Дело № 2-592/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2015 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего Ежелевой Е.А., при секретаре Буренковой М.В., с участием истца ФИО5, ФИО4 истца ФИО17, ФИО4 ответчиков: Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края ФИО12, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный технологический университет ФИО6 Н.Ю., Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае ФИО9, ФИО4 третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Ирбис» ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Сибирский государственный технологический университет», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю о признании права собственности на земельный участок, прекращении права собственности на данный участок Российской Федерации, исключении из ГКН сведений о спорном земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее – Министерство), Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Сибирский государственный технологический университет» (далее – СИБГТУ), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (далее – Территориальное управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»), в котором после уточнения просит:
- признать за ним право собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования – для ведения садоводства, имеющий следующие геодезические данные: точка 1 Х 627044.78, Y 80550.06, точка 2 Х 627043.21, Y 80554.24, точка 3 Х 627039.33, Y 80564.87, точка 4 Х 627032.98, Y 80582.61, точка 5 Х 627031.71, Y 80584.77, точка 6 Х 627025.88, Y 80582.94, точка 7 Х 627024.85, Y 80582.02, точка 8 Х 627013.44, Y 80576.93, точка 9 Х 627011.36, Y 80567.32, точка 10 Х 627007.99, Y 80565.47, точка 11Х 627021.82, Y 80538.84, точка 1 Х 627044.78, Y 80550.06;
- обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» исключить из ГКН из сведений о земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем на праве бессрочного пользования ФИО4, сведения о земельном участке площадью 1000 кв.м. в точках 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-1, указанных на плане границ, изготовленном Обществом с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Ирбис» (далее ООО «ПКФ «Ирбис»), от ДД.ММ.ГГГГ и внести соответствующие изменения в сведения о границах и площадях земельных участков с кадастровыми номерами №;
- прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № в части земельного участка, расположенного в квартале 48 в точках 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-1, указанных на плане границ, изготовленном Обществом с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Ирбис», имеющих вышеуказанные геодезические данные (том 1 л.д. 3-8, 211-213).
В обоснование иска указано, что Решением Советского районного Совета депутатов трудящихся г. Красноярска от 10 февраля 1958 года на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 23 октября 1957 года № 5530-р и указания исполкома Красноярского крайсовета от 04 ноября 1957 года № 12-1522 из гослесфонда лесов первой группы учебно-опытного лесхоза СибЛТИ (СибГТУ) в постоянное пользование сотрудникам института для строительства индивидуальных дач был выделен земельный участок размером 1 га. В числе сотрудников СибЛТИ, которым были отведены земельные участки по 300 кв.м., был отец истца – ФИО3, что подтверждается протоколом заседания исполкома Советского районного Совета депутатов трудящихся от 10 февраля 1958 года. После смерти отца, умершего в 1971 году, указанным земельным участком, расположенным в <адрес> завод, фактическая площадь которого составляла 1000 кв.м., стал пользоваться истец – ФИО5. Постановлением главы администрации Емельяновского района № 633 от 05 октября 1992 года на основании Закона РФ «О земельной реформе» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение передать ранее предоставленные земельные участки для садоводства в собственность всем членам садоводческих товариществ на территории района. Постановлением администрации Емельяновского района № 833 от 04 декабря 1992 года за ФИО5 закреплен был земельный участок площадью 0,10 га в <адрес> завод. Емельяновским райкомземом ФИО5 выдано было свидетельство № № о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения». Сведения о земельном участке согласно кадастровому паспорту земельного участка внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером №. В связи с объединением дачников в СНТ «Заречье» в настоящее время земельный участок, имеющий кадастровый номер №, расположен по адресу: <адрес>; относится к землям сельскохозяйственного назначения. Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной председателем СНТ «Заречье» ФИО11, следует, что ФИО5 является членом садоводства, ему принадлежит участок № в СНТ «Заречье». СНТ «Заречье», в которое входит и спорный участок, расположено на территории <адрес>. Почтовый адрес данного земельного участка: <адрес> Имея намерения установить границы земельного участка, ФИО5 обратился в землеустроительную организацию ООО «ПКФ «Ирбис» для изготовления межевого плана и внесения изменений в кадастровый учет, связанных с уточнением границ земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ПКФ «Ирбис» сообщило ФИО5 о невозможности передачи изготовленного межевого плана земельного участка на внесение изменений в кадастровый учет, так как при выполнении геодезических работ по определению местоположения границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером № на местности, выявлено, что его территория включена в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на землях лесного фонда, являющегося собственностью Российской Федерации и закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГБОУ ВПО «Сибирский технологический университет». По мнению истца, при формировании данного участка (№) не выполнялись геодезические и землеустроительные работы по определению его фактического местоположения на местности, с учетом существующих земельных участков, в связи с чем все садовые участки СНТ «Заречье» включены в состав земельного участка с кадастровым номером №. Оформляя границы земельного участка с кадастровым номером № для внесения сведений о них в ГКН, ФИО4 обязан был согласовать эти границы со всеми смежными землепользователями и указать их на своих планах. Согласно кадастровой выписке и выписке из ЕГРП правообладателем земельного участка с кадастровым номером № является ФГБОУ ВПО ФИО4, которому участок передан в постоянное бессрочное пользование собственником – Российской Федерацией. Заказчиком землеустроительных работ являлся ФИО4.
Далее в обоснование иска указано, что согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП. В силу ст. 66 Земельного кодекса РСФСР, действующего на момент возникновения права пользования земельным участком, предоставление земельных участков отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» в п. 3 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" была внесена норма, согласно которой граждане, которым предоставлены садовые, огородные или дачные земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие участки в соответствии со ст. 25.2 ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. Процедура перевода земель из лесного фонда в земли сельскохозяйственного пользования была проведена на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 23 октября 1957 года № 5530-р и указания исполкома Красноярского крайсовета от 04 ноября 1957 года № 12-1522; однако спустя более 20 лет спорный земельный участок, правообладателем которого является ФИО5, оказался в границах земельного участка, переданного в пользование ФИО4, и поставленного на кадастровый учет согласно сведениям из ГКН в 2010 году, то есть через 18 лет. Порядок предоставления земель для коллективного садоводства был закреплен ст.ст. 12-14, 74 Земельного кодекса РСФСР от 01 июля 1970 года, действующего на момент предоставления земель СНТ «Заречье». В соответствии со ст. 12 ЗК РСФСР от 01 июля 1970 года предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода. Отвод земельных участков производился на основании Постановления Совета министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. В соответствии со ст. 74 ЗК РСФСР 1970 года земельные участки для коллективного садоводства предоставляются предприятиям, организациям и учреждениям из земель государственного запаса, государственного лесного фонда и несельскохозяйственного назначения за пределами пригородной и зеленой зоны городов и других населенных пунктов. При отсутствии указанных земель для коллективного садоводства могут предоставляться земельные участки из земель государственного лесного фонда, не покрытых лесом или занятых малоценными лесными насаждениями, в пригородных и зеленых зонах городов и других населенных пунктов с учетом перспективного расширения территории населенных пунктов, несельскохозяйственные угодья из земель, занятых подсобным сельским хозяйством предприятий, организаций и учреждений, и, в виде исключения, неиспользуемые чересполосные, мелкоконтурные участки и малопродуктивные угодья колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. Таким образом, действующее на момент предоставления ФИО5 земельного участка законодательство позволяло органам местного самоуправления предоставлять (отводит) земельные участки предприятиям, организациям и учреждениям для коллективного садоводства из земель государственного лесного фонда. Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Следовательно, такая категория земель, как земли сельскохозяйственного назначения, что указано в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером №, по действующему Земельному кодексу РФ в состав земель лесного фонда не входит. Так как истец фактически пользуется земельным участком № в СНТ «Заречье» с 1971 года, включение данного участка в состав земель лесного фонда при формировании и межевании земель ФИО4 является незаконным и нарушает права истца. Участок истца согласно плану границ, изготовленному кадастровым инженером ООО «ПКФ «Ирбис», находится в точках, имеющих следующие геодезические данные: точка 1 Х 627044.78, Y 80550.06, точка 2 Х 627043.21, Y 80554.24, точка 3 Х 627039.33, Y 80564.87, точка 4 Х 627032.98, Y 80582.61, точка 5 Х 627031.71, Y 80584.77, точка 6 Х 627025.88, Y 80582.94, точка 7 Х 627024.85, Y 80582.02, точка 8 Х 627013.44, Y 80576.93, точка 9 Х 627011.36, Y 80567.32, точка 10 Х 627007.99, Y 80565.47, точка 11Х 627021.82, Y 80538.84, точка 1 Х 627044.78, Y 80550.06. Именно в этих точках земельный участок истца подлежит исключению из земельного участка с кадастровым номером №.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали; в обоснование привели доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края ФИО12 иск не признала, представила письменные возражения, в которых указано, что Министерство считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку согласно ч. 3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. В силу ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Положением о Федерльном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года № 432, предусмотрено, что Росимущество осуществляет, в том числе полномочия в установленной сфере: обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов РФ по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом. Аналогичные полномочия осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае. Помимо этого, Министерство считает, что истец, заявив требования о признании права собственности на земельный участок, который уже зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией, избрал неверный способ защиты; кроме того, у истца отсутствуют доказательства тому, что спорный участок предоставлялся ему в 1992 году (том 1 л.д. 215-216).
В дополнение к доводам, изложенным в письменных возражениях, представитель ФИО12 пояснила, что испрашиваемый истцом земельный участок находится на землях лесного фонда, следовательно, он не может быть передан в собственность истца; доказательств, которые бы подтверждали, что процедура вывода земель, в которые входит спорный участок, из земель лесного фона была завершена, истцом не представлены; исходя из данных ГКН, данный участок продолжает относиться к землям лесного фонда и может быть передан в собственность только тогда, когда вышеназванная процедура вывода будет завершена. По мнению представителя ФИО12, это должно быть решение Совета Министров о выводе спорного участка из лесного фонда.
ФИО4 Н.Ю. иск не признала, представила письменный отзыв на иск, в котором указано, что земельные участки на территории Емельяновского района предоставлены были ФИО4 в целях сохранения учебной и научно-исследовательской базы Приказом по Министерству лесного хозяйства СССР, Министерству высшего образования СССР от 23 февраля 1948 года № 100/242 и Приказом по Красноярскому краевому Управлению лесного хозяйства от 23 февраля 1948 года № 23; земли лесного фонда учитывались в государственном лесном реестре; Приказом Агентства лесной отрасли Красноярского края от 19 августа 2010 года № 2384а земельный участок Караульного лесничества площадью 3979,8471 га разделен был на несколько лесных участков с уточненной площадью в соответствии с проведенным межеванием границ земельных участков; все участки поставлены на кадастровый учет; отсутствие постановки лесного участка ранее на кадастровый учет на влияет на право собственника – Российской Федерации на этот участок; границы лесного участка с кадастровым номером № определены на основе данных государственного лесного реестра, ведение которого возложено на Агентство лесной отрасли Красноярского края (в настоящее время – Министерство природных ресурсов…) и материалов лесоустройства в соответствии со ст. 69 Лесного кодекса РФ по лесным кварталам и лесотакционным выделам; право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования ФИО4 на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством. По мнению представителя ФИО6 Н.Ю., истец избрал неверный способ защиты, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (том 1 л.д. 31-32).
В дополнение к доводам, изложенным в письменном отзыве, представитель ФИО6 Н.Ю. пояснила, что испрашиваемый истцом участок по-прежнему находится на землях лесного фонда и не был выведен из них в установленном законом порядке; соответствующее решение об этом отсутствует; помимо этого, исходя из тех документов, на которые истец ссылается в своем исковом заявлении - распоряжение Совета Министров РСФСР от 23 октября 1957 года № 5530-р, участок предоставлялся не ему самому, а его отцу ФИО5, площадью не 1000 кв.м., а 300 кв.м., и не в 48 квартале, а в 52, о чем свидетельствует запись в Книге отвода и приемки земель гослесфонда, которая ведется с 1955 года. По мнению представителя ФИО6 Н.Ю., Администрация Емельяновского района незаконно предоставляла земельные участки из земель лесного фонда, поэтому, чтобы теперь участок истца вывести из состава земель лесного фонда, необходимо пройти определенную процедуру, предусмотренную Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в конце которой получить разрешение Правительства РФ. В настоящее время по распоряжению Губернатора Красноярского края такая работа уже начата (заказано межевание всех земель лесного фонда в Емельяновском районе), однако на ее проведение потребуется время.
Ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать полностью, ссылаясь на то, что вопросы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, в том числе вопросы аннулирования и исключения сведений из ГКН, внесения изменений, регулирует Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; аннулирование и исключение из ГКН сведений осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о кадастре, в отношении сведений с «временным» статусом (ст.ст. 24, 25); сведения о земельном участке с кадастровым номером № не являются временными, а имеют статус «учтенный»; право постоянного (бессрочного) пользования принадлежит ФИО4, следовательно, данные сведения не могут быть аннулированы и исключены из ГКН; произвольное (не в соответствии с Законом о кадастре) исключение из ГКН сведений может привести к нарушению прав собственников земельного участка, полагающихся на соответствующие записи в кадастре об объекте недвижимости; кроме того, аннулирование и исключение отдельных сведений, например, в каких-то точках, не предусмотрено Законом о кадастре; внесение изменений в границы и площадь земельных участков согласно ст. 22 Закона о кадастре осуществляется на основании заявления и межевого плана, подготовленных по установленной форме; согласно п. 19 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 года № 412, межевой план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных; таким образом, документ, предусматривающий внесение в ГКН изменений о земельном участке, представленный не в виде межевого плана в указанном формате, в том числе, решение суда, делает невозможным внесение изменений в ГКН, а в случае с решением суда – невозможность его исполнения. По мнению данного ответчика, решение суда может стать основанием для кадастровых работ, результатом которых является межевой план. Также ответчик полагает, что у него отсутствует обязанность перед истцом по совершению каких-либо действий, поскольку правоотношения по кадастровому учету между истцом и Кадастровой палатой отсутствуют, истец не обжалует решения или действия Кадастровой палаты; по требованиям о признании права собственности на земельный участок и прекращении права собственности Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не относится к органам, предоставляющим земельные участки гражданам, а также не является регистрирующим права на недвижимость органом и не имеет никакого интереса в спорных участках; данный ответчик считает, что возникший спор вытекает из факта пересечения границ земельных участков и квалифицируется как спор о праве на недвижимость, который должен быть разрешен между заинтересованными лицами в исковом порядке без участия учетного органа; таким образом, по мнению Кадастровой палаты, истцом избран неправильный способ защиты в части требования к органу кадастрового учета (том 2 л.д. 4-6).
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае – ФИО9 исковые требования не признала, поддержала полностью возражения против иска, высказанные представителями вышеперечисленных ответчиков.
Представитель третьего лица – ООО «ПКФ «Ирбис», выступающего на стороне истца, ФИО13 в судебном заседании просила заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что межевание земельного участка с кадастровым номером № проведено было с существенными нарушениями, поскольку проводилось без выезда на место и без осмотра территории; в результате чего не были учтены интересы истца, который с семидесятых годов пользуется участком № 56; границы данного участка, хотя и не внесены в ГКН, но определены на местности.
Соответчики, в качестве которых суд привлек Администрацию Емельяновского района и Администрацию Мининского сельского совета, а также третьи лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю), СНТ «Заречье», ФГУП «Рослесинфорг» в судебное заседание не явились, хотя были извещены о нем надлежащим образом; Управление Росреестра просило рассматривать дело без его участия (том 2 л.д. 2), причина неявки остальных лиц неизвестна; заявлений об отложении судебного разбирательства от них не поступало, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ нашел возможным рассмотреть дело без их участия.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Способы защиты гражданских прав установлены ст. 12 ГК РФ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как установлено в судебном заседании, Распоряжением Совета министров РСФСР от 23 октября 1957 года № 5530р приняты предложения, в том числе Красноярского крайисполкома, об отводе предприятиям, учреждениям и организациям под производственное и жилищное строительство и для других надобностей земельных участков из гослесфонда согласно Приложению; в данном приложении содержится Список предприятий, учреждений и организаций, которым отводятся земельные участки из гослесфонда; в п. 9 данного Списка указано, что в Красноярском крае Советскому райисполкому под строительство индивидуальных дач научных сотрудников Сибирского лесотехнического института отводится 1 гектар в Караульном лесничестве Учебно-опытного лесхоза Сибирского лесотехнического института, в лесах первой группы (том 1 л.д. 10-11).
Согласно архивной выписке от 04 апреля 1991 года из Протокола № 3 заседания исполнительного комитета Советского районного Совета депутатов трудящихся от 10 февраля 1958 года (<адрес>) Исполком решил отвести из гослесфонда лесов первой группы учебно-опытного лесхоза СибЛТИ (караульная дача) в постоянное пользование земельный участок размеров в 1 гектар для строительства индивидуальных дач сотрудникам согласно прилагаемому списку; учебно-опытному лесному хозяйству СибЛТИ поручено произвести отвод земельных участков для строительства индивидуальных дач научным сотрудникам; в данном списке под номером 15 был указан ФИО3; отводу подлежало 300 кв.м. (том 1 л.д. 12).
На основании данного решения директором Красноярского учебно-опытного лесхоза Сибирского лесотехнического института изготовлен план от 25 марта 1958 года, на котором изображен был отводимый участок; участок располагался в 48 квартале между кварталами 34 с северной стороны, 49 с западной стороны и 47 с восточной стороны (том 1 л.д. 13).
Согласно свидетельству о смерти ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ году (том 1 л.д. 14).
5 октября 1992 года Администрацией Емельяновского района Красноярского края издано постановление № 633 - на основании Закона «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 года передать ранее предоставленные земельные участки для садоводства в собственность членам садоводческих товариществ на территории района согласно представленных документов (том 1 л.д. 15).
Согласно постановлению Администрации Емельяновского района от 10 декабря 1992 года № 823 на основании п. 14 Указа Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы», ст. 32 Земельного кодекса РСФСР ранее отведенный земельный участок площадью 0,10 га в <адрес> завод закреплен был за ФИО5 (том 1 л.д. 16).
4 декабря 1992 года ФИО5 выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей №, в котором указано, что ФИО5 предоставляется в собственность бесплатно 0,10 га сельскохозяйственных и прочих угодий для ведения садоводства на основании решения Администрации Емельяновского района от 5 октября 1992 года № 633; так же в данном свидетельстве указано, что оно является временным и действует до выдачи государственного акта на право собственности на землю (том 1 л.д. 17).
Согласно справке председателя СНТ «Заречье» от 12 ноября 2013 года участок № площадью 1000 кв.м. принадлежит ФИО5 (том 1 л.д. 18).
Из списка землепользователей СНТ «Заречье» видно, что ФИО5 является членом данного СНТ и владельцем участка № (том 1 л.д. 19).
Из страховых свидетельств, налогового уведомления, платежных квитанций, показаний свидетелей ФИО14, ФИО15 следует, что ФИО3 в 1961, 1963, 1966 годах платил земельную ренту за дачу; ФИО5 в восьмидесятых и девяностых годах страховал данную дачу, с 2013 года признан плательщиком земельного налога за земельный участок с кадастровым номером №; в настоящее время участок находится в СНТ «Заречье»; ранее это была территория Известкового завода, где обжигали известь; когда завод ликвидировали, а проживающих в данном поселке рабочих переселили в д. Овсянку, расположенную на правом берегу реки Енисей, участки отдали под садоводство; участок используется ФИО18 с 1942 года; на участке имеется дом, различные насаждения; участок огорожен забором; фактическое месторасположение участка совпадает с местом, указанным в плане от 25 марта 1958 года, представленном свидетелям на обозрение (том 2 л.д. 23-28, 29, 30).
Из учредительных документов СНТ «Заречье» следует, что создано оно было в 1992 году на земельном участке площадью 50 га, предоставленном для организации коллективного сада государственным лесным фондом; зарегистрировано СТ «Заречье» 03 декабря 1992 года в Администрации Емельяновского района; прошло перерегистрацию в связи с приведением в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" 19 февраля 2001 года (том 1 л.д. 22- 35).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 15 октября 2010 года земельный участок с кадастровым номером № внесен в ГКН 04 декабря 1992 года как ранее учтенный; его границы в установленном порядке не определены; участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенный вид использования: для ведения садоводства; правообладателем указан ФИО5 (том 1 л.д. 37-38).
Из письма ООО «ПКФ «Ирбис» от 12 ноября 2013 года, пояснительной записки кадастрового инженера ФИО13 следует, что по заказу ФИО5 в отношении его участка проведены были межевые работы в связи с уточнением местоположения границы и площади, в результате которых подготовлен межевой план; однако данный план не может быть передан в ФГБУ для осуществления кадастрового учета, так как выявлена кадастровая ошибка, приведшая к поглощению участка ФИО5 земельным участком с кадастровым номером №, расположенным на землях лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации, и предоставленным на праве постоянного (бессрочного) пользования ФИО4; подготовить межевой план по исправлению кадастровой ошибки земельного участка с кадастровым номером № не представляется возможным из-за сложной конфигурации (744 характерных поворотных точек) и большой площади (37 999 214 кв.м.); по мнению кадастрового инженера, при формировании земельного участка лесного фонда с кадастровым номером № не выполнялись геодезические и землеустроительные работы по определению его фактического местоположения на местности с учетом существующих земельных участков, вследствие чего в него включены были все садовые участки СНТ «Заречье»; таким образом, имеет место быть кадастровая ошибка, которая должна исправляться по заявлению собственника данного участка и за счет организации, допустившей эту ошибку, то есть Филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» (том 1 л.д. 36, 41).
Согласно плану границ и каталогу координат, подготовленным ООО «ПКФ «Ирбис», фактические границы участка ФИО18 имеют следующие геодезические данные: 1 Х 627044.78, Y 80550.06, точка 2 Х 627043.21, Y 80554.24, точка 3 Х 627039.33, Y 80564.87, точка 4 Х 627032.98, Y 80582.61, точка 5 Х 627031.71, Y 80584.77, точка 6 Х 627025.88, Y 80582.94, точка 7 Х 627024.85, Y 80582.02, точка 8 Х 627013.44, Y 80576.93, точка 9 Х 627011.36, Y 80567.32, точка 10 Х 627007.99, Y 80565.47, точка 11Х 627021.82, Y 80538.84, точка 1 Х 627044.78, Y 80550.06; граничит с участком с кадастровым номером 24:11:0430101:31, владельцем которого является ФИО16; границы с последним согласованы, о чем свидетельствует акт от 13 января 2014 года (том 1 л.д. 42, 43, 44).
Согласно выпискам из ЕГРП и свидетельствам о государственной регистрации права право собственности на земельный участок с кадастровым номером № не зарегистрировано; право собственности на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано за Российской ФИО1; также в отношении данного участка зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФИО4; право собственности РФ и право постоянного (бессрочного) пользования ФИО4 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ; участок является лесным и относится к землям лесного фонда; имеет площадь 37 999 214 кв.м. (том 1 л.д. 45, 46, 198, 199).
Согласно межевому плану на земельный участок с кадастровым номером № участок образован из земель, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, в кварталах, в том числе № (выделы 1-29, 31, части выделов 30, 32); межевой план подготовлен филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» 29 января 2010 года (том 1 л.д. 63- 180).
Из данного межевого плана видно, что границы участка определялись по квартальным просекам; весь участок отнесен к землям лесного фонда; площадь участка составляет 37 999 214 кв.м.; границы участка согласовывались, в том числе, с председателем СНТ «Заречье» ФИО11 (том 1 л.д. 103).
Из объяснений ФИО4 Н.Ю., из письма председателя СТ «Караульная дача», книги отвода и приемки земель гослесфонда, представленной ФИО4, в которой содержатся записи о том, на основании какого нормативного акта и где отводились земли гослесфонда, следует, что на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 23 октября 1957 года № 5530 р земли отведены были ФИО4 в 52 квартале для расширения существующего дачного товарищества «Караульная дача», зарегистрированного в Емельяновском райисполкоме под № 143 от 15 октября 1989 года; в 48, 49 кварталах земли отводились также ФИО4 на основании Решения Емельяновского райсовета народных депутатов № 297 от 24 августа 1990 года под коллективное садоводство (том 1 л.д. 197, том 2 л.д. 37-44).
Согласно выкопировке из публичной кадастровой карты, согласно схеме расположения участка, изготовленной ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект», и письма директора филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект от 27 июня 2014 года участок с кадастровым номером № расположен на землях гослесфонда (том 1 л.д. 217, 218, том 2 л.д. 35).
В соответствии со ст. 6 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации (далее - лесной фонд), участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно - кустарниковая растительность.
Согласно ст. 7 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.
Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.
К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
Статья 9 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ предусматривала, что к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.
Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово - картографических материалах (лесных картах).
К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования настоящей статьи, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу ст. 10 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ в лесной фонд не входят леса, расположенные на: землях обороны; землях городских поселений - городские леса.
Согласно ст. 11 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно - кустарниковая растительность, расположенная на:
землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
землях иных категорий.
Статья 12 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ устанавливала, что оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено настоящим Кодексом.
Купля - продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.
Сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством.
Древесно - кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 14 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в лесных отношениях соответственно участвуют органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. 15 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ от имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. 17 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.
Статья 19 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ предусматривала, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со ст. 22 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ участки лесного фонда предоставлялись гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.
В силу ст. 23 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникали: из актов государственных органов; из договоров; из судебных решений; по иным основаниям, допускаемым настоящим Кодексом.
Согласно ст. 24 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникали на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
При реорганизации юридического лица - лесопользователя принадлежащее ему право пользования переходит к юридическому лицу - правопреемнику реорганизованного юридического лица в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статья 36 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ предусматривала, что по договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Порядок предоставления участков лесного фонда в безвозмездное пользование определяется настоящим Кодексом, гражданским законодательством и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 46 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относилось, в том числе: владение, пользование и распоряжение лесным фондом.
Согласно ст. 47 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относилось, в том числе, участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Статья 51 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ предусматривала, что государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Статья 53 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ предусматривала, что Федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.
Согласно ст. 63 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, осуществляется:
в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством;
в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 72 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.
При лесоустройстве осуществляются:
определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством, национальных парков федерального органа управления лесным хозяйством, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего профессионального образования;
выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда.
Согласно ст. 75 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации" от 29.01.1997 N 22-ФЗ информация о лесном фонде включала в себя данные государственного учета лесного фонда, данные государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройства и иные данные, полученные федеральным органом управления лесным хозяйством или организациями, подведомственными ему, при осуществлении ими своих функций.
Информация о лесном фонде, полученная за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью и предоставляется гражданам и юридическим лицам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются:
- земля как природный объект и природный ресурс;
- земельные участки;
- части земельных участков.
При этом земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ).
Действующим с 1 января 2007 года Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ установлен такой объект отношений, как лесной участок.
Из статьи 7 ЛК РФ следует, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
При этом особенностью лесного участка является специально установленный Лесным кодексом РФ порядок установления его границ. Границы лесных участков устанавливаются в порядке лесоустройства при проектировании лесного участка. Статьей 69 ЛФ РФ, в частности, установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Этой же статьей в редакции, действовавшей до 13.05.2008 года, было установлено, что границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств и лесопарков.
Статья 92 ЛК РФ определяет, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, земельный участок (в том числе лесной) может быть признан объектом земельных отношений в том случае, если он сформирован, его границы описаны и удостоверены в установленном законом порядке, и данный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ст. 7 ФЗ-221 в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Пунктом 2 вышеуказанной статьи определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как 1) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер); 2) кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного действия с которым (преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (образование объекта недвижимости); 3) адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости; 4) сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; 5) сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; 6) сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок; 7) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; 8) разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок. Таким образом, основными признаками земельного участка (в том числе лесного), с помощью которых осуществляется его индивидуализация, являются местоположение, площадь и границы участка.
Местоположение земельного участка (то есть его адрес) в соответствии с «Порядком ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, относится к числу сведений о земельном участке, которые вносятся в Реестр объектов недвижимости. При отсутствии такого адреса в Реестр вносится описание его местоположения (п. 63).
Сведения об адресе земельного участка вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов земельным участкам. При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка в Реестр вносится описание его местоположения (п.68).
Согласно пункту 64 «Порядка…», в Реестр вносятся такие сведения о местоположении границы земельного участка, как 1) список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат); 2) кадастровые номера смежных земельных участков.
Пунктом 7 статьи 38 ФЗ-221 определено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Таким образом, сведения кадастра позволяют подтвердить существование земельного участка как объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого земельного участка.
Следовательно, в силу статьи 56 ГПК РФ с учетом норм права, подлежащих применению, на истца возлагается обязанность по предоставлению доказательств, характеризующих предмет спора, а также сведений, индивидуализирующих предмет спора, предусмотренных нормами земельного законодательства.
Истец и его представитель заявленные требования обосновывают тем, что участок с кадастровым номером № не относится к землям лесного фонда, так как в составе других земель был выведен из гослесфонда на основании Распоряжения Совета Министров РСФСР от 23 октября 1957 года № 5530р, поэтому Администрация Емельяновского района имела право передать его в собственность истца.
Однако суд не может согласиться с данными доводами.
Как ранее действовавшим, так и действующим в настоящее время законодательством предусматривается, что перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства или осуществлением лесного пользования, в лесах первой группы производится в исключительных случаях исполнительным органом власти Российской Федерации (статья 37 Лесного кодекса РСФСР, статья 63 Лесного кодекса РФ 1997 года, статья 8 Земельного кодекса РФ 2001 года).
Распоряжение Совета Министров РСФСР от 23 октября 1957 года № 5530 р, на которое истец ссылается в обоснование своих доводов, не содержит сведений о переводе участков, находящихся в Караульном лесничестве Учебно-опытного лесхоза Сибирского лесотехнического института, из земель лесного фонда в земли иной категории. Других документов, подтверждающих факт перевода в установленном законодательством порядке спорного земельного участка из состава земель лесного фонда в земли иной категории, истец суду не представил.
В соответствии с действующим земельным законодательством земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006, статья 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ").
При таких обстоятельствах оснований для прекращения права собственности Российской Федерации на часть земельного участка с вышеуказанными геодезическими данными, на которую претендует истец, не имеется, поскольку это земля лесного фонда.
Доводы истца и его представителя о неправильном межевании участка с кадастровым номером № и о наличии кадастровой ошибки суд оставляет без внимания, поскольку требований о признании недействительными результатов межевания вышеуказанного участка, о признании сведений в государственном кадастре недвижимости о местоположении границ земельного участка ответчика кадастровой ошибкой не заявлялось; доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии кадастровой ошибки, не представлено. Пояснения кадастрового инженера сами по себе не доказывают тот факт, что при межевании участка с кадастровым номером № допущена была какая-то кадастровая ошибка, и что в состав данного участка незаконно был включен участок истца.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. 39 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец. Суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, заявленных истцом.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.
Как видно из дела, заявленные требования основаны на споре о праве и об установлении границ земельного участка с кадастровым номером №, а не на кадастровой ошибке.
Однако один только довод истца, что при формировании земельного участка с кадастровым номером № не учтено существование на местности земельного участка с кадастровым номером №, который огорожен забором, на котором имеются многолетние насаждения, дачный дом, и который используется истцом для садоводства с 1971 года, не являются основанием для прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок в указанной истцом части.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Сибирский государственный технологический университет», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю о признании права собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования – для ведения садоводства, имеющий следующие геодезические данные: точка 1 Х 627044.78, Y 80550.06, точка 2 Х 627043.21, Y 80554.24, точка 3 Х 627039.33, Y 80564.87, точка 4 Х 627032.98, Y 80582.61, точка 5 Х 627031.71, Y 80584.77, точка 6 Х 627025.88, Y 80582.94, точка 7 Х 627024.85, Y 80582.02, точка 8 Х 627013.44, Y 80576.93, точка 9 Х 627011.36, Y 80567.32, точка 10 Х 627007.99, Y 80565.47, точка 11Х 627021.82, Y 80538.84, точка 1 Х 627044.78, Y 80550.06, о возложении на ФГБУ «ФКП Росреестра» обязанности исключить из ГКН из сведений о земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем на праве бессрочного пользования ФИО4, сведения о земельном участке площадью 1000 кв.м. в точках 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-1, указанных на плане границ, изготовленном Обществом с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Ирбис», от 12 ноября 2013 года и внести соответствующие изменения в сведения о границах и площадях земельных участков с кадастровыми номерами №; о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № в части земельного участка, расположенного в квартале 48 в точках 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-1, указанных на плане границ, изготовленном Обществом с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Ирбис», имеющих вышеуказанные геодезические данные, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 11 июня 2015 года
Председательствующий: