Судья - Власенко В.А. дело № 33-20545/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 августа 2015 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.
судей Палянчук Т.А., Роговой С.В.
по докладу судьи краевого суда Палянчук Т.А.
при секретаре Попове С.Н.
с участием прокурора Стукова Д.Г.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе < Ф.И.О. >22 Татьяны Андреевны на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 17 августа 2015 года,
заслушав доклад судьи Палянчук Т.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
< Ф.И.О. >23 Т.А., зарегистрированная кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи пятого созыва по многомандатному избирательному округу <...> <...>, обратилась в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от <...> <...> «О регистрации кандидата в депутаты Городского Собрания Сочи пятого созыва по многомандатному избирательному округу <...> <...> -< Ф.И.О. >24».
В обоснование доводов указано, что решением Городского собрания Сочи от <...> <...> на <...> назначены выборы депутатов Городского собрания города Сочи пятого созыва. Решением избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи <...> от <...> года, < Ф.И.О. >5 А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи пятого созыва по многомандатному избирательному округу <...> <...>. В числе прочих документов < Ф.И.О. >5 А.А. предоставил в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, в котором указал, что является членом Политической партии <...> - <...>, а также справку за подписью Руководителя Центрального аппарата партии о своем членстве. Между тем, решением Высшего Совета Политической партии <...> от <...>, принятым единогласно, < Ф.И.О. >5 А.А. был исключен из рядов Политической партии <...>. О принятом решении < Ф.И.О. >5 А.А. был уведомлен надлежащим образом, однако, получить копию решения об исключении из рядов Политической партии <...> отказался. Несмотря на то, что < Ф.И.О. >5 А.А. уже не являлся членом Политической партии <...>, у него имелась возможность внести изменения в сданные в избирательную комиссию документы, однако он этого не сделал, чем допустил предоставление недостоверных данных и неправомерное использование символики политической партии <...>. Считает, что решением о регистрации < Ф.И.О. >5 А.А., избирательная комиссия утвердила недостоверные сведения, предоставленные последним, чем ввела в заблуждение избирателей.
В судебном заседании представитель заявителя < Ф.И.О. >12 на удовлетворении заявления настаивал в полном объеме, просил отменить решение избирательной комиссии муниципального образования о регистрации кандидата в депутаты Городского Собрания Сочи пятого созыва по многомандатному избирательному округу <...> <...> < Ф.И.О. >5 А.А..
Представитель заинтересованного лица - < Ф.И.О. >13, в судебном заседании, указал, что решение избирательной комиссии является законным, а доводы заявителя необоснованными.
Заинтересованное лицо < Ф.И.О. >5 А.А. в судебном заседании указал, что решение избирательной комиссии является законным.
Обжалуемым решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 17 августа 2015 года заявление < Ф.И.О. >25 Татьяны Андреевны о признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования город Сочи от <...> <...> «О регистрации кандидата в депутаты Городского Собрания Сочи пятого созыва по многомандатному избирательному округу <...> <...> < Ф.И.О. >4» оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, < Ф.И.О. >26 Т.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя < Ф.И.О. >27 Т.А. по доверенности < Ф.И.О. >12, просившего отменить решение суда, представителя избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи по доверенности < Ф.И.О. >13, просившего оставить без изменения решение суда, заключение прокурора < Ф.И.О. >11, полагавшего законным и обоснованным решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме закреплено в части 2 статьи 32 Конституции РФ.
Решением Городского Собрания Сочи от <...> <...> «О назначении выборов депутатов Городского Собрания Сочи пятого созыва» назначены выборы депутатов Городского Собрания Сочи пятого созыва на <...>.
Как следует из материалов дела, <...> < Ф.И.О. >5 А.А. уведомил избирательную комиссию муниципального образования город-курорт Сочи о своем выдвижении кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи пятого созыва по многомандатному избирательному округу <...> <...>, как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Данным уведомлением < Ф.И.О. >5 А.А. также подтвердил об отсутствии ограничений права быть избранным, указанных в частях 6 - 7 статьи 5 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» и к настоящему уведомлению приложил: заявление о согласии баллотироваться по избирательному округу с приложенными к нему документами, установленными частью 2 статьи 19 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» и сведения о размере и об источниках доходов, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.
Решением избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от <...> <...> «О регистрации кандидата в депутаты Городского Собрания Сочи пятого созыва по многомандатному избирательному округу <...> <...> < Ф.И.О. >28», < Ф.И.О. >5 А.А., <...> года рождения, <...>, проживающий <...>, <...>, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи пятого созыва по многомандатному избирательному округу <...> <...>.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил полноту представленных кандидатом документов для уведомления о выдвижении и регистрации, в связи с чем пришел к выводу о законности решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Городского Собрания Сочи пятого созыва по многомандатному избирательному округу <...> <...> < Ф.И.О. >5 А.А..
Однако, данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном определении обстоятельств имеющих значение для дела и применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ установлено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Исходя из требований пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ к заявлению, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, прилагаются: копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах (пункт 3 статьи Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены в части 2 статьи 19 и статье 73 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае».
Из материалов дела усматривается, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи пятого созыва по многомандатному избирательному округу <...> <...>, < Ф.И.О. >5 А.А. указал, что является членом Политической партии <...> - <...>, а также предоставил справку от <...> <...> за подписью руководителя Центрального аппарата партии о своем членстве в данной партии.
Решением же Высшего Совета <...> <...> от <...> в соответствии с пунктом <...> Устава <...> < Ф.И.О. >4 А.А. исключен из рядов Политической партии <...> - <...>, что подтверждается выпиской из протокола заседания Высшего Совета Политической партии <...> <...> от <...> года.
О принятом решении Высшего Совета Политической партии <...>, < Ф.И.О. >5 А.А. был уведомлен членом координационного совета Краснодарского регионального отделения <...> < Ф.И.О. >29 Т.А., координатором Сочинского местного отделения <...> < Ф.И.О. >14, членом Политической партии <...> < Ф.И.О. >15 в присутствии Депутата Государственной Думы РФ - куратора Краснодарского регионального отделения от фракции <...> < Ф.И.О. >16, что подтверждается актом об отказе в получении решения Высшего Совета <...> от <...> года.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата (списка кандидатов), а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии.
Системный анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод, что непредставление < Ф.И.О. >5 А.А. в нарушение требований избирательного законодательства достоверных документов, подтверждающих измененные сведения о принадлежности к политической партии и свой статус в этой политической партии, является основанием для отмены решения избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от <...> <...> «О регистрации кандидата в депутаты Городского Собрания Сочи пятого созыва по многомандатному избирательному округу <...> <...> < Ф.И.О. >4», ввиду нарушений предписаний подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ.
Вышеуказанные обстоятельства, и положения действующего законодательства суд первой инстанции оставил без внимания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части, по основаниям, предусмотренным статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, и принять по делу новое решение.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности одновременно, с учетом представленных по делу доказательств, принятия нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
апелляционную жалобу < Ф.И.О. >30 Т.А. - удовлетворить.
Решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 17 августа 2015 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Отменить решение избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от <...> <...> «О регистрации кандидата в депутаты Городского Собрания Сочи пятого созыва по многомандатному избирательному округу <...> <...> < Ф.И.О. >4».
Председательствующий -
Судьи -