судья Селезнева С.А. |
УИД 50RS0033-01-2019-005226-94 дело №33-13143/2020; 2-3832/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Савоскиной И.И.,
судей Галановой С.Б. и Пешкова М.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кондратьевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 08июня2020г. гражданское дело по иску Ерохина Алексея Александровича к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и ООО «Объединенная компания» об обязании провести капитальный ремонт,
по апелляционной жалобе Ерохина Алексея Александровича
на решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 24 января 2020г.,
заслушав доклад судьи Савоскиной И.И.,
объяснения явившихся лиц,
установила:
Ерохин А.А. обратился в суд с иском к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и ООО «Объединенная компания», в котором просил обязать ответчиков провести капитальный ремонт квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, путем проведения следующих работ: произвести усиление плиты перекрытия, путем устройства дополнительно арматуры с восстановлением разрушенного участка, путем устройства ребер и нижней полки плиты ремонтными составами с их нагнетанием под давлением через приставную опалубку; выполнить установку арматурной сетки с помощью вертикальных стержней; работы по устройству плиты выполнить по специальному разработанному проекту ООО «ИнРегионГрупп» от 21марта2019г.; взыскать с ответчиков в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником квартиры по указанному адресу. В ходе ремонта квартиры обнаружилось разрушение плиты перекрытия, состояние плиты аварийное, эксплуатация существующего перекрытия возможна только после устранения дефектов.
Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов иск не признал, его представитель возражала против удовлетворения требований, указывая, что требования предъявлены о выполнении работ по реконструкции и должны быть предъявлены к управляющей компании.
ООО «Объединенная компания» иск не признало, его представитель возражала против удовлетворения исковых требований, указывая, что требования предъявлены о проведении капительного ремонта и должны быть предъявлены к Фонду капитального ремонта.
Администрация Орехово-Зуевского городского округа (третье лицо) в лице представителя выступила на стороне истца, просила удовлетворить требования к управляющей компании.
Госжилинспекция Московской области (третье лицо) в лице представителя выступила на стороне истца.
Решением суда от 24января2020г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Ерохин А.А. не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда как незаконное и необоснованное отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ерохин А.А. доводы апелляционной жалобы поддерживает.
Представитель Фонда капитального ремонта в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
ООО «Объединенная компания», администрация Орехово-Зуевского городского округа, Госжилинспекция Московской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, о чем в материалах дела имеются отчеты об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами, своих представителей в судебное заседание не направили, доказательств уважительности причин неявки судебной коллегии не представили, об отложении судебного заседания не просили, при таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах этих доводов и заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора купли-продажи квартиры от 05июля2018г. Ерохин А.А. является собственником квартиры по адресу: <данные изъяты>.
В п. 16 договора купли-продажи указано, что покупатель Ерохин А.А. с состоянием квартиры ознакомлен и согласен.
31июля2018г. истец обратился в управляющую компанию ООО «КИТ» с заявлением обследовать его квартиру (повреждение плиты перекрытия) и составить акт осмотра.
В этот же день комиссия в составе представителей ООО «Коммунальные технологии» произвела обследование квартиры по адресу: <данные изъяты>, о чем составлен акт, в котором указано, что имеется разрушение плиты перекрытия, которое произошло вследствие пожара, со слов собственника квартиры, пожар был в 2003г.
С июля2018г. и по настоящее время Ерохин А.А. неоднократно обращался в различные организации для решения вопроса, связанного с разрушением плиты перекрытия в его квартире: на портал «Добродел», в администрацию Президента РФ, Госжилинспекцию Московской области, администрацию г.о. Ликино-Дулево, управляющую компанию.
24августа2018г., 03октября2018г. администрация Орехово-Зуевского района направляла письма в ООО УК «Коммунальные технологии» о принятии мер по восстановлению и усилению плиты перекрытия, т.к. данная конструкция относится к общедомовому имуществу.
30августа2018г. истец обратился в ООО «Коммунальные технологии» с заявлением принять меры по восстановлению плиты перекрытия.
13сентября2018г. Госжилинспекция Московской области в адрес ООО «Коммунальные технологии» вынесла предписание о получении заключения специализированной организации по техническому состоянию межэтажных перекрытий между квартирами №<данные изъяты> и №<данные изъяты> в срок до 01февраля2019г.
С 01ноября2018г. управляющей организацией в МКД по адресу: <данные изъяты>, является ООО «Орехово-Зуевская районная объединенная компания» (с 19июля2019г. – ООО «Объединенная компания»).
22января2019г. ООО «Орехово-Зуевская районная объединенная компания» составило акт комиссионного обследования, в котором зафиксированы повреждения квартиры истца. Собственнику даны рекомендации по проведению независимой экспертизы.
21марта2019г. ООО «ИнРегионГрупп» провело визуально-инструментальное обследование плиты перекрытия жилого дома на предмет определения ее технического состояния после пожара, классификации дефектов и их влияния на несущую способность, разработка рабочего проекта усиления перекрытия. Составлен технический отчет, в котором указано, что техническое состояние плит перекрытия соответствует аварийному состоянию. Эксплуатация существующего перекрытия возможна только после устранения дефектов, вызванных воздействием высоких температур и усилением плит перекрытия. Для безаварийной эксплуатации плиты перекрытия необходимо произвести усиление плиты перекрытия, путем устройства дополнительно арматуры с восстановлением разрушенного участка, путем устройства ребер и нижней полки плиты ремонтными составами с их нагнетанием под давлением через приставную опалубку. Выполнить установку с помощью вертикальных стержней арматурной сетки. Работы по устройству плиты выполнить по специальному разработанному проекту.
22мая2019г. ООО «Орехово-Зуевская районная объединенная компания» обратилось в адрес администрации г.о. Ликино-Дулево о рассмотрении вопроса о проведении восстановительных работ в 2019г. за счет денежных средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно локальной смете стоимость работ на усиление ж/б плит перекрытия после пожара составила 1934667,60 руб.
06июня2019г. истец обратился в ООО «Орехово-Зуевская районная объединенная компания» с заявлением о рассмотрении вопроса о признании жилого помещения (квартиры) аварийным и подлежащим реконструкции.
04июля2019г. Фонд капитального ремонта сообщил в адрес администрации г.о. Ликино-Дулево на обращение от 11июня2019г. по вопросу проведения работ по капитальному ремонту плит перекрытия в МКД, что работы не предусмотрены Постановлением Правительства от 07марта2014г. №142/7 и за счет средств Фонда не оплачиваются.
23июля2019г. межведомственная комиссия г.о. Ликино-Дулево признала жилое помещение истца подлежащим капитальному ремонту с усилением плит перекрытий. Ерохину А.А. рекомендовано обратиться к собственникам о проведении общего собрания и в суд о признании сделки купли-продажи квартиры недействительной в связи с выявленными скрытыми дефектами.
05августа2019г. администрация г.о. Ликино-Дулево рекомендовала Ерохину А.А. обратиться к собственникам жилых помещений МКД с вопросом проведения общего собрания по определению источника финансирования работ.
15августа2019г. истец обратился с претензиями к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и ООО «Орехово-Зуевская районная объединенная компания».
10сентября2019г. Фонд капитального ремонта в адрес истца направил ответ о том, что дом в краткосрочный план реализации региональной программы не включен. Работы по восстановлению плит перекрытия Постановлением правительства не предусмотрены и не могут быть включены в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества МКД.
16января2020г. Ерохин А.А. разместил сообщение о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений МКД по вопросу капитального ремонта жилого помещения №<данные изъяты> МКД <данные изъяты>.
Разрешая спор по существу, суд руководствовался ст.ст. 161, 182 ЖК РФ, ст.ст. 15, 1064 ГК РФ, исследовал представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что причиной повреждения квартиры истца является пожар, произошедший в 2003г., ответчики не могут нести ответственность за действия третьих лиц, суду не представлено достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и ущербом, причиненным имуществу истца, суд учитывал также то, что на момент причинения вреда – 2003г., ООО «Объединенная компания» управление МКД по адресу истца не осуществляло; при таких обстоятельствах суд счел требования истца необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Суд неправильно квалифицировал требования истца как требования о возмещении вреда, что не является основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку вывод суда об отказе в удовлетворении иска является правильным по существу.
В силу ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 158.
На основании ч. 1.1 ст. 158 ЖК РФ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 5 ст. 166 ЖК РФ работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 144 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 189.
В соответствии с ч. 2 ст. 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Как предусмотрено ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден Постановлением Правительства РФ от 03апреля2013г. №290, согласно п. 4 в этот перечень включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, среди которых: при выявлении повреждений и нарушений – разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В силу пп. «в» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13августа2006г. №491, в состав общего имущества включаются плиты перекрытий.
Согласно пп. «з» п. 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, помимо прочего, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в пп. «а»-«д» п. 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с п. 31 указанных Правил при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), – в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В силу п. 35 указанных Правил указанные в п.п. 31-34 настоящих Правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что полномочная межведомственная комиссия, обследовав квартиру истца, заключением от 23июля2019г. не признала данное жилое помещение непригодным для проживания, но признала его подлежащим капитальному ремонту с усилением плит перекрытий.
Участвующие в деле лица не ставят под сомнение и не опровергают выводы, изложенные в техническом отчете ООО «ИнРегионГрупп», отчет составлен с использованием «СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений».
Согласно разделу 1 СП 13-102-2003 под несущими конструкциями понимаются строительные конструкции, воспринимающие эксплуатационные нагрузки и воздействия и обеспечивающие пространственную устойчивость здания.
Необходимые работы по восстановлению плиты перекрытия по смыслу приведенных положений Градостроительного кодекса РФ относятся к капитальному ремонту, поскольку сводятся к восстановлению отдельного элемента несущих строительных конструкций дома, вместе с тем эти работы не охватываются предусмотренным ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечнем работ, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, в связи с чем исковые требования к Фонду капитального ремонта не могут быть удовлетворены, поскольку это повлекло бы нецелевое расходование Фонда без согласия на это лиц, за счет взносов которых этот фонд формируется, в виде решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу приведенных положений ЖК РФ, Правил и Перечня капитальный ремонт перекрытия относится к работам, обеспечивающим надлежащее содержание общего имущества, т.е. относится к работам, ответственность за которые перед собственниками несет управляющая организация, при этом провести такой капитальный ремонт за счет средств Фонда капитального ремонта не представляется возможным ввиду указанного выше.
Вместе с тем деятельность управляющей организации финансируется за счет обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, уплачиваемых собственниками помещений в доме, размер которых (платежей/взносов), в свою очередь, должен соответствовать утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ управляющей компании.
Спорное повреждение перекрытия возникло не вследствие ненадлежащего исполнения управляющей организацией своих обязанностей (в т.ч. предшествующей управляющей организацией) и не вследствие естественного износа строительных конструкций, а вследствие пожара, на что указывают все участвующие в деле лица; устранение последствий пожара, в т.ч. в виде повреждения перекрытия, не включено в утвержденный перечень работ, выполняемых управляющей компанией.
Восстановление спорного перекрытия может быть по предложению управляющей организации включено в соответствующий перечень и профинансировано за счет обязательных платежей и взносов собственников только на основании общего решения собственников при соразмерном увеличении таких платежей и взносов.
Как деятельность Фонда капитального ремонта, так и деятельность управляющей организации финансируются за счет платы всех собственников помещений в многоквартирном доме, любое расходование таких средств или их перенаправление на не предусмотренные прямо цели возможно только при наличии решения общего собрания собственников.
При отсутствии решения общего собрания собственников заявленные в настоящем деле исковые требования не могут быть удовлетворены и судебная коллегия вынуждена констатировать необходимость для истца избрать иной способ защиты нарушенного права.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,-
определила:
Решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 24 января 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ерохина А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи