РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тулун 27 ноября 2018 г.
Тулунский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи – Томилко Е.В.,
при секретаре – Беликовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1414/2018 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России *** по **** к Романенко Л.В. о взыскании обязательных платежей и пеней,
установил:
Межрайонная ИФНС России *** по **** обратилась в суд с исковым заявлением к Романенко Л.В. о взыскании обязательных платежей и пеней.
В обоснование заявленных административных исковых требований Межрайонная ИФНС России *** по **** указала, что административный ответчик является собственником:
транспортного средства: BMW, государственный регистрационный знак В ***, дата возникновения собственности ......;
земельного участка площадью 8353 кв.м., расположенного по адресу: ****Б, кадастровый ***, дата возникновения собственности ......, дата отчуждения собственности ......;
земельного участка площадью 1220 кв.м., расположенного по адресу: ****А, кадастровый ***, дата возникновения собственности ......;
здания (строения, сооружения) расположенного по адресу: ****Б пом.1, дата возникновения собственности ......, дата отчуждения собственности ......;
здания (строения, сооружения) расположенного по адресу: ****Б, пом.2, дата возникновения собственности ......, дата отчуждения собственности ......;
жилой дом, расположенный по адресу: ****А, дата возникновения собственности .......
За 2015 и 2016 года налогоплательщиком не уплачены транспортный и земельный налоги в размере 230625 рублей.
В связи с наличием недоимки по налогу налогоплательщику были направлены требования, которые до настоящего времени не исполнены, налоги в бюджет не поступили.
Просит взыскать с Романенко Л.В. задолженность в общей сумме 274064 рубля 20 копеек за период 2015-2016 года, в том числе: по транспортному налогу физических лиц в размере 8 624 рубля 47 копеек, в том числе: транспортный налог в размере 6 440 рублей 00 копеек, пеню в размере 2 184 рубля 47 копеек; земельный налог в размере 222972 рубля 00 копеек, пеню в размере 42467 рублей 73 копейки.
В судебное заседание представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России *** по **** не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судом надлежаще, о чем в деле имеются доказательства.
Представитель административного истца М., действующий на основании доверенности *** от ......, сроком действия по ......, диплом ВСГ 5318057, представил отзыв по возражениям (л.д.46-48).
Административный ответчик Романенко Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялась судом надлежащим образом, по указанному в административном исковом заявлении и в определении об отмене судебного приказа адресу, однако в адрес суда вернулся конверт с отметкой «по истечении срока хранения».
Согласно части 2 статьи 289Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явкуобязательной.
Административный ответчик Романенко Л.В. представила возражения, в которых просила в требованиях отказать (л.д.40-43).
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичная норма содержится в пп. 1 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу положений ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
Транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных названной главой (ч. 1, 2 ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст. ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации).
Перечень налоговых ставок приведен в ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Романенко Л.В. является собственником транспортного средства BMW, государственный регистрационный знак В ***, дата возникновения собственности ...... (л.д.).
В силу ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Из приведенных норм следует, что регистрация транспортных средств носит учетный характер, осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, и сама по себе не является основанием для прекращения или возникновения права собственности, однако налогоплательщиками транспортного налога в силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства.
Таким образом, Романенко Л.В. как лицо, на которого зарегистрировано транспортное средство, являлся плательщиком транспортного налога за 2016 год.
В силу п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога в соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса РФ Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Романенко Л.В. является собственником земельных участков: земельного участка площадью 8353 кв.м., расположенного по адресу: ****Б, кадастровый ***, дата возникновения собственности ......, дата отчуждения собственности ......;
земельного участка площадью 1220 кв.м., расположенного по адресу: ****А, кадастровый ***, дата возникновения собственности ......;
здания (строения, сооружения) расположенного по адресу: ****Б пом.1, дата возникновения собственности ......, дата отчуждения собственности ......;
здания (строения, сооружения) расположенного по адресу: ****Б, пом.2, дата возникновения собственности ......, дата отчуждения собственности ...... (л.д. 24-26).
В соответствии с п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом названного пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором названного пункта.
Из материалов настоящего административного дела следует, что налоговое уведомление *** от ...... об уплате транспортного и земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 206 097 рублей 00 копеек в срок до ...... направлено Романенко Л.В. ...... (л.д.17-18, 19).
Налоговое уведомление *** от ...... об уплате транспортного и земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 179 456 рублей 00 копеек в срок до ...... направлено Романенко Л.В. ...... (л.д.20-21, 22).
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Административным ответчиком Романенко Л.В. в возражениях, указано, что в удовлетворении административного искового заявления следует отказать в связи с оплатой транспортного налога за 2016 год, а также в связи с пропуском срока.
Разрешая указанные доводы, суд руководствуется следующим.
Как усматривается из материалов дела, в связи с неуплатой Романенко Л.В. обязательных платежей и пеней, ей – ...... направлено требование *** по состоянию на ...... об уплате транспортного и земельного налогов, налога на имущество физических лиц, пеней за 2015 - 2016 года в размере 326 795 рублей 00 копеек (л.д.13,14), повторное требование *** по состоянию на ...... об уплате транспортного и земельного налогов, налога на имущество физических лиц, пеней за 2015 - 2016 года в размере 177 499 рублей 39 копеек направлено Романенко Л.В. ...... (л.д.15,16).
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Требование налогового органа Романенко Л.В. в добровольном порядке не исполнены, в связи с чем, Межрайонная ИФНС России *** по **** обратилась к мировому судье судебного участка *** **** и ****, и.о. мирового судьи судебного участка *** **** и **** с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей.
Как следует из определения об отмене судебного приказа от ......, ...... на основании заявления Межрайонной ИФНС России *** по **** был выдан судебный приказ о взыскании с Романенко Л.В. обязательных платежей по транспортному налогу физических лиц, по налогу на имущество физических лиц, пеней по налогу на имущество с физических лиц, по земельному налогу с физических лиц, пеней по земельному налогу с физических лиц и государственной пошлины.
...... судебный приказ ***»а***2018 отменен мировым судьей судебного участка *** **** и **** в связи с поступившими возражениями (л.д.10).
В силу ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации ***, Пленума ВАС Российской Федерации *** от ...... «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ...... ***-О-О).
По транспортному и земельному налогу за 2015 год в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, то не позднее ...... такое требование должно было быть направлено Романенко Л.В., однако, такое требование было направлено в нарушение требований ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации только ...... (л.д.13-14).
Таким образом, предусмотренный абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок для взыскания задолженности по земельному и
транспортному налогам за 2015 год, истек еще ......, тогда как иск в суд подан ...... входящий номер ***.
По транспортному и земельному налогам за 2016 год в соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Так как в соответствии со ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, то не позднее ......, такое требование должно было быть направлено Романенко Л.В., однако такое требование направлено в нарушение требований ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации только 15.12.2017
Тем не менее, предусмотренный абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок для взыскания задолженности за 2016 год, истекает только ......
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика Романенко Л.В. задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 111486 рублей 00 копеек (7432394 рублей (кадастровая стоимость)х 1,50% (налоговая ставка)х12 (месяцев)).
При этом суд учитывает, что согласно представленного к возражениям чек-ордера следует, что ...... Романенко Л.В. произвела оплату транспортного налога в размере 6440 рублей, при этом в данном чек-ордере указано, что оплата произведена по постановлению ...... (л.д.44).
Таким образом, задолженность по транспортному налогу за 2016 год, в
размере 6440 рублей, уплачена в добровольном порядке ......, в связи с чем, требование о взыскании транспортного налога за 2016 год удовлетворению не подлежит.
Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. п. 1, 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, которой согласно ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам (п. 8 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что в добровольном порядке обязанность по уплате транспортного налога Романенко Л.В. произведена ...... (л.д.44), в связи с чем, с административного ответчика Романенко Л.В. подлежит взысканию пеня по транспортному налогу в размере 10 рублей 63 копейки, кроме того, поскольку, административным ответчиком Романенко Л.В. не исполнена обязанность по уплате земельного налога за 2016 год, то с неё подлежит взысканию пеня по земельному налогу за 2016 год в размере 183 рубля 95 копеек, согласно расчету пеней (л.д.23). Расчет пеней проверен судом, не оспорен административным ответчиком и признается верным.
Суд не может принять доводы административного ответчика Романенко Л.В. о том, что административное исковое заявление подано и подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и подачу в суд
Как усматривается из материалов административного дела, административное исковое заявление подписано начальником Межрайонной ИФНС России *** по **** Ш.. В подтверждение полномочий начальника представлена копия приказа о назначении № *** от ......, из которой следует, что со Ш. заключен срочный служебный контракт по должности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по **** сроком на 1 год (л.д.29).
Однако в тот же день не представлялось возможным подать административное исковое заявление в суд, поскольку перед подачей административного искового заявления административным истцом необходимо было выполнить требования ч. 7 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. После выполнения данных требований и было подано административное исковое заявление. Следовательно, следует считать, что административное исковое заявление было подано лицом обладающим правом на подачу данного заявления.
Кроме того, как следует из копии приказа о назначении № ***@ от ......, Ш. продлен срок замещения должности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по **** сроком на 2 года до ...... (л.д.58).
Частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Административный истец в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от её уплаты.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.
Следовательно, в соответствии с вышеуказанными нормами закона, исходя из суммы удовлетворенных исковых требований, с Романенко Л.В. в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 3 433 рубля 61 копейка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России *** по **** к Романенко Л.В. о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично.
Взыскать с Романенко Л.В. в пользу Межрайонной ИФНС России *** по **** задолженность по налогам за 2016 год в размере 111 680 рублей 58 копеек, в том числе: земельный налог в размере 111 486 рублей 00 копеек; пеню по земельному налогу в размере 183 рубля 95 копеек; пеню по транспортному налогу в размере 10 рублей 63 копейки.
Взыскать с Романенко Л.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 433 рубля 61 копейку.
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России *** по **** к Романенко Л.В. о взыскании земельного налога за 2015 год в размере 104876 рублей 00 копеек, пеней по земельному налогу в размере 42283 рубля 78 копеек, транспортного налога в размере 6440 рублей 00 копеек и пеней в размере 2173 рубля 84 копейки отказать.
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу могут быть поданы в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В.Томилко