Дело № 2-8262/29-2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» ноября 2013 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.,
при секретаре Никоновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смолиной Р. В. к обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоАвтоматика», государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г.Петрозаводска», Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия об обязании предоставить льготу, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Смолина Р.В. обратилась с иском по тем основаниям, что она является нанимателем муниципального жилого помещения по адресу: <адрес>, в квартире зарегистрировано <данные изъяты> человек. Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «ТеплоАвтоматика». Истец является также ветераном труда РК и получателем льготы в соответствии с Законом РК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия». С ДД.ММ.ГГГГ управляющая компания предоставляет льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, исходя из фактически занимаемой льготополучателем площади, что считает незаконным, так как льгота должна исчисляться, исходя из социальной нормы жилой площади, установленной постановлением Правительства РФ № 129-П от 27.08.2007 в 18 кв.м. С учетом изложенного, просит взыскать с ответчика ООО «ТеплоАвтоматика» излишне уплаченные за предоставление жилищно-коммунальных услуг <данные изъяты> руб., обязать ответчика предоставлять льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг как ветерану труда, исходя из социальной нормы жилой площади, взыскать в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец требования увеличивала, в итоге просит взыскать с ответчика в счет излишне уплаченных за предоставление жилищно-коммунальных услуг <данные изъяты> руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия и государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г.Петрозаводска».
При рассмотрении дела истец и ее представитель Тимофеева Т.В., действующая в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, указав, что расчет мер социальной поддержки должен производится, исходя из буквального толкования норм действующего законодательства, то есть в пределах социальной нормы в 18 кв.м. Действиями ответчиков причинены нравственные страдания, вызванные, в том числе, необоснованным занижением сумм мер социальной поддержки, у истца ухудшилось состояние здоровья, возникла необходимость в приеме медикаментов.
Представитель ООО «ТеплоАвтоматика» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без участия представителя.
Представители государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г.Петрозаводска» Луценко Н.А. и Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия Худякова Ю.А., действующие по доверенностям, исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Представитель третьего лица ООО «РИЦ ЖХ» Магоев А.В., действующий по доверенности, также выразил несогласие с заявленными требованиями.
Заслушав прибывших лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Карелия от 25.07.1995 № 69-ЗРК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» меры социальной поддержки лиц, которым присвоено звание «Ветеран труда Республики Карелия», устанавливаются Законом Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".
В ст.4 Закона Республики Карелия от 17.12.2004 № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее - Закон) предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяется Правительством Республики Карелия.
В силу ч.6 ст.3 данного Закона предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья (жилой площади) и коммунальных услуг осуществляется в денежной форме в соответствии с Законом Республики Карелия от 26 ноября 2009 года N 1343-ЗРК «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Карелия».
Статьей 1 Закона Республики Карелия от 26.11.2009 № 1343-ЗРК «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Карелия» установлено, что гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РК от 27.08.2007 № 129-П «О социальных нормах площади жилья» установлены следующие социальные нормы площади жилья: 1) на одиноко проживающего гражданина - 38 квадратных метров общей площади жилого помещения; 2) на одного члена семьи, состоящей из двух человек, - 22,5 квадратных метра общей площади жилого помещения; 3) на одного члена семьи, состоящей из трех человек, - 21 квадратный метр общей площади жилого помещения; 4) на одного члена семьи, состоящей из четырех и более человек, - 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В силу п.10 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия РК от 17.01.2005 № 1-П, расчет размера компенсации гражданам осуществляется Центрами в соответствии со ст.3 Закона. Для определения размера компенсации Центры используют сведения, предоставляемые организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги и (или) обеспечивающими получение гражданами жилищно-коммунальных услуг, ежемесячно до 10 числа месяца, за который рассчитывается компенсация, на основании соглашений, заключаемых между Центрами и указанными организациями.
Судом установлено, что Смолина Р.В. имеет статус ветерана труда Республики Карелия, что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец зарегистрирована и фактически проживает в муниципальном жилом помещении по адресу: <адрес>. Всего в названном жилом помещении зарегистрировано <данные изъяты> человек.
Управление многоквартирным домом, где расположена квартира истца, осуществляется ООО «ТеплоАвтоматика» в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях осуществления начисления и сбора платы за жилое помещение и коммунальные услуги от потребителей и перечисления их исполнителям соответствующей услуги между ООО «ТеплоАвтоматика» и ООО «РИЦ ЖХ» заключен агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ.
В п.2.1.4 данного агентского договора установлено, что агент (ООО «РИЦ ЖХ) обязан при начислении платы производить расчет денежной компенсации отдельным категориям граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В силу п.2.5 агентского договора агент обязан осуществлять взаимодействие с ГУ СЗ «Центр социальной работы г.Петрозаводска» по обмену информацией, связанной с выплатой ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
По данным государственного контракта от 21.06.2013 ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г.Петрозаводска» (заказчик) поручило, а ООО «РИЦ ЖХ» обязалось ежемесячно на основании представленных реестров граждан осуществлять расчет величины меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, подлежащей выплате гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия, в отношении которых Заказчиком принято решение о назначении соответствующей компенсации, за период с 01.03.2013 по 31.12.2013.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, учитывая толкование норм действующего законодательства, суд полагает выполняемый применительно к истцу расчет мер социальной поддержки верным и законным, так как меры социальной поддержки имеют целевое назначение, предоставляются исключительно льготополучателю. Обоснованным является расчет в пределах социальной нормы, но и с учетом фактически занимаемой площади льготополучателем.
Доводы стороны истца основаны на неверном толковании норм права, так как законодательная формулировка «в пределах социальной нормы» указывает на то, что соответствующая льгота предоставляется на площадь квартиры, не превышающую размер социальной нормы площади жилья.
Иное толкование и применение вышеуказанных норм права приведет к необоснованной компенсации путем предоставления мер социальной поддержки оплаченных жилищно-коммунальных услуг в отношении граждан, которые не являются льготополучателями.
Ссылки на то, что порядок пользования в квартире истца не определялся, не установлена фактически занимаемая истцом площадь в жилом помещении, являются необоснованными, так как исходя из равенства прав и обязанностей всех членов семьи нанимателя, верным представляется только расчет фактически занимаемой льготополучателем площади путем деления общей площади жилого помещения на количество зарегистрированных в нем граждан.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения всех требований истца не установлены, в удовлетворении иска суд полностью отказывает, принимая во внимание и то, что требование о компенсации морального вреда является производным от требования, связанного со спором по исчислению мер социальной поддержки.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Смолиной Р. В. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Т.Н. Тимошкина
Решение принято в окончательной форме 25.11.2013,
срок обжалования решения до 25.12.2013