2-939/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
3 августа 2017 года село Иглино
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сулейманова Т.М.,
с участием помощника прокурора Иглинского района Республики Башкортостан Ахметшиной Я.Т.,
при секретаре Калимуллиной А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иглинского района РБ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Ильясову С.С. об обязании пройти медицинский осмотр по эпидемическим показаниям,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Иглинского района Республики Башкортостан обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Ильясову С.С. об обязании пройти медицинский осмотр по эпидемическим показаниям, указывая в обоснование, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о предупреждении распространения туберкулеза, установлено, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ стоит на диспансерном учете наркологического кабинета ГБУЗ РБ Иглинская ЦРБ, при этом плановое флюорографическое обследование и медицинские осмотры в указанном учреждении не проходит. Со ссылкой на Федеральные законы от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от ДД.ММ.ГГГГ № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», постановление правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», истец полагает, что не прохождение ответчиком медицинского осмотра подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, проживающих на территории Иглинского района, затрагивает их права, свободы и законные интересы, в связи с чем, просит суд обязать ответчика пройти медицинский осмотр по эпидемическим показаниям в ГБУЗ РБ Иглинская ЦРБ в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик Ильясов С.С. на судебное заседание также не явился, судебное извещение, направленное по известному суду адресу, возвращено с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения.
В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как усматривается ответчик не явился в почтовое отделение за получением извещения.
Указанное свидетельствует о надлежащем исполнении судом обязанности по извещению сторон о дне судебного разбирательства предусмотренного статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, лишивших его возможности являться за судебными уведомлениями в отделение связи, ответчиком не представлено. Применительно к Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221 "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи", ч. 2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неявку за получением заказного письма и судебным извещением следует считать отказом от получения судебного извещения. Неблагоприятные последствия, в связи с не получением судебных уведомлений, несет само лицо, в силу ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих деле, при принятии судом предусмотренных законом мер для их извещения и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, извещенных судом в предусмотренном законом порядке, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.
Принимая во внимание изложенное, суд с учетом того, что судом предприняты все предусмотренные меры для извещения ответчика о времени и месте рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Представитель третьего лица ГБУЗ РБ Иглинская ЦРБ на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании ч. 4,5 ст. 167 ГПК РФ с учетом мнений лиц участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, представителя третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и не просивших рассмотреть дело в их отсутствие.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Ахметшина Я.Т. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Ахметшиной Я.Т., исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина) осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» профилактика туберкулеза - совокупность мероприятий, направленных на раннее выявление туберкулеза в целях предупреждения его распространения.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» - в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
В силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в специализированные медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения.
В целях реализации положений Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2001 года № 892 утвержден Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, который устанавливает основные требования к проведению профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза.
В частности, согласно п. п. 2 и 5 Постановления Правительства РФ N 892 от 25 декабря 2001 года "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" профилактические медицинские осмотры населения направлены на своевременное выявление туберкулеза и проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства, работы, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях в соответствии с инструкцией о проведении профилактических медицинских осмотров населения, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Население подлежит профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года.
Пунктом 1.3. Санитарно-эпидемиологических правил СП3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 г. N 60 (далее "Правила"), установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц. В целях раннего выявления туберкулеза у взрослого населения прохождению профилактических медицинских осмотров подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (пункт 4.1. Правил).
В соответствии с п. 4.4 Правил медицинскими организациями, обслуживающими взрослое население, обеспечивается проведение профилактических медицинских осмотров населения, прикрепленного к медицинской организации, с целью раннего выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года. В субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях с показателем заболеваемости населения туберкулезом 60 и более случаев на 100 тысяч населения в год - не реже 1 раза в год.
По эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия: или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год (п. 4.12 Правил).
Статьей 16 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" установлено, что нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Из представленной ГБУЗ РБ Иглинская ЦРБ информации, следует, что Ильясов С.С. с 2010 года состоит на учете в наркологическом кабинете.
Судом установлено, что Ильясов С.С. с ДД.ММ.ГГГГ года по вопросу прохождения флюорографического обследования в медицинские учреждения не обращался.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд находит, что уклонение Ильясова С.С. от прохождения профилактических медицинских осмотров в целях предупреждения распространения туберкулеза создает угрозу не только своему здоровью, но и подвергает опасности жизнь и здоровье других граждан, круг которых определить не представляется возможным, то есть застрагивает их права, свободы и законные интересы.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Иглинского района Республики Башкортостан в защиту интересах неопределенного круга лиц об обязании пройти медицинский осмотр по эпидемическим показаниям подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что при подаче иска прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает, что с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб., от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Иглинского района Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать Ильясова С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, пройти медицинский осмотр по эпидемическим показаниям в ГБУЗ РБ Иглинская ЦРБ в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Ильясова С.С. в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Т.М.Сулейманов