Дело № 2-1374/2020
УИД №34RS0002-01-2020-002462-66
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 02 июля 2020 года
Советский районный суд города Волгограда
в составе судьи Лазаренко В.Ф.
при секретаре Сатваловой Ю.В.,
с участием:
истца Солопина А.С.,
представителя истца Солопина А.С.
по доверенности от 11.06.2020г. Левых А.А.,
представителя ответчика Центр ПФР №2
по установлению пенсий в Волгоградской области
по доверенности от 02.03.2020г. Караваевой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костенко Солопина Александра Сергеевича к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера пенсии, возложении обязанности засчитать периоды работы, произвести перерасчет размера пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Солопин А.С. обратился в суд с иском к Центр ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области, в котором просит: признать незаконным решение УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда от 18.02.2020г. №94289/20 об отказе Солопину А.С. в перерасчете размера пенсии за периоды после 01.01.2015г. до даты назначения страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.2 ст.18 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсия»; обязать ответчика засчитать периоды работы с 05.02.1981г. по 09.08.1991г. в качестве работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера; обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии за периоды после 01.01.2015г. до даты назначения страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.2 ст.18 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсия».
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является неработающим пенсионером. Истцом подавалось заявление о перерасчете размера пенсии за периоды после 01.01.2015г. до даты назначения страховой пенсии, в соответствии с п.2 ч.2 ст.18 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсия». 18.02.2020г. на основании его обращения ответчиком принято решение №94289/20 об отказе в перерасчете пенсии за периоды после 01.01.2015г. до даты назначения страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.2 ст.18 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсия». Отказ в перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, в связи с работой в районах Крайнего Севера, полагает незаконным. В подсчет специального стажа не включены периоды его работы в Рыбколхозе им. Чапаева, с местоположением: Приморский край, Надежденский район, р.п. Тавричанка, п. Девятый Вал, с 10.06.1981г. по 09.05.1983г. в должности гидроакустика, с 10.05.1983г. по 09.08.1991г. в должности радиста, поскольку по мнению ответчика судовые роли не относятся к документам, указанным в правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. №1015. Таким образом, по мнению ответчика не подтверждена занятость на работах в северных широтах в плавсоставе судна, которое не относится к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. В связи с чем, требуется соответствующее судебное решение. Как указано в приобщенных к исковому заявлению судовых ролях, все судна на которых он осуществлял трудовую деятельность являлись рыбопромысловыми и на каждой судовой роли проставлена отметка – выход в море разрешен без права захода в иностранный порт. Такое указание свидетельствует о возможности и праве выхода их судна в открытое море. так например. в судовой роли за 1988г. проставлена отметка о переходе до острова Успения самостоятельно, с переходом до ОМЭ в сопровождении дизельэлектрохода. В судовой роли за 10.01.1985г. и 16.01.1984г. выход в море осуществлялся с рыболовным сейнером «Почетный», что также подтверждает выход в море, в том числе с сопровождением рыбоперевозчика ТХ «Алтайские горы». Данные факты безусловно подтверждают осуществление судном на котором находился рыбопромысловых трудовых функций с выходом в открытое море в Северных широтах. Поскольку особенно в зимний период выход без сопровождения мог быть опасным для судна и экипажа. Приморский краевой союз рыболовецких колхозов подтверждает работу промысловых рыболовных судов, принадлежащих колхозу им. Чапаева, в районах Камчато-Курильской, Западно-Камчатской, Северо-Охотской подзонах Охотского моря и в Тихом океане в районе Южных Курил. Таким образом, подтверждается его работа в районах Крайнего Севера. Следует отметить, что выход иные данные рыболовных судов из порта Владивосток к Камчато-Курильскую (Охотоморскую) экспедицию сопровождался в обязательном порядке судном сопровождения крупного тоннажа до города Северо-Курильск. Брали приход для работы в указанной экспедиции. Все суда, указанные в судовых ролях, ежегодно в 1-2 кварталах работали на добыче минтая в районах Камчато-Курильской (Охотоморской) экспедиции. Затем, в 3-4 кварталах, переходили работать на о. Шикотан пос. Малокурильск Сахалинской области на промысле сайры. Ежедневно, в указанном районе, брали приход и отход, сдавали рыбу в рыбозаводы. После работы на промысле, базировались на берегу о. Шикотан, запасались продуктами питания, топливом, льдом на срок до полутора суток. Работа на промысле любого вида рыбы шла круглосуточно. С середины октября переоборудовались на о. Шикотан для промысла сельди в Северо-Охотской подзоне Охотского моря (г. Магадан). Лов продолжался до середины ноября, до тех пор, пока позволяла погода. Таким образом, внушительную часть рабочего времени они находились на о. Шикотан и занимались выгрузкой и размещением полученного в море улова (сдачей улова в рыбозавод). По завершении сельдевой путины уходили в порт Владивосток для проведения ремонтных и профилактических работ на судне и переоборудования на ловлю минтая. В таком режиме проходила работа истца в течении 20 лет. Вышеуказанные документы абсолютно доказывают факт того, что его трудовая деятельность протекала в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Следовательно, он имеет право на получение пенсии в повышенном размере (так называемой «северной» пенсии). Приобщенные к исковому заявлению судовые роли, подтверждают, что все судна, на которых он осуществлял трудовую деятельность являлись рыбопромысловыми и на каждой судовой роли проставлена отметка – выход в море разрешен без права захода в иностранный порт. Такое указание свидетельствует о возможности и праве выхода их судна в открытое море пределах территориального моря РФ, т.е. в пределах территорий, приравненных к территориям Крайнего Севера.
Истец Солопин А.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковой заявлении.
Представитель истца Солопина А.С. по доверенности Левых А.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Центр ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области по доверенности Караева О.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, просит отказать в их удовлетворении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии ч.ч.1,2 ст.46 Конституции РФ:
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2005 N 231-О, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.
Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2005 N 231-О, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Согласно п. 2 ст. 3 указанного Федерального закона страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.01.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (с 01.01.2015) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрен порядок сохранения и конвертации пенсионных прав, приобретенных ранее. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их преобразования в расчетный пенсионный капитал в соответствии со ст. 30 Федерального закона.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи (ч. 2 ст. 30 ФЗ).
На основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно п.п.1 п.1 ст.30 указанного закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 – мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно п.2,3 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Судом установлено, что Солопин А.С. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с п.9 ст.27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г.
Солопин А.С. обратился в УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии за не страховые периоды после 01.01.2015г. до даты назначения страховой пенсии.
Решением УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда №94289/20 от 18.02.2020г. отказано в перерасчете пенсии..
Согласно п. 1 ст. 17 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с п. 2 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2002 N 407, расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 01.01.2002.
В соответствии с п. 11 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца производится применительно к порядку, предусмотренному п. 6 ст. 17 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", за весь период, начиная с 01.01.2002 до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (в редакции от 03.10.2018), под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ч.1 ст.11 того же Федерального закона (далее ФЗ «О страховых пенсиях»), в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части1 статьи4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как указано в п.8 ст.13 ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Исходя из содержания п.1 и п.2 ст.14 ФЗ «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а после указанной регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По смыслу п.п.10, 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015), периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также трудовой книжкой, а в случае, когда в указанных сведениях либо в трудовой книжке содержатся неполные данные о периодах работы либо такие данные отсутствуют, периоды работы могут быть подтверждены трудовой книжкой, письменными трудовыми договорами, справками, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписками из приказов, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы.
В силу ч.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).
Пунктом 6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к данному Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 данного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Аналогичные положения содержались также в п.6 ч.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и в ст.14 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (при этом возраст, по достижении которого мужчины имели право на досрочное назначение пенсии, составлял 55 лет).
Согласно ч.2 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях», при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001.
Из положений ч.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» следует, что гражданам, указанным в пункте 6 части 1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях», которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к данному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
На основании ст.28 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в соответствии с п.13 ст.26 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ утратила силу с 01.01.2005), при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчислялся в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях (утв. постановлением СМ СССР от 10.11.1967№1029) к районам Крайнего Севера отнесена Приморский край.
Исходя из содержания п.9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой.
К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс.
К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.
Согласно копии трудовой книжки Солопин А.С. 10.06.1981г. принят в члены колхоза им. Чапаева в порядке перевода и назначен гидроакустиком на рс «Бальзин», 10.05.1983г. радист рс «Бальзин», 14.11.1983г. радист рс «Почетный», 25.11.1985г. радист рс «Невон», 09.08.1991г. начальник радиостанции РС Кипучий.
В соответствии с ответом Приморского краевого союза рыболовецких колхозов, рыболовецкий колхоз им. Чапаева до 2000г. входил в состав Приморского Крайрыбакуолхозсоюза. Промысловые, рыболовные суда – РС «Бальзин», РС «Почетный», РС «Невон», РС «Кипучий», СТР «Климовка», СТР «Чапаево», принадлежавшие колхозу им. Чапаева осуществляли лов рыбы в составе промысловых экспедиций Государственного производственного объединения «Дальрыба». Все перечисленные суда ежегодно в 1-2 кварталах работали на добыче минтая в районах Камчато-Курильской, Западно-Камчатской и Северо-Охотоморской подзонах Охотского моря, в 3-4 квартала – на добыче сельди в Северо-Охотоморской подзоне Охотского моря и в Тихом океане в районах Южных Курил на добыче сайры.
Кроме того, в материалы дела истцом представлены копии судовых ролей, подтверждающих работу истца в плавсоставе на суднах, которые не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Исследовав представленные сторонами письменные доказательства в совокупности с объяснениями истца, суд полагает необоснованными произвольные выводы ответчика, сводящиеся к формальным основаниям, о недостоверности сведений, содержащихся в трудовой книжке истца, и считает подлежащими включению в страховой стаж периода работы с 05.02.1981г. по 09.08.1991г. членом рыбколхоза им. Чапаева.
Как определено пунктом 7 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости.
Перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как определено положениями пунктов 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Согласно пункта 2 статьи 20 Федерального закона от дата N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 № 17/19пб утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Данные Правила регулируют процедуру обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости, долей страховой части трудовой пенсии по старости) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим) в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», процедуру рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда РФ этих обращений, определяют порядок назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую.
В соответствии с пунктом 28 Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда РФ (кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил). Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.
Из анализа указанных положений закона следует, что заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов. Соответственно, определяется день и период перерасчета пенсии - в зависимости от даты приема заявления со всеми необходимыми документами, подтверждающими наличие основания для проведения перерасчета, а также обязательно должна быть установлена вина органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в несвоевременной выплате пенсионеру причитающихся сумм.
В силу ч.1 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Поскольку перерасчет осуществляется только по заявлению пенсионера и при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет с 12.02.2020г. (с момента обращения).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Солопина Александра Сергеевича к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера пенсии, возложении обязанности засчитать периоды работы, произвести перерасчет размера пенсии – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда от 18.02.2020г. №94289/20 об отказе Солопину Александру Сергеевичу в перерасчете размера пенсии.
Обязать Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 включить в специальный трудовой стаж работы (стаж работы в районах Крайнего Севера) Солопина Александра Сергеевича период работы с 05.02.1981г. по 09.08.1991г. членом рыбколхоза им. Чапаева.
Обязать Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 перерасчет пенсии Солопину Александру Сергеевичу с 12.02.2020г. (с момента обращения).
В удовлетворении остальной части исковых требований Солопина Александра Сергеевича к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии за периоды после 01.01.2015г. до даты назначения страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.2 ст.18 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсия» – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья В.Ф. Лазаренко
Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2020 года.
Судья В.Ф. Лазаренко