Судья Негода О.И. <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 февраля 2015 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Кудинова А.В., Шакитько Р.В.,
по докладу судьи Кудинова А.В.,
при секретаре Захаровой О.С.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >4 на решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от <...>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
< Ф.И.О. >5, < Ф.И.О. >6, < Ф.И.О. >7, < Ф.И.О. >8 обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <...>, <...> площадью <...> с кадастровым номером <...> категории земель населенных пунктов для размещения санатория круглогодичного действия.
Просили обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края предоставить им в собственность за плату указанный земельный участок.
Обжалуемым решением Горячеключевского городского суда Краснодарского края от <...> заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >4 просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав доказательства и материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >4, настаивавшего на удовлетворении требований апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить.
Как следует из материалов дела, <...> в департамент имущественных отношений Краснодарского (далее – департамент) поступили заявления < Ф.И.О. >7, < Ф.И.О. >6, < Ф.И.О. >5 и < Ф.И.О. >8 о предоставлении в собственность за плату земельного участка расположенного по адресу <...>
Решением от <...> департамент в предоставлении государственной услуги отказал, повторно заявители в департамент не обращались.
Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, осуществляется в порядке, предусмотренном ст.ст. 35, 36 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.5 ст.36 Земельного кодекса РФ Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от <...> <...> Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития РФ от <...> <...> утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...> <...> утвержден административный регламент предоставления департаментом государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков, которые находятся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков до разграничения государственной собственности на землю в городе Краснодаре, и на которых расположены здания, строения, сооружения.
В письме департамента от <...> об отказе в предоставлении государственной услуги сказано, что в заявлении о приобретении прав на земельный участок не был указан кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, а также иные сведения (площадь, разрешенное использование, категория, земельного участка).
Также разъяснено, что в соответствии со ст.ст. 35, 36 Земельного кодекса РФ собственники зданий, строений, сооружений приобретают права на земельные участки, занятые данными объектами и необходимые для их использования. При этом площади таких земельных участков определяются в соответствии с п.3 ст.33 Земельного кодекса РФ. В связи с этим необходимо обосновать площадь испрашиваемого земельного участка.
Отказ департамента также мотивирован тем, что к заявлению о предоставлении в собственность за плату земельного участка не были приложены документы, установленные Приказом Министерства экономического развития РФ от <...> <...> «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок», в том числе копии документов удостоверяющих личности заявителей, а также сообщения заявителей, содержащие перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителей) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Согласно ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К таким земельным участкам, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).
В силу п.8 ст.28 Федерального закона от <...> №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
На основании п.1 ст.95 Земельного кодекса РФ (в редакции по состоянию на 09.11.2012г.) к числу земель особо охраняемых природных территорий были отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Согласно действовавшим по состоянию на <...> ст.31 Федерального закона от <...> №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст.ст. 1, 3 Федерального закона от <...> №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая, объекты инфраструктуры, является курортом. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
В соответствии с п.2 ст.4 Закона Краснодарского края от <...> №41-КЗ территория признается лечебно-оздоровительной местностью, курортом краевого значения высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации, на основании специальных курортологических, гидрогеологических, геоэкологических и других необходимых исследований. Согласно п.2 ст.4 названного закона <...> является курортом краевого значения.
Границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта краевого значения Горячий Ключ в Краснодарском крае утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <...> №771.
Согласно имевшейся в 2012 году в департаменте информации, земельный участок с кадастровым номером <...> находится в границах 2-ой зоны округа санитарной охраны курорта <...>.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <...> был ограничен в обороте и не подлежал передаче в собственность.
Согласно п.21 ст.3 Федерального закона от <...> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до <...>, имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений.
Право собственности заявителей на доли в праве общей долевой собственности на незавершенное строительством нежилое строение по адресу <...> зарегистрировано <...>.
Таким образом, заявители не имели права приобрести испрашиваемый земельный участок без проведения торгов.
В соответствии с положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> <...> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при подготовке дела к судебному разбирательству (судам) надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел (об оспаривании действий), в частности, относятся законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия) (п.22).
При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять в том числе: соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения (п.25).
Судебная коллегия считает, что отказ департамента от <...> в предоставлении государственной услуги мотивирован, обоснован и соответствует требованиям закона.
Поскольку судом первой инстанции вышеуказанные обстоятельства оставлены без внимания и должной правовой оценки, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Горячеключевского городского суда Краснодарского края от <...> и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >4 удовлетворить.
Решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от <...> отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований < Ф.И.О. >5, < Ф.И.О. >6, < Ф.И.О. >7, < Ф.И.О. >8 о признании незаконным отказа департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении в собственность за плату земельного участка, отказать.
Председательствующий:
Судьи: