Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1294/2020 ~ М-1279/2020 от 09.09.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 декабря 2020 года г. Жигулевск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Сафоновой Н.А.,

при секретаре Гасановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1294/2020 по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России по Самарской области к Бертасову В. В. о взыскании недоимки по налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №15 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Бертасову В.В., требуя взыскать с ответчика в пользу государства недоимку по транспортному налогу с физических лиц за период 2018 года в размере 4666 руб., пени в размере 54,94 руб., на общую сумму 4720,94 руб..

В обоснование заявленных требований в административном иске указывается, что у Бертасова В.В., как налогоплательщика, в связи с наличием объектов налогообложения, согласно сведениям, полученными налоговым органом в порядке п.4 ст. 85 НК РФ, возникла обязанность по уплате указанного выше налога.

В установленные сроки суммы налога оплачены небыли, в связи с чем, в порядке ст. 75 НК РФ ответчику налоговым органом были начислены пени.

Налогоплательщику было направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ , полученное ответчиком в соответствии с п.2 ст.11.2, п.4 ст. 31 и п.6 ст.69 НК РФ.

В настоящее время за налогоплательщиком продолжает числиться задолженность по уплате транспортного налога и пени за 2018 год, что подтверждается состоянием расчетов налогоплательщика, а, следовательно, им до настоящего времени не исполнена обязанность по уплате налога.

Представитель административного истца Потехин С.А. в судебное заседание не явился, письменно просил дело рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика – Кирсанова И.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, в письменном отзыве указала, что объекты налогообложения - автомобиль ВАЗ 2101, г/н был утилизирован ответчиком более 15 лет назад, автомобиль ГАЗ5227, г/н был продан ответчиком по доверенности в 90-х годах. В 2019 году Бертасов В.В. обращался в органы ГИБДД для снятия автомобилей с учета, однако ему было в этом отказано по причине запрета регистрационных действий с автомобилями, наложенного службой судебных приставов. Обратившись в налоговые органы с заявлением о направлении в ОСП ходатайства об отмене указанных мер принудительного исполнения, также был получен отказ. Также указала на пропуск истцом срока обращения в суд по данному взысканию.

Исследовав материалы дела, суд признает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьей 289 (часть 6) КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, которой в силу ст. 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 3 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с п.4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании ст. 75 НК РФ, в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Принудительное взыскание пени с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Административным истцом в подтверждение доводов административного искового заявления представлены следующие доказательства:

- копия налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому не позднее ДД.ММ.ГГГГ Бертасову В.В. предложено оплатить транспортный налог за период 2018 года в размере 4666 рублей, направленная в адрес административного ответчика заказным письмом (л.д. 8,9);

- копия требования об уплате налога, пени, штрафов, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно которому ответчику предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить образовавшуюся задолженность по уплате недоимки по транспортному налогу с физических лиц за период 2018 года в размере 4666 руб., а также пени в размере 54,94 руб., направленного ответчику заказным письмом с уведомлением (л.д. 10,12);

- расчет задолженности налогоплательщика, расшифровка задолженности налогоплательщика, а также пени и штрафов, согласно которой за Бертасовым В.В. числиться задолженность по транспортному налогу с физических лиц за период 2018 года в размере 4666 руб., пени в размере 54,94 руб., на общую сумму 4720,94 руб. (л.д. 13).

Доводы представителя ответчика, изложенные в письменных возражениях на иск не принимаются судом по следующим основаниям.

Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ).

Налогоплательщиками транспортного налога согласно статье 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Согласно ст. 360 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

    Федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в главе 28 НК РФ связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что само по себе не может рассматриваться как нарушающее права налогоплательщика.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" снятию с государственного учета подлежит транспортное средство по заявлению владельца транспортного средства или организации, уполномоченной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, после утилизации транспортного средства.

Согласно представленным сведениям из ОГИБДД О МВД РФ по г.о. Жигулевск по состоянию на 2018 год и по настоящее время Бертасову В.В. принадлежали автомобили ВАЗ 2101, г/н и ГАЗ5227, г/н .

Таким образом, указанные автомобили на период взыскиваемой недоимки с регистрационного учета в установленном порядке ответчиком сняты небыли, доказательств обратного ответчиком в нарушение ч.1 ст.62 КАС РФ, суду не представлено, как и доказательств, подтверждающих обстоятельства смены налогоплательщика, путем уведомления налогового органа по месту жительства ответчика о передаче на основании доверенности транспортного средства ГАЗ5227, г/н в порядке, предусмотренном ст. 357 НК РФ.

Таким образом, прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налоговым кодексом РФ в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах, в связи с чем исковые требования в части взыскания транспортного налога в отношении автомобилей ВАЗ 2101, г/н и ГАЗ5227, г/н , принадлежащих ответчику Бертасову В.В., являются правомерными.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отмене судебного приказа.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате транспортного налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Судебный приказ о взыскании с Бертасова В.В. задолженности по налогам и пени был вынесен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ, определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями должника был отменен (л.д. 6).

Настоящий административный иск был подан в суд ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, установленный законом шестимесячный срок для обращения налоговым органом в суд в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, административным истцом пропущен не был.

Судом установлено, что истцом в соответствии с требованиями закона ответчику был исчислен указанный выше налог и пени, в установленные законом сроки ответчиком обязанность по уплате указанных платежей не была исполнена, в том числе и после направления требования об уплате налога, в связи с чем, истец обратился с административным исковым заявлением в суд, порядок направления административного искового заявления административным истцом соблюден, доказательств в опровержения расчета задолженности ответчиком суду не представлено.

Кроме того, в соответствии со ст. 114 КАС РФ госпошлина, от уплаты которой был освобожден истец, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    Административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Самарской области удовлетворить.

    Взыскать с Бертасова В. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, недоимку по транспортному налогу с физических лиц за период 2018 года в размере 4666 руб., пени в размере 54,94 руб., на общую сумму 4720,94 руб..

Взыскать с Бертасова В. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес> государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.

Судья                 Н.А.Сафонова

Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2020 года.

Судья                 Н.А.Сафонова

2а-1294/2020 ~ М-1279/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МИ ФНС РФ №15 по Самарской области
Ответчики
Бертасов В.В.
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Сафонова Н.А.
Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
09.09.2020Регистрация административного искового заявления
09.09.2020Передача материалов судье
10.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2020Подготовка дела (собеседование)
29.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2020Судебное заседание
06.11.2020Судебное заседание
04.12.2020Судебное заседание
08.12.2020Судебное заседание
22.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2021Дело оформлено
18.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее