№ 2а-1440/2020
70RS0004-01-2020-002102-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2020 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Глинской Я.В.,
при секретаре Оленевой О.И.,
с участием помощника прокурора Томского района Томской области Таскаевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное исковое заявление прокурора Томского района Томской области о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Томского района Томской области (далее – прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил о признании информации, размещенной на Интернет-сайте: ..., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой Томского района проверки соблюдения Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации» выявлен вышеуказанный Интернет-сайт, на котором размещена информация о стоимости и способах приобретения сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации. Какие-либо ограничения по доступу к указанному Интернет-ресурсу не установлены. Любой пользователь, имеющий доступ к сети Интернет с помощью персонального компьютера или любого иного устройства посредством введения вышеуказанныхURL-адресов в адресную строку браузера может получить доступ к рассматриваемому Интернет-сайту и его контенту. Наличие в свободном доступе на указанных сайтах подобного рода предложений о способах приобретения готовых сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации нарушает права неопределенного круга лиц,существенным образом нарушаются требования миграционного законодательства, создаются негативные предпосылки к повышению уровня незаконной миграции на территории Российской Федерации. Действующим законодательством прямо установлен порядок и условия выдачи сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.
В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет-сайту ..., содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Таскаева С.А.требования административного иска поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Заинтересованное лицо - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области (Управление Роскомнадзора по Томской области), получившее извещение о дате и времени рассмотрения дела, направило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, возражений относительно заявленного требования не представило.
Суд на основании ст.150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Томского района Томской области по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Томского района Томской области проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации по факту размещения информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации, на Интернет-сайте: ....
Проверка проведена в служебном помещении, расположенном по адресу: ..., с использованием компьютера, имеющего IP-адрес: ..., подключенного к сети Интернет, поиск интернет ресурсов осуществлялся с помощью браузера: «GoogleChrome», который выходит в стандартный пакет программных компонентов операционных систем. В адресной строке был введен адрес поискового ресурса «Google Россия», в окне поиска ключевых слов ресурсов набрано «купить сертификат о владении русским языком», отобразился список адресов и ссылок (интернет-сайтов).
В ходе проверки установлено, что в свободном доступе для неограниченного круга лиц находится Интернет-ресурс ..., на котором размещена информация о стоимости и способах приобретения сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.
К акту проверки приложены скриншоты вышеуказанного сайта в сети «Интернет», на котором отражена информация о возможности приобретения дипломов и сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на территории г. Перми и прейскурант цен.
Аналогичные сведения содержатся в акте проверки прокуратуры Томского района Томской области от 28.05.2020, и приложенном к нему скриншоте с вышеуказанного сайта в сети «Интернет».
Согласно данным УМВД России по Томской области от 18.05.2020, Интернет-сайт ... имеет IP-адрес ... и располагается на площадке хостинг-провайдера ... в .... Доменное имя ... зарегистрировано 18.03.2020 регистратором доменных имен ... в ...
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 149-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
В силу ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; под информационно-телекоммуникационной сетью - технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под доступом к информации - возможность получения информации и ее использования; под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; под оператором информационной системы -гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В силу статьи 3 Федерального закона № 149-ФЗ основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Порядок и условия выдачи документов об образовании установлен Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В силу пункта 1 статьи 15.1 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», если иной не предусмотрено международным договором Российской Федерации и настоящей статьей, иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента, указанного в статье 13.3 настоящего Федерального закона, обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов, в том числе, сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.
При этом в силу пункта 2 статьи 15.1 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», сертификат, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, выдается образовательными организациями на территории Российской Федерации либо за ее пределами, включенными в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, иностранным гражданам, сдавшим указанный экзамен. Сведения о сертификатах, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, вносятся выдавшими их обязательными организациями в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».
В силу пункта 15 Приказа Минобрнауки России от 29.08.2014 №1156 «Об утверждении формы, порядка проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена», иностранному гражданину, успешно сдавшему комплексный экзамен, выдается сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, форма которого утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно пунктам 2,4 Порядка выдачи сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29.08.2014 №1154 (далее- Порядок), сертификат подтверждает владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации и выдается организацией, проводящей комплексный экзамен, иностранным гражданам, успешно сдавшим комплексный экзамен.
В силу пункта 12 Порядка, сертификат подписывается руководителем организации, проводящей комплексный экзамен, или лицом, исполняющим его обязанности, или должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, проводящей комплексный экзамен, подписывать сертификат на основании соответствующей доверенности. Сертификат заверяется печатью организации, проводящей комплексный экзамен.
Других оснований для получения сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, кроме как предусмотренных Федеральным законом № 62-ФЗ и указанным Порядком, не имеется.
За представление ложных сведений для получения документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство, ст. 19.18 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Кроме того, статьей 327 Уголовного Кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а также за использование заведомо подложного документа.
В части 4 статьи 33 Уголовного кодекса Российской Федерации дано уголовно-правовое определение соучастников преступления: подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, вызывает в нем намерение совершить преступление, а также пособника, то есть лица, содействовавшего совершению преступления советами, указаниями предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления либо устранением препятствий.
Согласно ч. 1 ст. 34 Уголовного Кодекса Российской Федерации ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.
Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на ст. 33 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Сам факт обеспечения доступа к указанной противоправной информации, кроме того, содержит сведения о возможности совершения противоправных действий в форме подстрекательства к ним.
Обеспечение доступа к незаконной информации нарушает права иностранных граждан и граждан Российской Федерации на получение достоверной информации о порядке и способах получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента. Определить конкретный круг граждан, которые пользуются, и потенциально будут пользоваться услугами ответчиков, не представляется возможным.
Вследствие изготовления и приобретения сертификата о владении Русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, существенным образом нарушаются требования миграционного законодательства, создаются негативные предпосылки к повышению уровня незаконной миграции на территорию Российской Федерации.
При таких обстоятельствах сведения, размещенные на указанном вышеИнтернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно порядка и способа получения сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Согласно ч.5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 3 ст. 15.5 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет-сайту ..., содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Принимая во внимание, что прокурором Томского района Томской области заявлены требования о признании информации,размещенной на вышеуказанном Интернет-сайте, информацией,распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а не о запрете указанных Интернет-сайтах как таковых или о запрете использования самого сайта ..., удовлетворение судом заявленных требований не повлечет за собой изменение объема прав и обязанностей на администраторов этих сайтов, ни каких-либо иных лиц (в том числе прав на распространение размещенной на сайте информации).
Как указано выше, интернет-сайт ... располагается на площадке хостинг-провайдера ... в ... с регистрацией доменного имени ... регистратором доменных имен ... в ....
При таких обстоятельствах, в ином порядке, кроме судебного, ограничить доступ к информации, размещенной на вышеназванныом Интернет-сайте, доступной для просмотра любому пользователю сети Интернет, не представляется возможным.
Учитывая изложенное, суд признает, что размещение информациио стоимости и способах приобретения сертификата о владении Русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерациина Интернет-сайте ..., нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а потому требование прокурора Томского района Томской области обосновано и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░ ... ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: