Дело № 12-41/2018 Копия
Р Е Ш Е Н И Е
26 июня 2018 года Пермский край г. Очер
Судья Очерского районного суда Пермского края Гилёва О.М.,
при секретаре судебного заседания Шардаковой С.Е.,
рассмотрев жалобу представителя ОАО «Пермские сельские леса» Лущенко К.К. на постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства управления Федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении ОАО «Пермские сельские леса» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
вышеуказанным постановлением ОАО «Пермские сельские леса» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в сумме 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ОАО «Пермские сельские леса» Лущенко К.К. подал на него жалобу, в которой просит указанное постановление отменить, производство по деле прекратить.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее Министерство) и ОАО «Пермские сельские леса» (далее Общество) был заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № для заготовки древесины на территории ГКУ «Очерское лесничество». При проведении освидетельствования мест рубок в июне 2017 года, лесничим Очерского участкового лесничества ГКУ «Очерское лесничество» были осмотрены места рубок совместно с представителем Общества, выявленные нарушения, зафиксированные в акте, а именно в квартале № выдел <адрес> Очерского участкового лесничества, ГКУ Очерское лесничество» на лесосеке площадью 2,5 га: оставлена не вывезенная в установленный срок древесина в объеме 43 м3, не отчищена от порубочных остатков площадь 1,2 га. Должностным лицом не принято во внимание, что постановлением Правительства Пермского края от 11.11.2013 г. № 1556-П исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляющими полномочия отраслевого органа, определено Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Единственным учредителем ОАО «Пермские сельские леса» является Пермский край в лице Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям. Определением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № в отношении ОАО «Пермские сельские леса» была введена процедура наблюдения. Определением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «Пермские сельские леса» введено внешнее управление. Решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «Пермские сельские леса» открыта процедура конкурсного производства. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ отстранен от должности конкурсного управляющего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ на должность конкурсного управляющего ОАО «Пермские сельские леса» назначен ФИО5 В состав конкурсной массы должника включены имущественные права по договорам аренды лесных участков, указанные имущественные права подлежат реализации в составе имущества должника, в целях удовлетворения требований кредиторов, таким образом, расторжение указанных договоров приведет к существенному нарушению прав третьих лиц – кредиторов, в том числе и Министерства. Целью процедуры конкурсного производства является соразмерное и максимальное удовлетворение требований кредиторов должника, а не ведение хозяйственной деятельности. Право аренды лесных участков является главным ликвидным активом, за счет которого может быть погашен реестр требований кредиторов должника. Общество является предприятием лесной отрасли, при использовании лесных участков в виде продажи леса на корню, могут погашаться требования по текущим платежам, за счет реализации права аренды лесных участков может быть сформирована достаточная конкурсная масса должника. Общество не может самостоятельно осуществлять заготовку древесины по заключенным договорам аренды лесфонда, в связи с чем приходится заключать договоры продажи леса на корню. Согласно данным договорам ответственность за соблюдение лесного законодательства возложена на покупателя. Таким образом, между Общество и ООО «Строитель» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи древесины, согласно которого Общество обязалось передать Покупателю ликвидную древесину по лесной декларации № от ДД.ММ.ГГГГ в объеме 743 м3 в квартале № выдел №, а Покупатель обязался осуществить заготовку древесины с соблюдением действующего законодательства (п.2.1 договора). Полагает, что допущенное правонарушение было со стороны ООО «Строитель», осуществляющим рубку древесины на данном лесном участке, которое и должно нести соответствующую ответственность согласно договора купли-продажи.
Представитель заявителя ОАО «Пермские сельские леса» ФИО2, извещенный о дате и времени заседания, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении жалобы настаивает.
Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО6, извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствии. В письменном отзыве на жалобу представителя ОАО «Пермские сельские леса» просил оставить ее без удовлетворения, а обжалуемое постановление без изменения. Указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ между Агентством по природопользованию Пермского края и Государственным краевым унитарным предприятием «Пермские сельские леса» (в настоящее время ОАО «Пермские сельские леса») заключен договор аренды лесного участка №. На основании данного Договора ОАО «Пермские сельские леса» арендует лесной участок с целью заготовки древесины.
Лесной участок площадью № га. местоположение лесного участка - <адрес>, Очерский муниципальный район, ГКУ «Очерское лесничество», в кварталах Очерского сельского участкового лесничества. Срок действия договора от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № на основании лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ №, ОАО «Пермсельлес» срок действия которой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проведена сплошная рубка на лесном участке, расположенном в квартале №, выделе <адрес> Очерского участкового лесничества, ГКУ «Очерское лесничество» площадью 2,5 га (фактически вырублено 2,5 га).
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.
Согласно п.п. «з» п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, предусмотрено, что при проведении рубок лесных насаждений не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, предусмотрено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417, предусматривает, что при проведении очистки мест порубок (лесосек) осуществляются весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время.
Изложенные требования лесного законодательства ОАО «Пермские сельские леса», не выполняются.
Так, ДД.ММ.ГГГГ лесничим Очерского участкового лесничества ГКУ «Очерское лесничество» ФИО7 составлен Акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) в присутствии представителя ОАО «Пермские сельские леса» ФИО8, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ на лесосеке, пройденной сплошной рубкой на основании лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ №, ОАО «Пермские сельские леса» по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Актом установлено, что в квартале №, выделе <адрес> Очерского участкового лесничества, ГКУ «Очерское лесничество» на лесосеке площадью 2,5 га: оставлена не вывезенная в установленный срок древесина в объеме 43,0 м3; не очищена от порубочных остатков площадь 1,2 га.
Нарушение Правил пожарной безопасности в лесах образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Субъектом правонарушения является юридическое лицо - ОАО «Пермские сельские леса».
ОАО «Пермские сельские леса» в соответствии с законодательством обязано было соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, возможность для соблюдения указанных Правил у ОАО «Пермские сельские леса» имелась, но все зависящие от него меры по соблюдению лесного законодательства предприняты не были.
Имеющийся договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № не освобождает ОАО «Пермские сельские леса» от ответственности.
Изучив материалы дела, материалы предоставленного дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Пермские сельские леса», судья приходит к следующему выводу.
Ответственность по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Рассматриваемое правонарушение посягает также и на установленный порядок управления, связанный с выполнением служебных обязанностей должностными лицами организаций, ответственными за соблюдение правил, нормативов, стандартов и требований в области пожарной безопасности в лесах России. Таким образом, объект посягательства данного правонарушения имеет комплексный характер.
Из части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно п.п. «з» п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 г. № 474, предусмотрено, что при проведении рубок лесных насаждений не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Согласно п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417, предусматривает, что при проведении очистки мест порубок (лесосек) осуществляются весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в результате осмотра лесничим Очерского участкового лесничества ГКУ «Очерское лесничество» ФИО7 в присутствии представителя ОАО «Пермские сельские леса» на лесосеке в квартале 15 видел 14 ГЗЗ «Токаринский» было выявлено нарушение – оставление невывезенной в срок древесины в объеме 1,2 га, неудовлетворительная очистка мест рубки.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужило то обстоятельство, что при проведении освидетельствования мест рубок по окончании работ по заготовке древесины должностным лицом участкового лесничества выявлено нарушение лесного законодательства, а именно: не очистка мест рубок от порубочных остатков, оставление древесины, не вывезенной в срок,
Факт совершения ОАО «Пермские сельские леса» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден совокупностью исследованных доказательств: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; актом осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) № от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей к акту; договором аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ для заготовки древесины; лесной декларацией № от ДД.ММ.ГГГГ; технологической картой разработки лесосек в квартале № выдел 14 ГКУ «Очерское лесничество» Очерское участковое лесничество.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между Агентством по природопользованию <адрес> и ГКУП "Пермсельлес" (в настоящее время ОАО «Пермсельлес») заключен договор аренды лесного участка № на срок до ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ОАО "Пермсельлес" арендует лесной участок площадью 11426,1 га, в том числе земли лесного фонда, находящиеся в Очерском муниципальном районе, ГКУ «Очерское лесничество» Очерское сельское участковое лесничество (Госземзапас «Токаринский») кварталы 1-3, 5, 6 (за исключением части выделов 6, 12, 13), 7-10, 14, 15, 16 (за исключением части выделов 10, 12, 13, 16, 17, 20). На основании лесной декларации, принятой Министерством природных ресурсов лесного хозяйства и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ОАО "Пермсельлес" осуществляло заготовку древесины на лесном участке, предоставленном в аренду постоянное (бессрочное) пользование Очерского лесничества Пермского края.
Согласно пункту 15 вышеуказанного договора аренды лесного участка арендатор несет ответственность в случае нарушения правил пожарной безопасности в лесах.
ФИО5 на основании определения арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ является конкурсным управляющим ОАО «Пермские лесные леса».
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
При таких обстоятельствах, поскольку на основании договора аренды ОАО «Пермские сельские леса», конкурсный управляющим которого является ФИО5, несет ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, в связи с чем ОАО «Пермские сельские леса» обосновано должностным лицом привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,
Указанные выше доказательства, послужившие для привлечения ОАО «Пермские сельские леса» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, являются относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для установления вины Общества во вмененном правонарушении, оснований не доверять представленным доказательствам у суда не имеется.
Заключение договора купли-продажи между ОАО ««Пермские сельские леса» и ООО «Строитель» не освобождает ОАО ««Пермские сельские леса» от ответственности по соблюдению требований Правил пожарной безопасности в лесах, поскольку публично-правовая ответственность не может быть переложена на иных лиц в рамках гражданско-правовых отношений путем включения в договор соответствующих условий. Кроме того, указанный договор определяет порядок передачу в собственность ликвидной древесины, а не регулируют вопросы административной ответственности.
Таким образом, ОАО «Пермские сельские леса» является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № участок предоставлен именно ОАО «Пермские сельские леса».
Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края доказано наличие в действиях ОАО «Пермские сельские леса» состава вменяемого ему административного правонарушения, порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную законодательством обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах, Обществом не представлено.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о законности и обоснованности принятого по делу постановления.
Иные доводы представителя заявителя не могут повлечь отмену оспариваемого решения должностного лица.
Каких-либо оснований для отмены или изменения постановления, в том числе по доводам жалобы, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства управления Федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении ОАО «Пермские сельские леса» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу представителя ОАО «Пермские сельские леса» ФИО2 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья
Копия верна: судья
Секретарь судебного заседания