№ 2-566/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тотьма 28 апреля 2016 год
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Линьковой Т.А.,
помощника прокурора Тотемского района Козорезовой А.В.,
при секретаре Стуловой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тотемского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «...» в лице администрации муниципального образования ...» о возложении обязанностей оборудования участков дороги дорожными знаками, искусственными неровностями,
установил:
Прокурор Тотемского района обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «...» в лице администрации муниципального образования ...» о возложении обязанностей оборудования участков дороги дорожными знаками, искусственными неровностями.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «...».
В ходе данной проверки, проведенной "__"____20__ совместно с ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району установлено, что на ул...., Тотемского района дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, 1.23 «Пешеходный переход», «Дети» установлены не на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета; на пешеходном переходе, расположенном по ... в 100 м. от МБОУ «... СОШ», отсутствуют искусственные неровности. Выявленные нарушения могут привести к угрозе жизни и здоровья несовершеннолетних, а также возникновению аварийной ситуации на проезжей части. Просит устранить выявленные нарушения в срок до 01.09.2016 года.
Определением суда от "__"____20__ администрация Тотемского муниципального района привлечена по делу в качестве соответчика.
В судебном заседании помощник прокурора Тотемского района Козорезова А.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, не возражала против переноса сроков устранения выявленных нарушений до 01.07.2017 года.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «...» в судебное заседание не явился. Позицию, изложенную в отзыве от "__"____20__, поддержали. В данном отзыве указали, что между администрацией Тотемского муниципального района и администрацией муниципального образования «...» заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в пределах выделенных финансовых средств. На 2016 год из бюджета Тотемского муниципального района в бюджет муниципального образования «...» планируется передать финансовые средства в сумме ... тысяч рублей. Данных средств достаточно лишь на зимнее и летнее содержание дорог. В целях безопасности дорожного движения данные мероприятия являются первоочередными. Просят перенести срок исполнения требований прокуратуры Тотемского района до 01.05.2017 года.
Представитель соответчика администрации Тотемского муниципального района по доверенности Аксеновский С.Е. исковые требования признал частично, согласился, что администрация Тотемского муниципального района наряду с администрацией муниципального образования «...» несет ответственность за надлежащее содержание дорог в пределах населенных пунктов. С целью надлежащего исполнения обязанности по установке дорожных знаков и оборудованию пешеходного перехода искусственными неровностями просил перенести срок исполнения до "__"____20__, указывая на сформированный в 2016 году бюджет района и погодные условия.
Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований, ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району по доверенности Анфалов А.А. исковые требования поддержал, показал, что имеющиеся на пешеходном переходе у ... СОШ дорожные знаки не ответствуют ГОСТу, искусственные неровности отсутствуют. С целью безопасности дорожного движения, исключения случае детского травматизма в ДТП принято решение о переоборудовании указанного пешеходного перехода, по иным переходам ответчикам требований пока не предъявляется. Не возражает на перенос срока исполнения решения до 01.07.2017 года.
Суд, выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требования прокурора Тотемского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Пунктом 12 статьи 3 вышеназванного федерального закона под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 17 данного Федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с пунктами 1,6 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
По смыслу пункта 5 части 1, части 3, части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Вологодской области от 13.11.2014 №3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» вопросы в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу части 4 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования
Согласно представленным материалам дела, "__"____20__ между администрацией Тотемского муниципального района и муниципальным образованием «...» заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с указанным соглашением администрация Тотемского муниципального района передала администрации муниципального образования «...» осуществление части полномочий в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также в границах населенных пунктов сельских муниципальных образований района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских муниципальных образований района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно зимнее и летнее содержание дорог в соответствии с приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», за исключением прочих работ по содержанию дорог.
Статьей 3 данного Соглашения установлено, что администрация района обеспечивает финансовыми средствами осуществление части полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также в границах населенных пунктов, переданных муниципальному образованию.
Таким образом, в силу действующего законодательства, на органы местного самоуправления поселения возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения в границах муниципального образования, содержание автомобильных дорог, решение вопросов об организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании пунктов 5.6.24 и 5.1.17 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст) знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Вышеперечисленные знаки и знак 1.23 «Дети» применяют на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
Согласно пункту 6.2 «ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 N 295-ст) искусственные неровности устраивают за 10 - 15 метров до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений. Искусственные неровности допускается устраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий в начале опасного участка перед детскими и юношескими учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что на ул...., Тотемского района дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, 1.23 «Пешеходный переход», «Дети» установлены не на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета; на пешеходном переходе, расположенном по ... в 100 м. от МБОУ «... СОШ», отсутствуют искусственные неровности.
Таким образом, выявленные нарушения могут привести к угрозе жизни и здоровья несовершеннолетних, а также возникновению аварийной ситуации на проезжей части, вследствие чего суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что на устранение выявленных недостатков потребуется время, в бюджете муниципального образования «Погореловское» на 2016 год денежных средств на данные мероприятия не предусмотрено, бюджет района на 2016 год сформирован, стороны не возражали о переносе срока исполнения данных нарушений, поэтому суд считает разумным установить его до 01.07.2017.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковые требования прокурора Тотемского района в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «...» в лице администрации муниципального образования ...» и администрацию Тотемского муниципального района установить дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», и 1.23 «Дети» на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета на улице ..., Тотемского района; оборудовать искусственными неровностями в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 участки дороги по улице ... Тотемского района возле муниципального бюджетного образовательного учреждения «... средняя общеобразовательная школа» в срок до 01.07.2017 года.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тотемский районный суд.
Судья Т.А. Линькова
Решение принято в окончательной форме 29 апреля 2016 года.
Судья Т.А. Линькова