УИД № 72RS0014-01-2020-014669-77
Дело № 2-1398/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 11 февраля 2021 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Терентьева А.В.,
при помощнике судьи Шестаковой Н.В.,
с участием представителя истца Кибиревой А.А., директора ООО «Квартал-Сервис» Захарова С.Н.,
ответчика Степанова А.В., ответчика Южаковой Н.В.,
представителя ООО «УК на Пражской» Кулишевич М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1398/2021 по исковому заявлению ООО «Квартал-Сервис» к Степанову Александру Владимировичу, Южаковой Надежде Викторовне о признании недействительными решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, признании договора управления многоквартирным домом недействительным, взыскании судебных расходов.
установил:
ООО «Квартал-Сервис» обратилось в суд с иском к ответчикам о признании недействительными решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, по адресу: <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования от 01.11.2020, признании договора управления многоквартирного дома, заключенного между собственниками и ООО УК НА ПРАЖСКОЙ» недействительным, взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что истец является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> на основании протокола общего собрания собственников от 01.08.2016. 05.11.2020 истцу стало известно о смене управляющей организации на ООО УК НА ПРАЖСКОЙ». В период с 29.09.2020 по 28.10.2020 по инициативе ответчиков в жилом доме было проведено очно-заочное голосование собственников помещений. Решения собственников оформлены протоколом от 01.11.2020. Сообщений о проведении голосования собственники не получали, нарушен порядок созыва собрания, что в свою очередь приводит к нарушению прав истца. Кроме того вопрос об отказе от услуг ООО «Квартал-Сервис» по управлению многоквартирным домом по причине неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей компаний обязательств собранием не рассматривался, сведения о том, какие именно обязательства не исполнены истцом, в протоколе не отражены, оснований для одностороннего отказа от договора управления не имелось.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ООО УК НА ПРАЖСКОЙ», Государственная жилищная инспекция Тюменской области.
Представители истца в судебном заседании поддержали доводы изложенные в исковом заявлении, дополнениях к иску, просили требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчики в судебном заседании представили письменные возражения, в которых просили в иске отказать, указали на отсутствие нарушений порядка созыва собрания, в протоколе, при необходимом кворуме, выражена воля собственников на прекращение договора управления с истцом и выборе новой управляющей организации.
Представитель ООО УК НА ПРАЖСКОЙ» представила отзыв, в котором просила в иске отказать. В судебном заседании представитель просила в иске отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> на основании протокола общего собрания собственников от 01.08.2016, что также подтверждается договором управления от 01.08.2016.
В исковом заявлении истец указывает, что 05.11.2020 стало известно о смене управляющей организации на ООО УК НА ПРАЖСКОЙ» в результате проведенного в период 29.09.2020 по 28.10.2020, по инициативе ответчика Степанова А.В., в очно-заочной форме, собрания собственников помещений жилого дома по адресу: <адрес>.
Вопросами, включенными в повестку дня собрания являлись выборы председателя и секретаря собрания, порядка подсчетов голосов, расторжение договора управления с ООО «Квартал-Сервис», выбор способа управления, избрание в качестве управляющей организации ООО УК НА ПРАЖСКОЙ», утверждение проекта договора управления, выбор лица уполномоченного на подписание договора управления, утверждение размера платы за услуги, создание совета многоквартирного дома и т.д.
Согласно ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Статья 47 Жилищного кодекса РФ предусматривает возможность проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме посредством совместного присутствия собственников помещений такого многоквартирного дома, в форме очно-заочного голосования и заочного голосования.
Статьей 181.3 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Судом установлено и следует из представленного в дело протокола общего собрания от 01.11.2020, что общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном жилом доме составляет 7 188,2 кв. м. Количество голосов собственников в многоквартирном доме, принявших участие в голосовании на общем собрании 3 765,2 кв. м, что составляет 52,36% об общей площади жилых помещений.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии кворума. В судебном заседании представители истца также не оспаривали наличие необходимого кворума для принятия решений по вопросам определенных в повестке.
Частью 4 статьи 45 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания.
К нарушениям порядка принятия решения, в том числе могут быть отнесены нарушения, касающиеся созыва, подготовки, проведения собрания, осуществления процедуры голосования (пункт 108 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Судом установлено, что протоколом общего собрания собственников помещений <адрес> от 01.08.2016 № 1 принято решение об оповещении проведения последующих общих собраний – на информационных стендах, размещенных в подъездах (вопрос 11).
Во исполнение принятого порядка информирования инициатором собрания – ответчиком Степановым А.В. размещено уведомление о проведении внеочередного собрания собственников 29.09.2020, заочная часть голосования с 30.09.2020 по 28.10.2020, на информационных досках жилого дома по адресу: <адрес>, о чем составлен акт от 18.09.2020.
Указанный акт составлен в присутствии иных собственников дома и подписан ими и инициатором собрания.
В подтверждение указанных обстоятельств, в материалы дела, по запросу суда от Государственной жилищной инспекции Тюменской области представлены документы подтверждающие соблюдение порядка созыва собрания, в том числе: акт от 18.09.2020, уведомление о проведении собрания, копии которых приобщены к материалам дела.
На основании изложенного, суд, установив указанные обстоятельства, приходит к выводу об отсутствии нарушений порядка созыва собрания ответчиками, предусмотренного частью 4 статьи 45 Жилищного кодекса РФ.
Кроме того, ответчиками также представлены сведения об информировании собственников о проведении собрания путем отправки сообщения и размещения уведомления в социальной сети Viber, в группе <данные изъяты> что подтверждается перепиской.
Отклоняя доводы истца о неправомерности одностороннего расторжения договора управления, суд исходит следующего.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Как следует из ч. ч. 6, 7 ст. 45 Жилищного кодекса РФ собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления.
В ч. 8 ст. 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрена возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
При этом, вопреки доводам жалобы, положения ч. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ позволяют собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия собственниками решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
По смыслу действующего законодательства, регулирующего вопросы управления многоквартирным домом, волеизъявление правообладателей помещений в многоквартирном доме является приоритетным при выборе способа управления многоквартирным домом, в частности, управляющей организации.
При этом сам по себе односторонний отказ собственников помещений многоквартирного дома от исполнения договора с управляющей организацией (расторжение договора) ни ЖК РФ, ни ГК РФ не противоречит.
При одностороннем расторжении собственниками помещений дома договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (п. 2 ст. 453 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, собственники вправе отказаться от договора управления с управляющей организацией посредством принятия соответствующего решения на общем собрании.
Кроме того, суд также считает нужным указать на отсутствие у истца права на обжалование решения общего собрания собственников многоквартирного дома.
В силу части 6 статьи 46 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
В пункте 1 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса РФ установлено, что орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что к кругу лиц, обладающих правом обжалования решений, относятся орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля и собственники помещений. Иные лица не обладают правом обжалования решений, принятых на общих собраниях. Следовательно ООО «Квартал-Сервис» не обладает правом на оспаривание решения собственников помещений в многоквартирном доме о выборе новой управляющей организации и расторжении договора управления с ней в связи с односторонним отказом от его исполнения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ООО «Квартал-Сервис» к Степанову Александру Владимировичу, Южаковой Надежде Викторовне о признании недействительными решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, признании договора управления многоквартирным домом недействительным, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы..
Мотивированное решение составлено 18 февраля 2021 года.
Судья А.В. Терентьев