Дело № 2-230/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июня 2021 пос. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Кирсановой Н.В., при секретаре Кандаловой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой Любови Вячеславовны в лице представителя по доверенности Яловенко З.М. к ФГБУ «Центральное жилищное коммунальное управление» Министерства обороны о защите прав потребителя,
у с т а н о в и л :
Соколова Л.В., в лице своего представителя Яловенко З.М. (по доверенности), обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, в обоснование иска указала, что по договору найма служебного жилого помещения № 136/257 от 13.12.2005 она вместе со своим супругом и сыном вселена, зарегистрирована и проживает с указанного времени по адресу: <адрес>, <адрес>, кв. <адрес> <адрес> Приморского края, заключенного с Пограничной КЭЧ. Основным нанимателем является она. Служебное помещение предоставлено на постоянный срок.
Управляющей организацией с 26.09.2017 является Филиал ФГБУ «Центральное жилищное коммунальное управление» Министерства обороны РФ, осуществляющий ремонт общего имущества и содержание многоквартирного дома <адрес> в <адрес>.
Из-за постоянных протечек крыши и стояка, в ее квартире повсюду образовался грибок, испорчены все материалы, которые были использованы при ремонте, отклеились обои, на потолке пожелтела плитка, полы сгнили. Температура в квартире зимний период не поднимается выше 15 градусов, вода из-под крана рыжая.
В августе 2019 во время дождей, в сентябре 2020, в марте 2021 в связи с обильными осадками и таянием снега, ремонт в ее квартире испортился вовсе в связи с тем, что в коридоре и в комнате вода бежит по стенам, кровля дома ни разу не ремонтировалось. Она неоднократно обращалась в Управляющую компанию с просьбой перекрыть крышу, но на ее заявления никто не отреагировал. Задолженности по оплате коммунальных услуг она не имеет.
Согласно заключению эксперта от 08.04.2021, стоимость восстановительного ремонта в ее квартире составляет 244 674 руб.
07.05.2021 посредством электронной почты она обратилась к ответчику с досудебной претензией с просьбой оплатить ей материальный ущерб, причиненный ремонту и вещам, пришедшим в негодность в сумме 244 674 в течение 10 дней, с момента получения претензии, то есть не позднее 18.05.2021, но претензия осталась без удовлетворения. Претензия была получена ответчиком 07.05.2021.
Поскольку ответчик в добровольном порядке ее требования о возмещении ущерба, причиненного в результате затопления квартиры не исполнил, просит взыскать с ответчика в свою пользу, помимо стоимости восстановительного ремонта в ее квартире – 244 674 руб., еще и штраф, предусмотренный п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителя» в размере 122 337 руб.
Для определения размера ущерба она обратилась к эксперту-оценщику, стоимость услуг оценщика ИП Прозоровой составила 9 000 руб. и просит взыскать указанную сумму с ответчика.
Также, в соответствии с положениями ст.15 Закона «О защите прав потребителей» просит взыскать с ответчика ФГБУ «Центральное жилищное коммунальное управление» Министерства обороны компенсацию морального вреда, причиненного потребителю, в связи с ненадлежащим предоставлением коммунальных услуг и содержания ДОС.
Ее почтовые расходы составили 1 000 рублей, которые истец просит взыскать с ответчика в свою пользу.
В судебном заседании представитель истица на основании доверенности Яловенко З.М. исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, указанным в иске. Уточнила требования, просила взыскать с ответчика в пользу истца почтовые расходы в сумме 414 руб., так как 1000 рублей указана в иске ошибочно. Остальные требования поддержала в полном объеме. представила копии чеков о несении почтовых расходов.
Представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по доверенности Храпатая Н.А. в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, представила письменный отзыв, в котором иск не признает. Просит отказать в удовлетворении исковых требований Соколовой Л.В. по тем основаниям, что согласно п. 4.3 Договора №-УЖФ/ВВО-1 Управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ, деятельность Управляющей организации в рамках Договора, финансируется из платежей, осуществляемых нанимателями, проживающими в жилищном фонде. Задолженность перед Управляющей компанией <адрес> <адрес> по состоянию на 01.05.2021 составляет 1 518 891,28 руб. По военному городку <адрес> задолженность перед Управляющей компанией на 01.01.2021 составляет 49 149 369,75 руб., по статье содержание и ремонт общего имущества в МКД – 10 166 993,15 руб. согласно приказа Министра обороны РФ № 155 от 02.03.2017 создано ФГБУ «Центральное жилищное коммунальное управление» МО РФ, в соответствии с п.3 указанного Приказа и п.13 Устава Учреждения, основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ. Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем – Министерством обороны РФ, в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности.
В целях выполнения правомочий собственника имущества, Министерство обороны РФ заключило договор управления жилищным фондом от 26.09.2017 № 3-УЖФ/ВВО-1 с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Целью данного договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, а также коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде. Учреждение управляет жилищным фондом, но не является его собственником. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны РФ, тогда как в соответствии с требованиями ст.ст. 28, 38 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 и ч.4 ст.155 ЖК РФ, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества с учетом внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения нанимателями жилых помещений государственного или муниципального фонда.
До настоящего времени от государственного заказчика не поступало никаких распоряжений, собственником не принято решения о проведении текущего либо капитального ремонта кровли вышеуказанного дома. Следовательно, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не может выполнить действия, направленные на проведение текущего либо капитального ремонта.
Работы по ремонту кровли жилого дома <адрес> относятся к капитальному ремонту, обязанность по проведению которого в силу ст.210 ГК РФ возложена на собственника имущества, то есть на Министерство обороны РФ, которые последним своевременно не произведены.
На составление акта о заливе квартиры Соколовой Л.В. сотрудники ЖКС №4 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не приглашались.
Также указала, что после обращения Соколовой Л.В. с жалобой на протечку кровли 07.05.2021, был закуплен материал и начались работы по латочному ремонту кровли над квартирой заявительницы. До настоящего времени работы не завершены. И 07.05.2021 Соколова Л.В. обратилась к ответчику с досудебной претензией. Полагает, что истец злоупотребляет своим правом. Просил отказать в иске в полном объеме.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные возражения ответчика, материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно Положению о Министерстве обороны РФ от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны РФ, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иных органов военного управления и территориальные органы.
В целях выполнения правомочий собственника имущества Министерство обороны РФ заключило договор управления жилищным фондом от 26.09.2017 № 3-УЖФ/ВВО-1 с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Целью данного договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, а также коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ приняло в управление жилищный фонд и обязано выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилого фонда. К общему имуществу жилого фонда, относится, в том числе, крыши, ограждающие несущие и не несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, поэтому данное учреждение обязано выполнять капитальный и текущий ремонт дома на основании п.22 Положения о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ и п.22 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
Также на основании п.21 Устава, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ осуществляет капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и представленного в безвозмездное пользование.
Согласно п.п.71 п.7 Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил.
Доводы представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ о том, что надлежащим ответчиком по делу, в части возмещения ущерба, причиненного затоплением квартиры, в результате неудовлетворительного состояния крыши, должен быть собственник имущества Министерство обороны РФ не состоятельны в этой части, так как истец и ее представитель не просили обязать провести капитальный ремонт кровли, а ущерб, причиненный в результате ненадлежащего содержания имущества многоквартирного дома и предоставления коммунальных услуг, должен рассматриваться в рамках Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества МКД в соответствии с действующим законодательством несет управляющая организация, надлежащим образом не исполнившая обязанность по содержанию кровли жилого дома в техническом состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, между тем спорные правоотношения помимо приведенной нормы закона, регулируются и договорными отношениями, возникшими между МО РФ и ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ от 26.09.2017 № 3-УЖФ/ВВО, при этом надлежащим ответчиком по делу является ФГКУ «ЦЖКУ» МО РФ (г.Москва), как юридическое лицо, а не филиал.
Как установлено судом истица Соколова Л.В. зарегистрирована и проживает с 2006 года по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, на основании договора найма жилого помещения № 136/257 от 13.12.2005, заключенного с Пограничной КЭЧ Министерства Обороны РФ.
Управляющей организацией с 01.11.2017 по настоящее время является Филиал ФГБУ «Центральное жилищное коммунальное управление» Министерства обороны РФ, осуществляет ремонт общего имущества и содержание многоквартирного дома <адрес> в гарнизоне в <адрес>.
Ремонт ДОС <адрес> 1977 г. постройки, в том числе кровли, не производился ни разу.
Из-за постоянных протечек крыши и стояка, в квартире истицы повсюду образовался грибок, испорчены все материалы, которые были использованы при ремонте, отклеились обои, на потолке пожелтела плитка, полы сгнили, что отражено в заключении эксперта.
В августе 2019 во время дождей, в сентябре 2020, в марте 2021 в связи с обильными осадками и таянием снега, ремонт в ее квартире испортился вовсе в связи с тем, что в коридоре и в комнате вода бежит по стенам, кровля дома ни разу не ремонтировалось.
В соответствии с Договором № 3 УЖФ/ВВО-1 с ФГБУ ЦЖКУ МО РФ от 26.09.2017 управления специализированным жилищным фондом военных городков МО РФ принимает в управление жилфонд и обязуется выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилфонда, по акту от 31.10.2017 <адрес> передан в управление
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Согласно п. 1.3 указанного Договора, предметом договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества жилищного фонда, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде.
Согласно п.2 ч.1 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Содержание и обслуживание крыши, согласно п. 4.6.1.1 Правил, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" определен минимальный перечень работ для надлежащего содержания крыш многоквартирных домов.
Следовательно, содержание и обслуживание крыши относится к текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, который обязана производить управляющая организация.
Согласно выводов эксперта ИП Прозоровой Е.Д. № 21-01/0805 от 08.04.2021, стоимость восстановительного ремонта в <адрес> <адрес> <адрес> составляет 244 674 руб.. Необходимо устранение дефектов внутренней отделки, причиной образования которых явился залив кровли. Стоимость восстановительного ремонта подлежит взысканию с управляющей организации, т.е. с юридического лица ФГКУ «ЦЖКУ МО РФ, а не с филиала.
Соколова Л.В. просит возместить ей стоимость проведения указанной экспертизы с ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в сумме 9 000 рублей, представила чек № 21-01/0805 от 08.04.2021 о произведенной ею оплате.
Как следует из выводов эксперта, ущерб имуществу Соколовой Л.В. причинен в результате ненадлежащего исполнения обязанностей ответчиком ФГКУ «ЦЖКУ МО РФ как по содержанию общего имущества многоквартирного дома в целом, так и в отношении квартиры истицы, в результате воздействия воды, соответственно, причиной протечки крыши, затопления квартиры истца в период дождей и порчи имущества является ненадлежащее содержание (контроль за содержанием) жилищного фонда со стороны управляющей организации.
Здание многоквартирного жилого дома <адрес>, расположенное по адресу: <адрес> состоит на балансе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Управление общим имуществом в вышеуказанном доме осуществляет ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
К общему имуществу жилого фонда относятся, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование в этом доме.
В соответствии с п.42 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
С учетом вышеизложенного, подлежит взысканию с ответчика - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ в пользу истицы размер материального ущерба в сумме 244 674 руб., расходы на проведение экспертизы – 9000 руб.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.15 Закона РФ» О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией) прав потребителя, предусмотренных законом и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда, при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для го удовлетворения является установление факта нарушение прав потребителя.
Поскольку факт нарушение прав истицы установлен, то суд полагает возможным взыскать с ответчика заявленную истцом компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, что соответствует требованиям разумности и справедливости, в силу ч.2 ст. 1101 ГК РФ.
В соответствии с п.6 ст.13 Закона РФ» О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Сумма штрафа, подлежащая взысканию в пользу Соколовой Л.В., составляет 122 337 руб., поскольку претензия истицы о возмещении ей ущерба ответчиком (управляющей организацией) не была удовлетворена.
Представитель истца уменьшила сумму почтовых расходов, как ошибочно указанную. Просит взыскать с ответчика 414 руб. Уточнения приняты судом.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пп.1 ч.1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 01 июля 2012 года, - за право использования наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных учреждений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Соколовой Любови Вячеславовны к ФГБУ «Центральное жилищное коммунальное управление» Министерства обороны о защите прав потребителей, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с ФГБУ « Центральное жилищное коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации в пользу Соколовой Любови Вячеславовны возмещение материального ущерба, причиненного затоплениями квартиры в сумме - 244 674 руб.,
компенсацию морального вреда - 10 000 руб.,
штраф 122 337 руб.,
расходы на услуги оценщика - 9 000 руб.,
почтовые расходы - 414 руб., а всего в сумме 386 425 руб. 00 коп., в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение 1 месяца с момента принятия судом мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2021 года.
Судья Н.В. Кирсанова