РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
15 декабря 2015 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2-5474/15 по иску Д. к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары о возврате излишне уплаченного налога,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать из бюджета городского округа Самара в пользу Д. сумму излишне уплаченного налога на имущество физических лиц в размере 21 952 рублей 55 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2015 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2-5474/15 по иску Д. к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары о возврате излишне уплаченного налога,
установил:
Д. обратилась к мировому судье судебного участка №27 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области с иском к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары о возврате излишне уплаченного налога. В обоснование иска указывает, что на основании налогового уведомления №97719 ею уплачен налог на имущество физических лиц за 2009 год в сумме 51 721 рубль 34 копейки. В связи с изменением закона был изменен расчет налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, находящемуся в общей долевой собственности, и расчетная сумма налога за 2009 год составила 16 335 рублей. Ею 19.04.2010 г. было подано заявление в ИФНС России по Ленинскому району г. Самары о зачете переплаты налога в счет предстоящих платежей. В настоящее время переплата по налогу составляет 22 452 рубля 41 копейку, а сумма ежегодных налоговых платежей – 248 рублей 50 копеек. Она обратилась в ИФНС России по Ленинскому району г. Самары 18.06.2015 г. с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, но получила отказ на основании с.7 ст.78 НК РФ. Просит взыскать излишне уплаченный налог на имущество физических лиц за 2009 год в размере 22 452 рублей 41 копейки.
Определением мирового судьи судебного участка №27 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 24.09.2015 г. гражданское дело по иску Д. к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары о возврате излишне уплаченного налога передано на рассмотрение Ленинского районного суда г. Самары.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала.
Ответчик представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте разбирательства дела извещен (л.д. 42), отзыва на иск не представил.
Изучив материалы дела, заслушав истицу, суд приходит к следующему.
В 2009 г. у истицы возникла переплата по налогу на имущество физических лиц. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из личного кабинета налогоплательщика (л.д. 12) и не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела.
Согласно ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах.
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Из материалов дела следует, что 20.04.2010 г. истица обратилась к ответчику с заявлением о зачете излишне уплаченного налога на имущество физических лиц в счет предстоящих платежей (л.д. 9).
Сторонами не представлено решение налогового органа по данному обращению, однако из сопоставления актов сверки расчетов по налогу на имущество физических лиц за 2012-2015 гг. усматривается, что налоговый орган осуществляет зачет текущих платежей по указанному налогу в счет образовавшейся ранее переплаты, следовательно, решение о зачете было принято. Так, в 2012 г. размер переплаты составлял 32 031 рубль 72 копейки (л.д. 52-54), в 2013 г. – 25 808 рублей 97 копеек (л.д. 49-51), в 2014 г. – 22 452 рубля 41 копейку (л.д. 46-48), в 2015 г. – 21 955 рублей 41 копейку (л.д. 43-45).
На день рассмотрения дела размер переплаты составляет 21 955 рублей 41 копейку (л.д. 55).
18.06.2015 г. истица обратилась к ответчику с заявлением о возврате переплаты, указав, что в связи с отчуждением имущества, подлежащего налогообложению, дальнейшее осуществление зачета невозможно, т.к. потребуется более 90 лет для исчерпания суммы переплаты (л.д. 10).
Решением от 2.07.2015 г. №269 ответчик отказал истице в возврате суммы налога, сославшись на пропуск ею установленного п.7 ст.78 НК РФ трехгодичного срока на обращение с заявлением о возврате налога (л.д. 11).
Между тем, позиция налогового органа основана на неправильном (ограничительном) толковании закона.
Нормы о зачете и возврате сумм излишне уплаченного налога образуют единый правовой институт, целью которого является обеспечение справедливости в налоговом правоотношении, восстановление имущественной сферы налогоплательщика, осуществившего уплату денежной суммы в счет исполнения налоговой обязанности сверх реального размера последней. При этом зачет и возврат выступают в качестве 2 эквивалентных способов восстановления имущественных интересов налогоплательщика. Налогоплательщик волен по своему усмотрению выбрать любой из них (с учетом ограничения на возврат излишне уплаченного налога при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням).
Пресекательный срок, указанный в п.7 ст.78 НК РФ, установлен законодателем в интересах обеспечения стабильности бюджетной системы, недопущения злоупотребления правом со стороны налогоплательщиков, побуждения последних к более быстрой защите своих законных интересов. Его истечение лишает налогоплательщика возможности восстановления своего имущественного положения любым способом.
Истица своевременно прибегла к предусмотренному ст.78 НК РФ механизму восстановления своих имущественных интересов, инициировав процедуру зачета переплаты в счет предстоящих платежей. Соответственно, установленный п.7 ст.78 НК РФ пресекательный срок защиты имущественных интересов истицы нарушен не был, истица вправе рассчитывать на восстановление своего имущественного положения в полном объеме.
В связи с этим, заявление о возврате оставшейся переплаты в данной ситуации не может рассматриваться как заявление о возврате налога в терминологии п.6, 7 ст.78 НК РФ, поскольку представляет собой не обращение налогоплательщика с целью восстановления своих имущественных интересов, нарушенных излишней уплатой налога, а ходатайство об изменении способа исполнения ранее принятого налоговым органом решения о таковом восстановлении. Возможность такого изменения вытекает из смысла соответствующего налогово-правового института, подтверждается отсутствием соответствующего законодательного запрета.
Как установлено судом, в 2013 г. истица произвела отчуждение 2 принадлежавших ей в 2010 г., в момент обращения с заявлением о зачете излишне уплаченного налога, объектов недвижимости. В настоящее время истице принадлежат на праве собственности в г. Самаре 2 объекта недвижимости (л.д. 41), по одному из которых по своему выбору истица освобождена от налоговой обязанности в силу пп.10 п.1, п.2, 3 ст.407 НК РФ. Из представленного суда налогового уведомления усматривается, что размер налоговой обязанности истицы по налогу на имущество физических лиц в 2014 г. составил 248 рублей 50 копеек (л.д. 13). При таких обстоятельствах, продолжение зачета переплаты в счет предстоящих налоговых платежей не приведет к реальному восстановлению имущественной сферы истицы, поскольку для этого потребовалось бы 89 лет. Следует отметить, что право на зачет налоговой переплаты в счет предстоящих налоговых платежей не входит в состав наследства.
Если бы правовая позиция ответчика была правильной, то в конкретных обстоятельствах дела она приводила бы к лишению истицы предоставленного ей законодателем права на восстановление её интересов в расчетах с бюджетом, а ранее принятое налоговым органом решение становилось бы неисполнимым.
У истицы отсутствует задолженность по иным имущественным налогам (л.д. 55), в связи с чем она вправе возвратить оставшуюся сумму переплаты.
Вместе с тем, у истицы имеется задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 2 рублей 86 копеек, в связи с чем сумму возвращаемой переплаты необходим уменьшить на сумму указанной задолженности.
В соответствии с п.1 ст.61.2 БК РФ, доходы от налога на имущество физических лиц, установленного представительным органом городского округа, подлежат зачислению в бюджет городского округа. Следовательно, возврат переплаты должен быть осуществлен за счет бюджета городского округа Самара.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать из бюджета городского округа Самара в пользу Д. сумму излишне уплаченного налога на имущество физических лиц в размере 21 952 рублей 55 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.12.2015 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь