Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2373/2012 ~ М-2357/2012 от 27.08.2012

Дело № 2-2373/2012

Решение

Именем Российской Федерации

Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Матвиенко Н.О.

при секретаре судебного заседания Бородиной Н.А.

рассмотрев 26 октября 2012 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климова АК к Министерству строительства и жилищно – коммунального хозяйства Волгоградской области, Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действий, возложении обязанности,

Установил:

Климов А.К. обратился в суд с иском к Правительству Волгоградской области в лице Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действий, возложении обязанности.

Исковые требования мотивировал тем, что постановлением главы Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области от .......... за № ....... он был постановлен на учет в улучшении жилищных условий граждан.

Он непрерывно проходил военную службу в органах внутренних дел РФ на различных должностях более .......... .......... был уволен на основании ....... Положения о службе в органах внутренних дел (на основании заключения военно –врачебной комиссии - <данные изъяты>).

На момент увольнения, его выслуга лет в календарном исчислении составила ......, с ....... он состоит на учете в улучшении жилищных условий.

В ....... он обратился в Администрацию Новониколаевского муниципального района Волгоградской области с пакетом документов относительно получения жилищного сертификата или получения единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом РФ № 342 - ФЗ «О статусе военнослужащих» и Постановлением Администрации Волгоградской области от .......... № 197 – п «О порядке обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан».

Администрацией Новониколаевского муниципального района Волгоградской области его учетное дело было направлено в Комитет по строительству Администрации Волгоградской области.

Вместе с тем, Комитетом по строительству Администрации Волгоградской области его учетное дело было возвращено со ссылкой на отсутствие оснований по обеспечению его жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Полагая данные действия Комитета по строительству Администрации Волгоградской области не основанными на нормах действующего законодательства, нарушающим его права на приобретение за счет средств федерального бюджета жилого помещения, истец просил суд признать незаконными действия Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, выразившееся в возврате его учетного дела в Администрацию Новониколаевского муниципального района Волгоградской области для принятия решения о снятии его с льготной очереди и не обеспечении жилым помещением в соответствии со сводным списком граждан; возложить на названный орган обязанность внести его в сводный список граждан на ........ на получение жилья или денежной компенсации на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, взыскать с Комитета по строительству Администрации Волгоградской области судебные расходы, понесенные на оплату услуг представителя в сумме ......, оформление нотариальной доверенности в сумме ......, оплату государственной пошлины при подаче иска в сумме .......

Определением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от .......... на основании п. 4 Постановления губернатора Волгоградской области от .......... ....... «Об утверждении положения о министерстве строительства и жилищно – коммунального хозяйства .......» с согласия стороны истца была произведена замена ненадлежащего ответчика - Правительства Волгоградской области в лице Комитета по строительству Администрации Волгоградской области на надлежащего – Министерство строительства и жилищно – коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области».

В судебное заседание Климов А.К., извещенный о времени и месте слушания дела надлежащим образом, не явился, в представленном суду заявлении просил суд о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель Климова А.К., действующий на основании доверенности, Филиппов А.А. в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме, приведя выше изложенное обоснование.

Представитель Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области, действующий на основании доверенности, Александров А.М. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился в полном объеме, обосновав позицию тем, что в целях правомерной реализации Федерального закона от .......... ....... «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», Постановления Администрации Волгоградской области от .......... ....... «О порядке обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы» граждан данной категории, уволенных после .......... Комитетом по строительству Администрации Волгоградской области был направлен запрос в Министерство регионального развития РФ.

Письмом Федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства регионального развития РФ от ................. было дано разъяснено, что в соответствии с п.2 ст. 15 Федерального закона от .......... год ....... «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих -граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих – граждан, подлежащих увольнению с военной службы после .........., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, граждане данной категории, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до .........., но уволенные после .......... не подлежат обеспечению жилыми помещениями Правительством Волгоградской области в рамках Постановления Администрации Волгоградской области от .......... ....... Также комиссией Министерства регионального развития РФ была проведена проверка реализации на территории Волгоградской области федеральной целевой программы «жилище» на ......, а также выполнение Федерального закона от .......... ........ По результатам проверки Правительству Волгоградской области было выдано предписание об устранении выявленных комиссией нарушений при проверке учтенных дел граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, в том числе, и нарушения, связанного с постановкой на учет военнослужащих –граждан, подлежащих увольнению с военной службы после ........... Исходя из данного, а также учитывая, что истец был уволен с военной службы после указанной даты, у Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области отсутствуют правовые основания по обеспечению истца жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Администрация Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, извещенная о времени и месте слушания дела надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. В представленном суду ходатайства, названный орган просил рассмотреть дело по существу в отсутствие своего представителя.

В представленном суду отзыве Администрация Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, со ссылкой на то, что истец соответствует всем требованиям, предъявляемым как Федеральным законом РФ от .......... ....... «О статусе военнослужащих», так и Постановлением Администрации Волгоградской области от .......... ....... «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы» полагала исковые требования Климова А.К. подлежащими удовлетворению.

Третьи лица - Климова Г.Б., Климова М.А., извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили. В представленных суду заявлениях просили суд рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса полагает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, дав оценку доводам сторон, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела по существу судом установлено, что истец Климов А.К. проходил службу в органах внутренних дел.

Приказом начальника ГУВД по Волгоградской области от .......... ....... Климов А.К. был уволен из органов внутренних дел на основании ...... Положения о службе в органах внутренних дел РФ ....... с ...........

Общая выслуга лет Климова А.К. на момент увольнения в календарном исчислении составила .......

Постановлением Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области от .......... за ....... Климов А.К. с составов семьи три человека был поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Правомерность постановки Климова А.К. на учет не оспаривалась.

В качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел РФ Климов А.К. не состоял и не состоит.

.......... Климовым А.К. на имя председателя Комитета по строительству Администрации Волгоградской области было подано заявление об обеспечении его (и членов его семьи ФИО (супруга), ФИО (дочь)) в соответствии с Федеральным законом РФ от .......... «О статусе военнослужащих» жилым помещением путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Ответом председателя Комитета по строительству Администрации Волгоградской области от .......... Климову А.К. в предоставлении данной единовременной денежной выплаты было отказано по тем основаниям, что исходя из разъяснений Федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства регионального развития РФ, данных .......... в письме за № ......., федеральным законодательством определено, что граждане, уволенные с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до .........., но уволенные после .......... не подлежат обеспечению жилыми помещениями Правительством Волгоградской области в рамках постановления Администрации Волгоградской области от .......... ....... «О порядке обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы». Обеспечение жильем указанных граждан может осуществляться в соответствии с Законом Волгоградской области от .......... ....... « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области» в порядке очередности или федеральными органами по месту службы.

Ввиду указанного, Комитетом по строительству Администрации Волгоградской области было возвращено учетное дело Климова А.К. для принятия решения о снятии последнего с льготной очереди.

В данном случае, суд расценивает письмо Комитета по строительству Администрации Волгоградской области от .......... в качестве отказа Климову А.К. в обеспечении его (и членов его семьи) в соответствии с Федеральным законом РФ от .......... «О статусе военнослужащих» жилым помещением путем предоставления единовременной денежной выплаты (социальной выплаты).

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям и действиям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод; на граждан незаконно возложена какая-либо ответственность или он незаконно привлечен к ответственности.

Рассматривая действия Комитета в оговоренной части на предмет их соответствия действующему законодательству, суд исходит из следующего.

Обеспечение права каждого на жилище (статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3). Это означает, что федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.

Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции; этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от .......... ......., от .......... ....... и от .......... .......

Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от .......... ......., государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.

В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от .......... ....... "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.2. ст. 15 вышеуказанного Закона жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих- граждан, подлежащих увольнению с военной службы после .........., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, (в ред. Федерального закона от .......... N 66-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от .......... N 122-ФЗ обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до .......... в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

В соответствии с п.2.1 ст. 15 Федерального закона от .......... N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. Федерального закона от .......... N Э42-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до .......... были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Истец претендует на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, ссылаясь на то, что эта выплата ему положена в соответствии с Федеральным законом от .......... N 342-ФЭ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".

В силу ст. 2 Федерального закона от .......... N 342-ФЭ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от .......... N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до .......... были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации:

1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет .......;

2) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

В целях реализации государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством (в том числе, указанных в статье 15 ФЗ "О статусе военнослужащих"), постановлением Правительства РФ от .......... N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на ......., которая включает в себя Подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

В рамках указанной подпрограммы обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до .......... приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций.

Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - социальные выплаты), а также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до .......... были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели (далее - субвенция).

Гражданами - участниками подпрограммы являются, в том числе, граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до .......... приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции (далее - единовременная денежная выплата).

Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.

В целях реализации Федерального закона от .......... N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Администрацией Волгоградской области было принято постановление от .......... N 197-п, которым утвержден Порядок обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы.

Из пункта 2.3 указанного Порядка следует, что его действие распространяется на граждан, определенной категории, которые до .......... были постановлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исходя из буквального (единого) толкования вышеприведенных норм, истец Климов А.К. имеет право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета, поскольку относится к той категории граждан, которая на основании вышеизложенного нормы ч.2.1 ст.15 Закона «О статусе военнослужащих» вправе получить социальную единовременную выплату на приобретение жилья из средств федерального бюджета, поскольку располагает соответствующей выслугой, поставлен на очередь нуждающегося в органах местного самоуправления до .......... Указанное обстоятельство остальными участниками процесса не оспаривалось.

Довод представителя Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области о том, что по Федеральному закону от .......... N 342-ФЗ основанием обеспечения жилыми помещениями является соблюдение одновременно трех условий: 1) отнесение гражданина к определенной категории граждан; 2) увольнение со службы до ..........; 3) постановка на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в органах местного самоуправления до .........., противоречит указанным правовым актам, так как они не содержат такого условия как увольнение со службы до 01 января. 2005 года.

Подобных ограничений в названных правовых актах не имеется.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит требования истца в части признания незаконными действий Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, выразившихся а возврате учетного дела истца в Администрацию Новониколаевского муниципального района Волгоградской области для принятия решения о снятии Климова А.К. с льготной очереди и не обеспечении последнего жилым помещением со сводным списком граждан, а также в части возложения на Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области обязанности внести Климова А.К. в сводный список граждан на 2012-2013г.г. на получение жилья или денежной компенсации на приобретение жилья, обладающих правом на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, установленные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от .......... № 76 -ФЗ.

При этом, суд отклоняет доводы представителя Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области в той части, что требования истца в части оспаривания действий не подлежат рассмотрению в порядке искового производства, как основанные на неверном толковании норм права.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их прав и свободы.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от .......... N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", правильное определение судами вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Поскольку фактически требования истца основаны на признании за ним в соответствии с Федеральным законом от .......... ....... –ФЗ «О статусе военнослужащих» права на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, в данном случае имеет место спор о праве, который подлежит рассмотрению в порядке искового производства, а не в порядке производства, предусмотренного Главой 25 ГПК РФ.

Разрешая требования истца в части взыскания с ответчика судебных расходов, суд исходит из следующего.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (ч.1 ст. 98 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, ст. 94 ГПК РФ отнесены, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, Министерство строительства и жилищно – коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области является органом, на который, как на ответчика по делу, в полной мере распространяется установленная пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ льгота по уплате государственной пошлины.

При таких данных, требования истца о взыскании с указанного органа государственной пошлины не подлежит удовлетворению.

В то же время, с ответчика Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области, в силу выше приведенных норм процессуального закона, в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные последним на составление нотариально удостоверенной доверенности в сумме .......

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от .......... N 454-О и применимой к гражданскому процессу, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ.

С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела - категории дела, объема и сложности выполненной представителем работы, продолжительности рассмотрения дела, а также количества процессов, в которых представитель истца принимал участие, суд считает, что с Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области в пользу истца в счет возмещения расходов, понесенных последним на оплату услуг представителя подлежит взысканию .......

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Климова АК к Министерству строительства и жилищно – коммунального хозяйства Волгоградской области, Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действий, возложении обязанности – удовлетворить в части.

Признать незаконными действия Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, выразившееся в возвращении учетного дела Климова АК в Администрацию Новониколаевского муниципального района Волгоградской области для принятия решения о снятии Климова АК с льготной очереди и не обеспечении его жилым помещением в соответствии со сводным списком граждан.

Обязать Министерство строительства и жилищно – коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области внести Климова АК в сводный список граждан на ....... на получение жилья или денежной компенсации на приобретение жилья, обладающих правом на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, установленные Федеральным законом от .......... ....... – ФЗ «О статусе военнослужащих».

Взыскать с Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области в пользу Климова АК расходы, понесенные последним на оформление нотариальной доверенности в сумме ......, оплату услуг представителя в сумме ........

В остальной части исковые требования - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение одного месяца (со дня его изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.

Председательствующий

Справка: мотивированный текст решения изготовлен судом 29 октября 2012 года.

2-2373/2012 ~ М-2357/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Климов Андрей Константинович
Ответчики
Правительство РФ в лице Комитета по строительству Администраци Волгоградской области
Администрация новониколаевского муниципального района
Другие
министерство регионального развития
Климова Галина Борисовна
Климова Марина Андреевна
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Судья
Матвиенко Нина Олеговна
Дело на сайте суда
vor--vol.sudrf.ru
27.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.08.2012Передача материалов судье
31.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2012Подготовка дела (собеседование)
18.09.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2012Судебное заседание
26.10.2012Судебное заседание
30.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2013Дело оформлено
09.04.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее