24OS0000-01-2020-000367-39
Дело № 3А-516/2020
121а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2020 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малышевой Т.А.,
с участием представителя административных истцов- Лукьяновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малышевского Сергея Борисовича, Орлова Александра Витальевича, Федорова Евгения Юрьевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Малышевский С.Б., Орлов А.В., Федоров Е.Ю. обратились с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, мотивируя тем, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 34 079 239,16 рублей, определенной по состоянию на 29.02.2012 года.
По итогам независимой оценки, рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 29.02.2012 года составляет 5 796 000 рублей.
Административные истцы являются плательщиками земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости указанного земельного участка, в связи с чем, установление кадастровой стоимости земельного участка не соответствующей его рыночной стоимости, нарушает права административных истцов.
С учетом изложенного, административные истцы просят восстановить пятилетний срок на обращение в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость принадлежащих им на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости- 5 796 000 рублей, по состоянию на 29.02.2012 года.
Правительство Красноярского края, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Представитель административных истцов в судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Административные истцы обратились к суду с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие.
Администрация г. Красноярска представила суду письменный отзыв, согласно которого просит отказать в удовлетворении требований административного искового заявления, рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю) представило суду письменные пояснения, согласно которых ни Росреестр, ни Управление не наделены полномочиями по утверждению результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, также просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир на земельном участке расположено здание с адресом: <адрес>, кадастровой стоимостью 34 079 239,16 рублей, определенной по состоянию на 29.02.2012 года, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.14,15-22).
Из отчёта об оценке от 13.12.2019 года № 0190134 выполненного ООО «НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА» (оценщик ФИО7) следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 29.02.2012 года, то есть на дату определения его кадастровой стоимости, составляет 5 796 000 рублей (л.д.29-100).
Отчёт оценщика соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Оснований не согласиться с выводами оценщика не имеется. Доказательств, опровергающих эти выводы, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.
Административные истцы являются плательщиками земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (пункт 1 стати 388, пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации). Следовательно, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие его действительной рыночной стоимости, нарушают право административных истцов, подлежащее восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С настоящим административным исковым заявлением административные истцы обратились по истечении предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетнего срока со дня внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Между тем, положения части 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 360-ФЗ административные истцы могли рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Красноярского края, однако в настоящее время проведение такой оценки отложено на неопределённый срок.
Таким образом, причины пропуска административными истцами срока на обращение в суд следует признать уважительными, поэтому этот срок подлежит восстановлению.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена по состоянию на 29.02.2012 года, равной его рыночной стоимости в размере 5 796 000 рублей, которая подтверждена соответствующими доказательствами.
Датой обращения административных истцов с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 21 апреля 2020 года (л.д.116).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Малышевского Сергея Борисовича, Орлова Александра Витальевича, Федорова Евгения Юрьевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости – 5 796 000 рублей, по состоянию на 29 февраля 2012 года.
Датой обращения Малышевского Сергея Борисовича, Орлова Александра Витальевича, Федорова Евгения Юрьевича с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № считать 21 апреля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль
Решение в окончательной форме принято 02 июня 2020 года.