статьи 29 Жилищного кодекса РФ (протокол жилищно-бытовой комиссии войсковой части № №). Приказом командующего войсками Московского округа внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. № л/с, Кумицкий В.А. уволен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации на основании подпункта «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подпункта «б» пункта 5 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Параграфом 2 приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. № с/ч Кумицкий В.А. исключен из списков личного состава воинской части и со всех видов довольствия. ДД.ММ.ГГГГ. на основании договора-дарения жилого дома и земельного участка № Кумицкому В.А. его отцом — ФИО1 подарен индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 48,8 кв.м.. ДД.ММ.ГГГГ Кумицкий В.А. зарегистрировал право собственности на индивидуальный жилой дом. Таким образом, Кумицкий В.А. и члены его семьи с ДД.ММ.ГГГГ были обеспечены жилым помещением общей площадью в размере 48,8 кв. м.. 16.08.2007г. Кумицкий В.А. подал командиру войсковой части № заявление (рапорт) с документами, в котором просил включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», при этом в данном документе указал, что он и члены его семьи жилых помещений на территории Российской Федерации не имеют, тем самым, скрыв наличие в собственности жилой площади. ДД.ММ.ГГГГ. Кумицкий В.А. подал командиру войсковой части № заявление (рапорт) о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Воронежской области, в котором своей подписью подтвердил, что он и члены его семьи не имеют на территории Российской Федерации жилых помещений, и обязуется выполнять условия получения и использования государственного жилищного сертификата, тем самым, вновь обманув членов жилищно-бытовой комиссии войсковой части № и скрыв факт наличия в собственности индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ., Кумицкий В.А., а также члены его семьи: жена, мать, сын, дочь, внук были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и были включены в кандидаты для участия в программе «ГЖС» согласно постановлению Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 на основании предоставления недостоверных документов о жилищных условиях семьи, что повлекло за собой предоставление ДД.ММ.ГГГГ. ответчику государственного жилищного сертификата на общую сумму 2 527200 руб. Сертификат был реализован ДД.ММ.ГГГГ при приобретении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>,общей площадью 60,8 кв.м, стоимостью 2 527 200 руб., таким образом оплата приобретенной квартиры была произведена за счет средств федерального бюджета. Обстоятельства предоставления Кумицким В.А. недостоверных сведений при постановке на учет в 2007г. были выявлены только в ходе проведения проверки в ДД.ММ.ГГГГ Своими действиями Кумицкий В.А. причинил государству в лице МВД России имущественный вред на сумму 1 141920 рублей (площадь индивидуального жилого <адрес>.8 кв. м х 23400руб. (норматив стоимости 1 кв. м). ДД.ММ.ГГГГ. органами предварительного следствия в отношении Кумицкого В.А. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - в связи истечением сроков давности уголовного преследования. В данном случае под неосновательностью приобретения следует понимать отсутствие оснований у Кумицкого В.А. для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения в сумме 1 141 920 рублей, следовательно, у него возникло неосновательное обогащение в виде сбережения указанных денежных средств, принадлежащих государству в лице МВД России.
Представитель истца - помощник военного прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа Иванников М.В. и представитель МВД РФ по доверенности Романцов С.Н., представитель в/ч № Савостин А.А., исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Кумицкий В.А. исковые требования не признал и пояснил, что неосновательного обогащения с его стороны не было. Жилищный сертификат предоставлен на основании перечня документов, который им был представлен в жилищную комиссию. Была проведена проверка представленных им документов, по результатам которой и был предоставлен жилищный сертификат. В п.19 постановления Правительства РФ не содержится требований или обязанности сообщать о том, имеется какое-либо жилое помещение в собственности. Пункт 44 указанного постановления указывает на обстоятельство, что для получения жилищного сертификата от лица принимается обязательство о сдаче жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ. он подписал данное обязательство и жилое помещение по адресу: <адрес> было сдано им администрации городского округа город Нововоронеж. Все требования, предусмотренные законом, им были исполнены. Все необходимые документы были представлены.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153 утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее - Правила).
В силу п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, государственный жилищный сертификат (далее по тексту - ГЖС) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения.
Согласно подпункта «а» п. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволенные с военной службы в запас или в отставку, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, по состоянию здоровья.
В соответствии с подпунктом «а» п. 10 этих же Правил, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
На основании п. 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Как следует из п. 16.1 Правил указано, что норматив, указанный в пункте 16 Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Пунктом 16.2 Правил установлено, что в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах «а» - «ж»» пункта 5 Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте «в» пункта 16.1 Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
Пункт 21 Правил предусматривает, что органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
В п. 19 Правил указано, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме.
В заявлении (рапорте) об участии в подпрограмме гражданину необходимо указать, что он ознакомлен с условиями участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности или в общей собственности членов его семьи, в государственную или муниципальную собственность и обязуется их выполнять.
Пунктом 44 Правил установлен перечень документов, необходимых для получения сертификата гражданином - участником подпрограммы.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в данном пункте, сертификат не выдается.
В соответствии с «Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010г. № 1280 (ред. от 21.03.2013г.) для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, военнослужащие подают заявление, к которому, в том числе, прикладывают документы, подтверждающие сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи (п. 1).
Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 13 Инструкции на военнослужащего возложена обязанность по предоставлению сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, менее учетной нормы.
Решением Воронежской городской Думы «Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения» от 07.07.2005г. № 102-П установлена учетная норма площади жилого помещения в городе Воронеже в размере 11 кв. м общей площади на одного человека.
На основании ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Из указанной нормы следует, что основанием возникновения обязательства из неосновательного обогащения является юридический состав, образуемый совокупностью следующих элементов: обогащение приобретателя, выразившееся в увеличении его имущества либо сохранении им имущества, которое по законному основанию он должен утратить; обогащение является неосновательным, то есть происходит без оснований, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой; обогащение приобретателя имеет место за счет потерпевшего.
В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения (ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что Кумицкий В.А., проходил военную службу по контракту в войсковой части №, в должности начальника группы боевого обеспечения взвода специального назначения, в воинском звании «старший прапорщик».
Согласно договору найма № специализированного жилого помещения Кумицкому В.А. на состав семьи шесть человек: жена ФИО2, сын ФИО2, дочь ФИО3, внук ФИО4, мать ФИО5 предоставлено жилое помещение – одна комната 72,3 кв.м. в общежитии по адресу: <адрес> (л.д.61-65).
ДД.ММ.ГГГГ. Кумицкий В.А. поставлен в очередь на улучшение жилищных условий с составом семьи 3 человека (он, жена, дочь) по подаче рапорта ДД.ММ.ГГГГ. на основании пункта 5 статьи 29 Жилищного кодекса РФ (протокол жилищно-бытовой комиссии войсковой части № №).
ДД.ММ.ГГГГ. Кумицкий В.А. подал командиру войсковой части № заявление (рапорт) с документами, в котором просил включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указав, что он и члены его семьи жилых помещений на территории Российской Федерации не имеют.
ДД.ММ.ГГГГ. Кумицкий В.А. подал командиру войсковой части № заявление (рапорт) о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Воронежской области, в котором своей подписью подтвердил, что он и члены его семьи не имеют на территории Российской Федерации жилых помещений и обязуется выполнять условия получения и использования государственного жилищного сертификата
ДД.ММ.ГГГГ. на основании решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части №, Кумицкий В.А. с составом семьи 6 человек (он, жена, мать, сын, дочь, внук) включен в кандидаты для участия в программе «ГЖС» согласно постановлению Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153.
Согласно расчету предоставляемой субсидии на военнослужащего, не имеющего жилой площади, подавшего рапорт на получение жилого сертификата, Кумицкому В.А. на состав семьи шесть человек размер предоставляемой субсидии произведен по социальной норме площади жилья на семью – 108 кв.м. (л.д.46-47).
ДД.ММ.ГГГГ. МВД России государственный жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья серии УВ № был выдан Кумицкому В.А. на общую сумму 2 527 200 рублей, рассчитанную с учетом 5 совместно проживающих с ним членов его семьи, норматив общий площади – 108 кв.м. из расчета стоимости 1 кв.м. общей площади жилья 23400руб., полученный последним ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части № ВВ МВД России, расписавшись в корешке указанного сертификата, Кумицкий В.А. подтвердил, что берет на себя обязательства по выполнению условий получения ГЖС и его реализации, в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в собственности или в общей собственности членов его семьи, в государственную или муниципальную собственность (л.д.72-73).
В последующем в рамках реализации ГЖС Кумицким В.А. и членами его семьи на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. приобретена в собственность в равных долях (доля в праве 1/6) квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 60,8 кв.м, стоимостью 2 527 200 рублей (л.д.70-71, 80-83). Оплата договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. была произведена за счет средств федерального бюджета.
Приказом командующего войсками Московского округа внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. № л/с Кумицкий В.А. уволен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации на основании подпункта «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подпункта «б» пункта 5 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Параграфом 2 приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. № Кумицкий В.А. исключен из списков личного состава воинской части и со всех видов довольствия.
На основании поступивших в соответствии с запросом сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что Кумицкому Владимиру Алексеевичу на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения от 14.05.2006г. принадлежит индивидуальный жилой дом площадью 48,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.74-76).
По материалам проверки, проведенной военным следственным отделом по Воронежскому гарнизону Западного военного округа в отношении Кумицкого В.А. по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. на основании договора-дарения жилого дома и земельного участка № Кумицкому В.А. его отцом — ФИО1 подарен индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 48,8 кв. м.. ДД.ММ.ГГГГ Кумицкий В.А. зарегистрировал право собственности на индивидуальный жилой дом. Таким образом, Кумицкому В.А. и членам его семьи была положена социальная выплата на общую сумму 1385280руб. (норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья составлял 23400руб.), т.к. на момент выдачи сертификата необходимо было учесть общую площадь, имеющуюся в собственности у Кумицкого В.А., индивидуального жилого дома – 48,8 кв.м.. Однако Кумицкий В.А. воспользовался государственным жилищным сертификатом (социальной выплатой) на большую сумму, чем полагалось ему и членам его семьи. В связи с чем своими действиями Кумицкий В.А. причинил государству в лице МВД России имущественный вред на сумму 1 141 920 рублей (площадь индивидуального жилого дома 48,8 кв.м. х 23400руб. (норматив стоимости 1 кв.м.) (л.д.7-99).
ДД.ММ.ГГГГ. органами предварительного следствия в отношении Кумицкого В.А. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - в связи истечением сроков давности уголовного преследования (л.д.97-99).
В соответствии со ст.ст.12,67 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исходя из положений ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор по существу, суд, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности приходит к выводу о том, что требования прокурора заявлены законно и обоснованно. Исходя из установленных по делу обстоятельств следует, что на момент предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения Кумицкий В.А. не предоставил сведения о наличии у него в собственности индивидуального жилого дома площадью 48,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Решение о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении принимается на основании проверки предоставляемого военнослужащим пакета документов, предусмотренного п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в перечень которых входят выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления. Ответчиком информация о нахождении у него собственности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, при заполнении бланка о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи при решении вопроса о предоставлении субсидии на получение жилищного сертификата предоставлена не была, более того, Кумицкий В.А. указал, что в период службы у него и членов его семьи жилой площади в других населенных пунктах на территории России и за ее пределами не имеется, что было принято во внимание жилищной комиссией при решении вопроса о размере предоставляемой субсидии на военнослужащего. Тогда как на момент принятия решения о предоставлении субсидии, данное жилое помещение, находящееся в собственности у ответчика, подлежало учету при определении социальной нормы площади жилья на семью и ответчик, обращаясь с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», обязан был предоставить все сведения о наличии у него и членов его семьи иных жилых помещений на праве пользования или в собственности. С учетом того, что указанный факт был скрыт Кумицким В.А. при подаче документов для постановки на учет и предоставления жилищного сертификата, при осуществлении своих прав ответчик действовал недобросовестно. Таким образом, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в сумме 1141920руб., принадлежащих государству в лице Министерства внутренних дел РФ. Возражения ответчика относительно заявленных требований суд считает необоснованными. Произведенный расчет истца размера неосновательного обогащения судом проверен и признан верным. Ответчиком данный расчет не оспаривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом выше изложенного, в соответствии со ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета, исходя из размера удовлетворенных требований, подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 13909руб.60коп.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с КУМИЦКОГО Владимира Алексеевича в пользу Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел РФ сумму неосновательного обогащения в размере 1141920руб.(один миллион сто сорок одна тысяча девятьсот двадцать рублей).
Взыскать с КУМИЦКОГО Владимира Алексеевича государственную пошлину в доход бюджета городского округа город Нововоронеж в размере 13909руб.60коп.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В.Палагин
Решение изготовлено в окончательной форме 25.05.2018г.
№ 2-185/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2018г. г.Нововоронеж
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Палагина С.В.,
при секретаре Чистовой О.Ю.,
с участием помощника военного прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа Иванникова М.В., представителя МВД РФ по доверенности Романцова С.Н., ответчика Кумицкого В.А., представителя ответчика -адвоката Образцова М.И., представителя войсковой части № Савостина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г.Нововоронежа гражданское дело по иску Военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел РФ к КУМИЦКОМУ Владимиру Алексеевичу о взыскании неосновательного обогащения,
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор Воронежского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел РФ обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с Кумицкого В.А. в пользу Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации сумму неосновательного обогащения в размере 1 141 920 рублей, мотивировав свои требования тем, что Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о сохранности федеральной собственности, которой установлено, что Кумицкий Владимир Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ., проходил военную службу по контракту в войсковой части №, в должности начальника группы боевого обеспечения взвода специального назначения, в воинском звании «старший прапорщик». ДД.ММ.ГГГГ. Кумицкий В.А. поставлен в очередь на улучшение жилищных условий с составом семьи 3 человека (он, жена, дочь) по подаче рапорта ДД.ММ.ГГГГ. на основании пункта 5 статьи 29 Жилищного кодекса РФ (протокол жилищно-бытовой комиссии войсковой части № №). Приказом командующего войсками Московского округа внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. № л/с, Кумицкий В.А. уволен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации на основании подпункта «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подпункта «б» пункта 5 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Параграфом 2 приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. № с/ч Кумицкий В.А. исключен из списков личного состава воинской части и со всех видов довольствия. ДД.ММ.ГГГГ. на основании договора-дарения жилого дома и земельного участка № Кумицкому В.А. его отцом — ФИО1 подарен индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 48,8 кв.м.. ДД.ММ.ГГГГ Кумицкий В.А. зарегистрировал право собственности на индивидуальный жилой дом. Таким образом, Кумицкий В.А. и члены его семьи с ДД.ММ.ГГГГ были обеспечены жилым помещением общей площадью в размере 48,8 кв. м.. 16.08.2007г. Кумицкий В.А. подал командиру войсковой части № заявление (рапорт) с документами, в котором просил включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», при этом в данном документе указал, что он и члены его семьи жилых помещений на территории Российской Федерации не имеют, тем самым, скрыв наличие в собственности жилой площади. ДД.ММ.ГГГГ. Кумицкий В.А. подал командиру войсковой части № заявление (рапорт) о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Воронежской области, в котором своей подписью подтвердил, что он и члены его семьи не имеют на территории Российской Федерации жилых помещений, и обязуется выполнять условия получения и использования государственного жилищного сертификата, тем самым, вновь обманув членов жилищно-бытовой комиссии войсковой части № и скрыв факт наличия в собственности индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ., Кумицкий В.А., а также члены его семьи: жена, мать, сын, дочь, внук были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и были включены в кандидаты для участия в программе «ГЖС» согласно постановлению Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 на основании предоставления недостоверных документов о жилищных условиях семьи, что повлекло за собой предоставление ДД.ММ.ГГГГ. ответчику государственного жилищного сертификата на общую сумму 2 527200 руб. Сертификат был реализован ДД.ММ.ГГГГ при приобретении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>,общей площадью 60,8 кв.м, стоимостью 2 527 200 руб., таким образом оплата приобретенной квартиры была произведена за счет средств федерального бюджета. Обстоятельства предоставления Кумицким В.А. недостоверных сведений при постановке на учет в 2007г. были выявлены только в ходе проведения проверки в ДД.ММ.ГГГГ Своими действиями Кумицкий В.А. причинил государству в лице МВД России имущественный вред на сумму 1 141920 рублей (площадь индивидуального жилого <адрес>.8 кв. м х 23400руб. (норматив стоимости 1 кв. м). ДД.ММ.ГГГГ. органами предварительного следствия в отношении Кумицкого В.А. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - в связи истечением сроков давности уголовного преследования. В данном случае под неосновательностью приобретения следует понимать отсутствие оснований у Кумицкого В.А. для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения в сумме 1 141 920 рублей, следовательно, у него возникло неосновательное обогащение в виде сбережения указанных денежных средств, принадлежащих государству в лице МВД России.
Представитель истца - помощник военного прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа Иванников М.В. и представитель МВД РФ по доверенности Романцов С.Н., представитель в/ч № Савостин А.А., исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Кумицкий В.А. исковые требования не признал и пояснил, что неосновательного обогащения с его стороны не было. Жилищный сертификат предоставлен на основании перечня документов, который им был представлен в жилищную комиссию. Была проведена проверка представленных им документов, по результатам которой и был предоставлен жилищный сертификат. В п.19 постановления Правительства РФ не содержится требований или обязанности сообщать о том, имеется какое-либо жилое помещение в собственности. Пункт 44 указанного постановления указывает на обстоятельство, что для получения жилищного сертификата от лица принимается обязательство о сдаче жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ. он подписал данное обязательство и жилое помещение по адресу: <адрес> было сдано им администрации городского округа город Нововоронеж. Все требования, предусмотренные законом, им были исполнены. Все необходимые документы были представлены.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153 утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее - Правила).
В силу п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, государственный жилищный сертификат (далее по тексту - ГЖС) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения.
Согласно подпункта «а» п. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволенные с военной службы в запас или в отставку, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, по состоянию здоровья.
В соответствии с подпунктом «а» п. 10 этих же Правил, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
На основании п. 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Как следует из п. 16.1 Правил указано, что норматив, указанный в пункте 16 Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Пунктом 16.2 Правил установлено, что в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах «а» - «ж»» пункта 5 Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте «в» пункта 16.1 Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
Пункт 21 Правил предусматривает, что органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
В п. 19 Правил указано, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме.
В заявлении (рапорте) об участии в подпрограмме гражданину необходимо указать, что он ознакомлен с условиями участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности или в общей собственности членов его семьи, в государственную или муниципальную собственность и обязуется их выполнять.
Пунктом 44 Правил установлен перечень документов, необходимых для получения сертификата гражданином - участником подпрограммы.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в данном пункте, сертификат не выдается.
В соответствии с «Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010г. № 1280 (ред. от 21.03.2013г.) для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, военнослужащие подают заявление, к которому, в том числе, прикладывают документы, подтверждающие сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи (п. 1).
Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 13 Инструкции на военнослужащего возложена обязанность по предоставлению сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, менее учетной нормы.
Решением Воронежской городской Думы «Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения» от 07.07.2005г. № 102-П установлена учетная норма площади жилого помещения в городе Воронеже в размере 11 кв. м общей площади на одного человека.
На основании ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Из указанной нормы следует, что основанием возникновения обязательства из неосновательного обогащения является юридический состав, образуемый совокупностью следующих элементов: обогащение приобретателя, выразившееся в увеличении его имущества либо сохранении им имущества, которое по законному основанию он должен утратить; обогащение является неосновательным, то есть происходит без оснований, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой; обогащение приобретателя имеет место за счет потерпевшего.
В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения (ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что Кумицкий В.А., проходил военную службу по контракту в войсковой части №, в должности начальника группы боевого обеспечения взвода специального назначения, в воинском звании «старший прапорщик».
Согласно договору найма № специализированного жилого помещения Кумицкому В.А. на состав семьи шесть человек: жена ФИО2, сын ФИО2, дочь ФИО3, внук ФИО4, мать ФИО5 предоставлено жилое помещение – одна комната 72,3 кв.м. в общежитии по адресу: <адрес> (л.д.61-65).
ДД.ММ.ГГГГ. Кумицкий В.А. поставлен в очередь на улучшение жилищных условий с составом семьи 3 человека (он, жена, дочь) по подаче рапорта ДД.ММ.ГГГГ. на основании пункта 5 статьи 29 Жилищного кодекса РФ (протокол жилищно-бытовой комиссии войсковой части № №).
ДД.ММ.ГГГГ. Кумицкий В.А. подал командиру войсковой части № заявление (рапорт) с документами, в котором просил включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указав, что он и члены его семьи жилых помещений на территории Российской Федерации не имеют.
ДД.ММ.ГГГГ. Кумицкий В.А. подал командиру войсковой части № заявление (рапорт) о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Воронежской области, в котором своей подписью подтвердил, что он и члены его семьи не имеют на территории Российской Федерации жилых помещений и обязуется выполнять условия получения и использования государственного жилищного сертификата
ДД.ММ.ГГГГ. на основании решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части №, Кумицкий В.А. с составом семьи 6 человек (он, жена, мать, сын, дочь, внук) включен в кандидаты для участия в программе «ГЖС» согласно постановлению Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153.
Согласно расчету предоставляемой субсидии на военнослужащего, не имеющего жилой площади, подавшего рапорт на получение жилого сертификата, Кумицкому В.А. на состав семьи шесть человек размер предоставляемой субсидии произведен по социальной норме площади жилья на семью – 108 кв.м. (л.д.46-47).
ДД.ММ.ГГГГ. МВД России государственный жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья серии УВ № был выдан Кумицкому В.А. на общую сумму 2 527 200 рублей, рассчитанную с учетом 5 совместно проживающих с ним членов его семьи, норматив общий площади – 108 кв.м. из расчета стоимости 1 кв.м. общей площади жилья 23400руб., полученный последним ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части № ВВ МВД России, расписавшись в корешке указанного сертификата, Кумицкий В.А. подтвердил, что берет на себя обязательства по выполнению условий получения ГЖС и его реализации, в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в собственности или в общей собственности членов его семьи, в государственную или муниципальную собственность (л.д.72-73).
В последующем в рамках реализации ГЖС Кумицким В.А. и членами его семьи на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. приобретена в собственность в равных долях (доля в праве 1/6) квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 60,8 кв.м, стоимостью 2 527 200 рублей (л.д.70-71, 80-83). Оплата договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. была произведена за счет средств федерального бюджета.
Приказом командующего войсками Московского округа внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. № л/с Кумицкий В.А. уволен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации на основании подпункта «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подпункта «б» пункта 5 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Параграфом 2 приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. № Кумицкий В.А. исключен из списков личного состава воинской части и со всех видов довольствия.
На основании поступивших в соответствии с запросом сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что Кумицкому Владимиру Алексеевичу на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения от 14.05.2006г. принадлежит индивидуальный жилой дом площадью 48,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.74-76).
По материалам проверки, проведенной военным следственным отделом по Воронежскому гарнизону Западного военного округа в отношении Кумицкого В.А. по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. на основании договора-дарения жилого дома и земельного участка № Кумицкому В.А. его отцом — ФИО1 подарен индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 48,8 кв. м.. ДД.ММ.ГГГГ Кумицкий В.А. зарегистрировал право собственности на индивидуальный жилой дом. Таким образом, Кумицкому В.А. и членам его семьи была положена социальная выплата на общую сумму 1385280руб. (норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья составлял 23400руб.), т.к. на момент выдачи сертификата необходимо было учесть общую площадь, имеющуюся в собственности у Кумицкого В.А., индивидуального жилого дома – 48,8 кв.м.. Однако Кумицкий В.А. воспользовался государственным жилищным сертификатом (социальной выплатой) на большую сумму, чем полагалось ему и членам его семьи. В связи с чем своими действиями Кумицкий В.А. причинил государству в лице МВД России имущественный вред на сумму 1 141 920 рублей (площадь индивидуального жилого дома 48,8 кв.м. х 23400руб. (норматив стоимости 1 кв.м.) (л.д.7-99).
ДД.ММ.ГГГГ. органами предварительного следствия в отношении Кумицкого В.А. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - в связи истечением сроков давности уголовного преследования (л.д.97-99).
В соответствии со ст.ст.12,67 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исходя из положений ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор по существу, суд, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности приходит к выводу о том, что требования прокурора заявлены законно и обоснованно. Исходя из установленных по делу обстоятельств следует, что на момент предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения Кумицкий В.А. не предоставил сведения о наличии у него в собственности индивидуального жилого дома площадью 48,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Решение о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении принимается на основании проверки предоставляемого военнослужащим пакета документов, предусмотренного п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в перечень которых входят выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления. Ответчиком информация о нахождении у него собственности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, при заполнении бланка о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи при решении вопроса о предоставлении субсидии на получение жилищного сертификата предоставлена не была, более того, Кумицкий В.А. указал, что в период службы у него и членов его семьи жилой площади в других населенных пунктах на территории России и за ее пределами не имеется, что было принято во внимание жилищной комиссией при решении вопроса о размере предоставляемой субсидии на военнослужащего. Тогда как на момент принятия решения о предоставлении субсидии, данное жилое помещение, находящееся в собственности у ответчика, подлежало учету при определении социальной нормы площади жилья на семью и ответчик, обращаясь с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», обязан был предоставить все сведения о наличии у него и членов его семьи иных жилых помещений на праве пользования или в собственности. С учетом того, что указанный факт был скрыт Кумицким В.А. при подаче документов для постановки на учет и предоставления жилищного сертификата, при осуществлении своих прав ответчик действовал недобросовестно. Таким образом, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в сумме 1141920руб., принадлежащих государству в лице Министерства внутренних дел РФ. Возражения ответчика относительно заявленных требований суд считает необоснованными. Произведенный расчет истца размера неосновательного обогащения судом проверен и признан верным. Ответчиком данный расчет не оспаривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом выше изложенного, в соответствии со ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета, исходя из размера удовлетворенных требований, подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 13909руб.60коп.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с КУМИЦКОГО Владимира Алексеевича в пользу Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел РФ сумму неосновательного обогащения в размере 1141920руб.(один миллион сто сорок одна тысяча девятьсот двадцать рублей).
Взыскать с КУМИЦКОГО Владимира Алексеевича государственную пошлину в доход бюджета городского округа город Нововоронеж в размере 13909руб.60коп.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В.Палагин
Решение изготовлено в окончательной форме 25.05.2018г.