№ 2-230/2020
УИД 70RS0015-01-2020-000580-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2020 года Кожевниковский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Алиткиной Т.А.,
при секретаре Баталиной Н.Г.,
с участием представителя третьего лица - старшего помощника прокурора Кожевниковского района Томской области Молчановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Кожевниково Томской области гражданское дело по исковому заявлению Администрации Староювалинского сельского поселения Кожевниковского района Томской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области Кучиной М.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Администрация Староювалинского сельского поселения Кожевниковского района Томской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к СПИ МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А., УФССП России по Томской области, об освобождении от исполнительского сбора в размере 50000,00 руб., взысканного с Администрации Староювалинского сельского поселения постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А. 21.10.2020 в рамках исполнительного производства № от 21.02.2020.
В обоснование указано, что на основании исполнительного производства № от 21.02.2020, возбужденного на основании исполнительного листа № от 04.10.2019, 21.10.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А. вынесено постановление о взыскании с Администрации Староювалинского сельского поселения Кожевниковского района Томской области исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей. Администрацией поселения судебное решение исполнено частично, а именно: 18.11.2019 с ...» заключен Муниципальный контракт № на приобретение 33 контейнеров для обустройства контейнерных площадок в с.Старая Ювала; направлялись ходатайства Главе Кожевниковского района Томской области, начальнику Управления финансов Администрации Кожевниковского района о выделении денежных средств на приобретение и установку мусорных контейнеров; велась переписка с Департаментом Природных ресурсов Томской области о количестве контейнеров и контейнерных площадок на территории сельского поселения. Согласно соглашению от 30.04.2020 № «О предоставлении в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из районного бюджета бюджету сельского поселения на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в рамках государственной программы «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Томской области», в 2020 году Администрацией Староювалинского сельского поселения проведен аукцион и заключен муниципальный контракт № от 29.05.2020 с ... на приобретение 39 контейнеров для обустройства контейнерных площадок, 08.06.2020 заключен муниципальный контракт № с ... на приобретение 16 контейнеров для обустройства контейнерных площадок в д.Новая Ювала, с.Хмелевка, с.Елгай, д.Зайцево, д.Старочерново. Согласно выписке из бюджета Староювалинского сельского поселения на 29.10.2020 на приобретение и установку мусорных контейнеров в 2020 году выделены денежные ассигнования в размере 353718,75 рублей. В настоящее время имущественное положение истца не позволяет в установленный срок полностью исполнить решение судебного пристава-исполнителя. Бюджет Староювалинского сельского поселения Кожевниковского района Томской области в 2020 году составляет 19275230,04 руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы в размере 3100953,00 рублей. Тяжелое финансовое положение не позволяет исполнить требование о взыскании исполнительского сбора.
Учитывая изложенное, просит суд освободить от исполнительского сбора в размере 50000,00 руб., взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А. 21.10.2020 в рамках исполнительного производства № от 21.02.2020.
Истец - Администрация Староювалинского сельского поселения Кожевниковского района Томской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, заявлена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации (заявления от 10.12.2020, 15.12.2020).
Ответчик - судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучина М.А., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представила возражения на исковое заявление, в которых считала исковое заявление не подлежащим удовлетворению. Указала, что решение суде не исполнено по настоящее время, изложенные в заявлении должника обстоятельства не могут быть признаны непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, не позволившими при соблюдении необходимой степени заботливости и осмотрительности принять все возможные меры к недопущению соответствующего правонарушения. Считала, что должником не доказано отсутствие вины, поскольку последний не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности в целях недопущения соответствующего правонарушения, как указывал Конституционный суд РФ в постановлении от 30.07.2001 №. Отсутствие у органа исполнительной власти денежных средств или иных ресурсов, необходимых для исполнения вступившего в законную силу судебного акта не является основанием для отмены постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем, поскольку соответствующий орган власти не может ссылаться на указанные обстоятельства как на причину неисполнения решения суда (заявление от 18.11.2020, возражения от 18.11.2020).
Ответчик - Управление Федеральной службы судебных приставов по Томской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило, о причинах неявки не известило, возражений не представлено.
Представитель третьего лица – старший помощник прокурора Кожевниковского района Томской области Молчанова Е.В. в судебном заседании считала исковое заявление подлежащим удовлетворению. Указала, что денежная сумма в размере 50000 рублей является значительной, ее выделение из бюджета лишь усугубит финансовое положение поселения. Обратила внимание на то, что должником предпринимались все возможные меры для исполнения решения в срок, установленный судебным приставом, неисполнение связано, в том числе, с непредвиденными обстоятельствами или по причинам, независящим от должника.
Определив на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) о рассмотрении искового заявления в отсутствие представителя истца, ответчиков, заслушав мнение помощника прокурора, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска, исходя из следующего.
Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организации и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ч.1 ст.1).
В соответствии с ч.11 ст.30 указанного Федерального закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.112 и 116 настоящего Федерального закона.
Исполнительский сбор, в силу ч.1 ст.112 названного Федерального закона, является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч.2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ч.6 ст.112 ФЗ «Об исполнительском производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч.7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснено в п.78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу указанной нормы исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
При этом, в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П и от 02.04.2015 №654-О).
Этот вывод согласуется с положениями ч.7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которым суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
Одновременно с этим в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Судом установлено, что решением Кожевниковского районного суда Томской области от 30.08.2019 удовлетворено административное исковое заявление прокурора Кожевниковского района Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести действия; бездействие администрации Староювалинского сельского поселения Кожевниковского района Томской области при осуществлении полномочий в сфере организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов на территории Староювалинского сельского поселения Кожевниковского района Томской области (с.Старая Ювала, д.Новая Ювала, д.Зайцево, с.Елгай, д.Старочерново, д.Аптала, с.Хмелевка) признано незаконным; на администрацию возложена обязанность в течение 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории Староювалинского сельского поселения (с.Старая Ювала, д.Новая Ювала, д.Зайцево, с.Елгай, д.Старочерново, д.Аптала, с.Хмелевка) накопление (в том числе раздельное накопление) твердых коммунальных отходов, посредством обустройства контейнерных площадок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Определением Кожевниковского районного суда Томской области от 05.02.2020 Администрации Староювалинского сельского поселения Кожевниковского района ТО отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения Кожевниковского районного суда ТО от 30.08.2020.
Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А. от 21.02.2020 в отношении администрации Староювалинского сельского поселения возбуждено исполнительное производство №.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А. от 05.06.2020 с должника - администрации Староювалинского сельского поселения в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок взыскан исполнительский сбор в размере 50000,00 руб., назначен новый срок исполнения решения суда – до 13.07.2020.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А. от 16.07.2020 в отношении должника - Администрации Уртамского сельского поселения назначен новый срок исполнения решения суда – до 21.08.2020.
Решением Кожевниковского районного суда Томской области от 17.08.2020 постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области Кучиной № от 05.06.2020 № о взыскании с администрации Староювалинского сельского поселения Кожевниковского района Томской области исполнительского сбора в рамках исполнительного производства от 21.02.2020 № признано незаконным.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А. от 21.10.2020 с должника - Администрации Староювалинского сельского поселения в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок взыскан исполнительский сбор в размере 50000,00 руб., назначен новый срок исполнения решения суда – до 23.11.2020.
25.10.2019 Администрацией Староювалинского сельского поселения в адрес и.о. Главы Кожевниковского района, председателя Думы Кожевниковского района направлялось письмо об оказании юридической и финансовой помощи в решении вопроса об организации на территории поселения 45 контейнерных площадок для временного накопления ТКО, на которых должно быть размещено 90 контейнеров.
12.12.2019 Администрацией Староювалинского сельского поселения в адрес Главы Кожевниковского района, председателя Думы Кожевниковского района направлялись ходатайства о выделении денежных средств на 2020 год в размере 558000,00 руб. на приобретение контейнеров для ТКО в количестве 62 шт. (62 х 9000,00 руб. = 558000,00 руб.) и 2099808,00 руб. на обустройство контейнерных площадок в количестве 48 шт. (48 х 43764,00 руб. = 2099808,00 руб.).
13.08.2020 администрацией Староювалинского сельского поселения в адрес Главы Кожевниковского района, председателя Думы Кожевниковского района направлялось ходатайство о выделении денежных средств на обустройство контейнерных площадок в размере 1346814,00 руб. (45 площадок х 29929,00 руб.) и 63000,00 руб. на приобретение контейнеров для ТКО.
28.10.2020 администрацией Староювалинского сельского поселения в адрес исполнительного директора Ассоциации «Совет муниципальных образований Томской области» направлялось письмо с просьбой совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды на региональном уровне принять участие в решении вопроса выделении денежных средств на обустройство контейнерных площадок и приобретение контейнеров на территории поселения.
В соответствии с выпиской из бюджета муниципального образования «Староювалинское сельское поселение» на 2020 год, в структуре расходов Староювалинского сельского поселения на 2020 год предусмотрены бюджетные ассигнования на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в размере 174250,00 рублей.
Представленным в материалы дела муниципальным контрактом № от 18.11.2019, заключенным Администрацией Староювалинского сельского поселения Кожевниковского района Томской области с ...», подтверждаются обстоятельства частичного исполнения судебного решения – факт приобретения контейнеров для сбора ТКО в количестве 33 штук, общая стоимость товара составила 297000, рублей.
В соответствии с соглашением № от 30.04.2020 администрацией Кожевниковского района ТО администрации Староювалинского сельского поселения предоставлен бюджетный трансферт на создание мест (площадок) накопления ТКО в размере 341000,00 рублей.
Муниципальным контрактом № от 29.05.2020, заключенным Администрацией Староювалинского сельского поселения Кожевниковского района Томской области с ...., подтверждаются обстоятельства частичного исполнения судебного решения – факт приобретения контейнеров для сбора ТКО в количестве 39 штук, общая стоимость товара составила 250818,75 рублей.
Муниципальным контрактом № от 08.06.2020, заключенным Администрацией Староювалинского сельского поселения Кожевниковского района Томской области с ..., подтверждаются обстоятельства частичного исполнения судебного решения – факт приобретения контейнеров для сбора ТКО в количестве 16 штук, общая стоимость товара составила 102900,00 рублей.
30.11.2020 Администрацией Староювалинского сельского поселения в адрес директора ООО «Экология» направлено письмо с просьбой разъяснить вопросы: каким образом будет производиться вывоз мусора на территории населенных пунктов с.Елгай, Хмелевка и д.Аптала, так как в связи с тем, что 10.11.2020 с территории с.Елгай Староювалинского сельского поселения, были вывезены контейнеры; планируется ли установка контейнеров на территории населенных пунктов с.Елгай, Хмелевка и д.Аптала и в какие сроки; какая плата будет взиматься за оказанную услугу на территории данных населенных пунктов.
В соответствии с ответом Ассоциации «Совет муниципальных образований Томской области» от 20.11.2020, по запросу ряда муниципальных образований Совет муниципальных образований проводит оценку финансовой потребности муниципалитетов для обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с информацией, предоставленной Администрацией Староювалинского сельского поселения Кожевниковского района Томской области: в соответствии с нормативными требованиями администрации поселения необходимо обустроить 56 контейнерных площадок, общий объем средств, необходимый для завершения работ по обустройству контейнерных площадок составляет 2309308,00 руб.
Бюджет Староювалинского сельского поселения Кожевниковского района Томской области в 2020 году составляет 19275230,04 руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы в размере 3100953,00 рублей. Тяжелое финансовое положение не позволяет исполнить требование о взыскании исполнительского сбора.
Дав правовую оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу, что в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, названная выше обязанность Администрацией Староювалинского сельского поселения исполнена не была, в связи с чем постановлением судебного пристава на администрацию законно был наложен исполнительский сбор в размере 50000,00 рублей.
Требования Администрации Староювалинского сельского поселения об освобождении от уплаты исполнительного сбора в связи с отсутствием в бюджете сельского поселения необходимых денежных средств на оплату исполнительского сбора, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку как указано выше, само по себе отсутствие финансовой возможности не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Вместе с тем, учитывая, что исполнение судебного решения требует значительных временных затрат, в связи с необходимостью заключения муниципальных контрактов на приобретение контейнеров для ТКО и производства работ по обустройству контейнерных площадок, принимая во внимание бюджетное финансирование обязательств должника, суд приходит к выводам, что истец принял все меры для надлежащего исполнения обязательства, при этом частично его исполнил и, что у Администрации Староювалинского сельского поселения имелись объективные причины, не позволившие исполнить решение суда в установленный срок, и отсутствует виновное противоправное бездействие должника.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Администрации Староювалинского сельского поселения обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000,00 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ 21.10.2020 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ 21.02.2020.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░