Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-548/2019 ~ М-580/2019 от 23.10.2019

                                           Дело № 2а-548/2019

УИД: 28RS0021-01-2019-000932-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2019 года                                              г. Сковородино

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,

при секретаре Самохваловой М.В.,

с участием помощника прокурора Сковородинского района Кан Д.А.,

представителя административного истца - Администрации города Сковородино Самойловой И.В.,

административного ответчика ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области - судебного пристава-исполнителя Боровских Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Администрации города Сковородино к отделу судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области о признании незаконным постановления судебного пристава исполнителя о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Сковородино Амурской области обратилась в суд с административным иском к отделу судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области о признании незаконным постановления судебного пристава исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В обоснование заявленного требования администрация города Сковородино указала, что Административный истец является стороной исполнительного производства № 16669/18/28018-ИП. 23 ноября 2018 года постановлением судебного пристава-исполнителя Федеральной службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области (Отдел судебных приставов по Сковородинскому району) - в отношении администрации города Сковородино возбуждено исполнительное производство № 16669/18/28018-ИП.

Данное исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного документа - исполнительного листа № от 12 ноября 2018 года, выданного Сковородинским районным судом Амурской области по делу № 2-451/2018, вступившему в законную силу 09 октября 2018 года.

Предметом исполнения по исполнительному производству являлось: обязать администрацию города Сковородино произвести замену участка тепловой сети от котельной «Школа», расположенной по ул. Воровского до ул. Юбилейная, 26, 27 в г. Сковородино (трубы стальной Д-76 мм, в двухтрубном исполнении) 150 п/м, (трубы стальной Д-57 мм 260 п\м в двухтрубном исполнении), с последующей теплоизоляцией 400 мЗ, в срок до 15 октября 2018 года.

Определением Сковородинского районного суда от 26 февраля 2019 года была предоставлена отсрочка исполнения решения по настоящему делу на срок до 31 августа 2019 года. По причине отсутствия финансирования решение Сковородинского районного суда по делу № 2-451/2018 не было исполнено.

Администрация города Сковородино, полагая, что неисполнение решения суда вызвано уважительными причинами, вновь обратилась в Сковородинский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда по делу № 2-451/2018 (исх. № 07-01-2805 от 30.09.2019 года).

Определением Сковородинского районного суда по делу № 2-451/2018, вынесенным 18 октября 2019 года, в удовлетворении заявления администрации города Сковородино об отсрочке исполнения решения Сковородинского районного суда от 07 сентября 2018 года, отказано. Настоящее определение в законную силу не вступило.

17 октября 2019 года по исполнительному производству -ИП административным ответчиком вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора .

Постановлением о взыскании исполнительского сбора за неисполнение исполнительного документа с администрации города Сковородино взыскивается исполнительский сбор в размере 50 000,00 руб.

Администрация города Сковородино считает постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, так как оно противоречит требованиям Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Настоящее постановление нарушает права и законные интересы административного истца, так как вынесено в период рассмотрения в Сковородинском районном суде заявления о предоставлении отсрочки по настоящему делу.

Просит признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП. Обязать административного ответчика устранить нарушения прав и законных интересов администрации города Сковородино путем отмены постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ.

    Представитель административного истца администрации города Сковородино Самойлова И.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Боровских Н.А. административные исковые требования администрации города Сковородино не признает. В обоснование указанной позиции суду пояснила, что 21.11.2018 в ОСП по Сковородинскому району на исполнение предъявлен исполнительный лист ФС об обязании администрации города Сковородино произвести замену участка тепловой сети от котельной "Школа", расположенной по <адрес> до <адрес>, 27, в <адрес> (трубы стальной Д-76 мм в двухтрубном исполнении) 150п/м, ( трубы стальной Д-57 мм 260 п/м в двухтрубном исполнении), с последующей теплоизоляцией 400 мЗ, сроком до 15 октября 2018 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району от 23.11.2018 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ЙП в отношении должника Администрации города Сковородино в пользу прокурора Сковородинского района, предмет исполнения: Обязать администрацию <адрес> произвести замену участка тепловой сети от котельной "Школа", расположенной по <адрес> до <адрес>, 27, в <адрес> (трубы стальной Д-76 мм в двухтрубном исполнении) 150п/м, ( трубы стальной Д-57 мм 260 п/м в двухтрубном исполнении), с последующей теплоизоляцией 400 мЗ, сроком до 15 октября 2018 года.

Должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа-5 дней.

Как следует из материалов исполнительного производства, постановление о возбуждении исполнительного производства получено представителем должника 13.12.2018 о чем в постановлении имеется подпись в получении в п. 3 постановления должник предупрежден, что о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения.

Однако требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок должником не исполнены.

14.02.2019 года Администрацией города Сковородино направлено заявление в Сковородинский районный суд об отсрочке исполнения решения суда. Определением от 26.02.2019 г. Администрации города Сковородино предоставлена отсрочка сроком до 31.08.2019 г.

13.09.2019 года в адрес Администрации г. Сковородино направлено требование об исполнении решения суда, однако до 17.10.2019 года требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок должником не исполнены.

17.10.2019 года судебным приставом — исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

В октябре 2019 года Администрацией города Сковородино направлено заявление в Сковородинский районный суд об отсрочке исполнения решения суда. Определением от 11.10.2019 г. Администрации г. Сковородино отказано в удовлетворении отсрочки.

Поскольку заявителем не представлены доказательства того, что должник исполнил свои обязанности в соответствии с нормами действующего законодательства, то судебный пристав-исполнитель правомерно в отношении него применил такую санкцию штрафного характера, как взыскание исполнительского сбора. На основании изложенного, просит суд отказать администрации города Сковородино в удовлетворении требований в полном объеме.

Административный соответчик - Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, своего представителя не направил, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не представил.

Суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие административного соответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области.

Помощник прокурора Сковородинского района Кан Д.А. полагает, что требования администрации города Сковородино о признании незаконным постановления судебного пристава исполнителя о взыскании исполнительского сбора удовлетворению не подлежат.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В ст. 360 КАС РФ предусмотрено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).

Согласно ч. 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В статье 12 Федерального закона РФ N 118-ФЗ "О судебных приставах" закреплено, что судебный пристав-исполнитель обязан и вправе принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

На основании ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно ч. 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

На основании ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Частью 2 статьи 112 указанного Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу части 6 статьи 112 указанного Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании установлено, что на основании решения Сковородинского районного суда от 07 сентября 2018 года на администрацию города Сковородино возложена обязанность произвести замену участка тепловой сети от котельной «Школа», расположенной по <адрес> до <адрес>, 27, в <адрес> (трубы стальной Д-76 мм в двухтрубном исполнении) 150 п/м, (трубы стальной Д-57 мм 260 п/м в двухтрубном исполнении), с последующей теплоизоляцией 400 м3,, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

23 ноября 2018 года судебным приставом исполнителем в отношении должника администрации муниципального образования города Сковородино возбужденно исполнительное производство -ИП. Добровольный срок для исполнения требований исполнительного документа истек 18 декабря 2018 года.

Из материалов дела также установлено, что определением Сковородинского районного суда от 26 февраля 2019 года администрации города Сковородино предоставлена отсрочка исполнения решения Сковородинского районного суда от 07 сентября 2019 года по гражданскому делу по иску прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования город Сковородино, к администрации города Сковородино о возложении обязанности произвести замену участка тепловой сети, на срок до 31 августа 2019 года

13.09.2019 года в адрес Администрации г. Сковородино направлено требование об исполнении решения суда, однако в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок должником не исполнены.

17.10.2019 года судебным приставом — исполнителем Боровских Н.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с тем, что исполнительный документ должником Администрацией муниципального образования города Сковородино в срок, установленный для добровольного исполнения решением Сковородинского районного суда Амурской области от 07 сентября 2018 года, не исполнено.

Определением Сковородинского районного суда от 11 октября 2019 года администрации города Сковородино отказано в отсрочке исполнения решения Сковородинского районного суда от 07 сентября 2018 года.

Как следует из материалов дела, административный истец администрация города Сковородино 14 декабря 2018 года за исх.07-01-3802 направила информацию отделу судебных приставов по Сковородинскому району, где просят окончить исполнительное производство -ИП, возбужденное в отношении администрации города Сковородино 23 ноября 2018 года в связи с тем, что администрацией города Сковородино, с привлечением сотрудников ООО «СТК» была произведена замена участка тепловой сети от котельной «Школа», расположенной по <адрес> до <адрес>, 27, в <адрес> (трубы стальной Д-76 мм в двухтрубном исполнении) 150 п/м, (трубы стальной Д-57 мм 260 п/м в двухтрубном исполнении), с последующей теплоизоляцией 400 м3.

Из акта о совершении исполнительных действий от 08 ноября 2019 года следует, что судебным приставом-исполнителем Боровских Н.А. в рамках исполнительного производства -ИП, с участием мастера АВР Хавкиным С.О., юрисконсультом Кохановой Н.А. осуществлен выход по указанному в исполнительном документе участку от котельной «Школа» до <адрес>,27, в ходе которого установлено, что данный участок расположен от котельной «Школа», проходит черед детский сад , по <адрес> между домами и 47 и выходит на <адрес>, 27. На данном участке замен тепловой сети не производился, теплоизоляцию частично присутствует из устаревших материалов, что позволяет предположить, что данная теплоизоляцию была установлена очень давно и до настоящего времени не менялась.

Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать перечисленные в указанной статье, а также иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в частности, взыскивать исполнительный сбор.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником обязанности, к исполнению которой должник может быть понужден, если не исполнил ее добровольно в установленный судебным приставом-исполнителем или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

При этом по смыслу п.2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть, в данном случае, должником по исполнительному производству. Помимо этого, должник согласно названным выше нормам процессуального закона должен доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов, а также соблюдение сроков обращения в суд.

Судебный пристав-исполнитель, в свою очередь, должен доказать законность принятого им решения.

Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

При этом в статье 37 указанного Федерального закона право взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.

Также Закон устанавливает случаи, когда исполнительное производство подлежит безусловному приостановлению полностью либо частично, а также основания, при наличии которых вопрос о возможности приостановления исполнительного производства отнесен к компетенции соответствующих органа и должностных лиц.

Так, полномочиями приостановления исполнительного производства по основаниям, указанным в ст. 39 Федерального закона N 229-ФЗ, наделен соответствующий суд, по основаниям, приведенным в ст. 40 закона - судебный пристав-исполнитель.

Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда администрация города Сковородино не исполнила требования исполнительного документа добровольно и доказательств исполнения требований исполнительного документа в указанный срок ни судебному приставу-исполнителю, ни суду не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что неисполнение требований исполнительного документа вызвано чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами, судебный пристав-исполнитель обоснованно вынес постановление о взыскании исполнительского сбора от 17 октября 2019 года.

Поскольку обращение должника с заявлением об отсрочке не предусмотрено вышеназванными положениями закона в качестве основания для приостановления совершения исполнительных действий, а сам факт подачи такого заявления должником не приостанавливает исполнительное производство, таким образом, до предоставления отсрочки исполнения решения суда судебный пристав-исполнитель вправе был совершать все предусмотренные законом исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения, включая взыскание с должника исполнительного сбора.

Само по себе обращение должника в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта не освобождает его от обязанности совершать действия, указанные в исполнительном документе, в том числе в период рассмотрения этого заявления.

С учетом изложенного, суд полагает, что в удовлетворении требований Администрации города Сковородино к отделу судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области о признании незаконным постановления судебного пристава исполнителя о взыскании исполнительского сбора следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-220 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Администрации города Сковородино к отделу судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области о признании незаконным постановления судебного пристава исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП, обязании отменить постановление о взыскании исполнительского сбора, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е., с 13 ноября 2019 года.

    Председательствующий                                         С.Ю. Петрашко

2а-548/2019 ~ М-580/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация города Сковородино
Ответчики
Отдел судебных приставов по Сковородинскому району
Другие
Управление Федеральной Службы судебных приставов России по Амурской области
Непрынцев Юрий Борисович
Суд
Сковородинский районный суд Амурской области
Судья
Петрашко Светлана Юрьевна
Дело на сайте суда
skovorodinskiy--amr.sudrf.ru
23.10.2019Регистрация административного искового заявления
23.10.2019Передача материалов судье
23.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
23.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2019Подготовка дела (собеседование)
01.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2019Судебное заседание
08.11.2019Судебное заседание
13.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее