Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-241/2019 ~ М-57/2019 от 25.01.2019

Дело № ххх

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2019 года

Сафоновский районный суд <адрес>

В составе:

председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,

при секретаре : Франц С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вавиловой К. Ю., Вавиловой С. Ю. к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> по образованию и науке о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально Вавилова К.Ю. и Вавилова С.Ю. обратились в суд с самостоятельными исками к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указали, что относились к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их родители Вавилова Н.Ю. и Вавилов Ю.В. на основании решения Сафоновского городского суда <адрес> от дд.мм.гггг лишены родительских прав. При установлении опеки и попечительства постановлением Главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг за ними сохранено, а постановлением от дд.мм.гггг закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором они зарегистрированы до настоящего времени. Помимо этого, в указанной квартире совместно с ними также зарегистрированы и проживают отец Вавилов Ю.В., сестры Вавилова М.Ю., Вавилова А.Ю. При этом, собственниками данного жилого помещения являлись бабушка Вавилова А.И. и дедушка Вавилов В.Е. на основании договора о бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых квартир (жилых домов) в государственном и муниципальном жилищном фонде от дд.мм.гггг Таким образом, на момент установления попечительства и достижения ими совершеннолетнего возраста на каждого проживающего в квартире площадью 52 кв.м. приходилось ниже учетной нормы (10,5 кв.м.), установленной для предоставления жилого помещения. Вследствие чего, полагают, что право проживания в жилом помещении по вышеуказанному адресу было закреплено за ними незаконно, поскольку в данной квартире проживал и продолжает проживать Вавилов Ю.В., лишенный в отношении них родительских прав, а общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего в нем, составляла менее учетной нормы. В этой связи, не были обеспечены жилым помещением и, имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, обладали правом на предоставление гарантий, установленных Федеральным законом от дд.мм.гггг № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в виде обеспечения жильем. Однако при обращении в декабре 2018 г. в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилого помещения им было разъяснено, что по достижении возраста 23 лет данный вопрос подлежит разрешению в судебном порядке. Между тем, полагают, что своевременно реализовать свое право на обращение в уполномоченный орган для получения жилья не смогли в силу объективных обстоятельств. В частности, орган опеки и попечительства не разъяснил попечителю и им о наличии права на обеспечение жильем, а также порядок реализации такого права, вследствие чего, они не были своевременно поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. После окончания общеобразовательного учреждения они продолжили обучение в высшем учебном заведении. В настоящее время, право собственности на жилое помещение, которое закреплялось за ними, в порядке наследования перешло к Вавилову Ю.В. При этом, ни в собственности, ни на ином праве другого жилья не имеют, а также не имеют возможности использовать закрепленную за ними квартиру по причине проживания в ней отца, лишенного родительских прав и являющегося собственником жилого помещения (л.д.3-5,31-33).

Определением судьи от дд.мм.гггг гражданские дела по искам Вавиловой К.Ю. и Вавиловой С.Ю. на основании статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации объединены в одно производство для совместного производства (л.д.28).

В ходе судебного разбирательства дела Вавилова К.Ю. и Вавилова С.Ю. в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования уточнили, просят обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> включить их в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, а также предоставить за счет средств субвенций бюджета <адрес> изолированное благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> общей площадью не менее установленной нормы предоставления с заключением письменного договора найма специализированного жилого помещения. Помимо этого, обязать <адрес> по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> государственных полномочий по обеспечению их, как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в <адрес> общей площадью установленной нормы предоставления.

Определением суда от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве соответчика привлечен <адрес> по образованию и науке (л.д.124).

Вавилова К.Ю. и Вавилова С.Ю. в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили. При этом, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В связи с этим, дело рассмотрено в отсутствие истцов на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истцов по доверенности Моисеенкова Е.А. заявленные исковые требования поддержала.

Представитель Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, отдела опеки и попечительства Комитета по образованию Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, а также представитель <адрес> по образованию и науке в судебное заседание не явились, представив письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. При этом, в представленных суду возражениях на иск, заявленные требования не признали, поскольку возраст истцов превысил 23 года, что исключает возможность их отнесения к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, каких-либо данных, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствовавших до достижения указанного возраста обратиться в уполномоченный орган по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, истцами не представлено.

Выслушав представителя истцов, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как следует из материалов дела, приговором Сафоновского городского суда <адрес> от дд.мм.гггг отец истцов Вавилов Ю.В. признан виновным в совершении убийства, то есть умышленном причинении смерти другому человеку без отягчающих обстоятельств, и осужден по ч.1 ст.105 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы на срок 10 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д.181-182).

Впоследствии, решением Сафоновского городского суда <адрес> от дд.мм.гггг Вавилов Ю.В. и Вавилова Н.А. лишены родительских прав в отношении детей Вавиловой С. Ю., дд.мм.гггг года рождения, Вавиловой К. Ю., дд.мм.гггг года рождения, Вавиловой М. Ю., дд.мм.гггг года рождения, и Вавиловой А. Ю., дд.мм.гггг года рождения (л.д.11).

Таким образом, Вавилова К.Ю. и Вавилова С.Ю. относились к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители истцов были лишены родительских прав.

Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (статья 1), вступившим в силу с 1 января 2013 г., статья 8 Закона изложена в новой редакции.

Так, пунктом 1 статьи 8 Закона определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 4 статьи 8 Закона).

При этом, пунктом 9 статьи 8 Закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года), при рассмотрении дел указанной категории необходимо принимать во внимание не только реальное отсутствие у детей-сирот закрепленного жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности (например, в связи с тем, что жилое помещение никогда не закреплялось за детьми-сиротами либо закрепленное жилое помещение было утрачено по причине сноса, пожара, наводнения и т.п.), но и иные обстоятельства. В частности, если возвращение детей-сирот в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам (например, в связи с тем, что данном жилом помещении проживают лица, лишенные в отношении этих детей родительских прав, либо лица, страдающие алкоголизмом или наркоманией).

Если за детьми-сиротами было закреплено жилое помещение, однако общая площадь этого жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, была менее учетной нормы, то вопрос о признании права на обеспечение жилой площадью подлежит разрешению независимо от того, были ли такие лица признаны малоимущими.

Основания для такого подхода дает содержание подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в ныне действующей редакции, согласно которому проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (и, следовательно, таким детям-сиротам должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда), если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом данная норма не содержит такого условия, как наличие у детей-сирот статуса малоимущих, несмотря на то, что впоследствии на это жилое помещение с детьми-сиротами должен быть заключен договор социального найма.

Материалами дела подтверждено, что постановлением Главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг № ххх над истцами Вавиловой К.Ю. и Вавиловой С.Ю., не достигших на тот момент совершеннолетнего возраста, а также над их несовершеннолетними сестрами Вавиловой М.Ю., Вавиловой А.Ю. установлена опека и попечительство. В качестве опекуна и попечителя последних назначен дедушка Вавилов В.Е., за несовершеннолетними детьми сохранено право проживания по адресу: <адрес> (л.д.10).

Впоследствии, в связи со смертью Вавилова В.Е., последовавшей дд.мм.гггг, постановлением Главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг № ххх опекуном и попечителем несовершеннолетних Вавиловой К.Ю., Вавиловой М.Ю. и Вавиловой А.Ю. назначена Березовская Н.В., за детьми закреплено право пользования жилой площадью по тому же вышеуказанному адресу их регистрации (л.д.12,139).

Собственниками названного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 52 кв.м. и жилой площадью 29.8 кв.м. являлись Вавилов В.Е. и Вавилова А.И., соответственно, дедушка и бабушка истцов, на основании договора приватизации от дд.мм.гггг (л.д.54-57,65-67).

При этом, из материалов дела следует, что как на момент установления опеки и попечительства с закреплением права на жилье, так и до достижения Вавиловой С.Ю. и Вавиловой К.Ю. возраста 18 и 23 лет (в то числе до настоящего времени), общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, составляла менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в <адрес> постановлением Главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг № ххх в размере 10,5 кв.м., исходя из зарегистрированных и проживающих в нем Вавилова В.Е. (умер дд.мм.гггг), Вавиловой А.И. (умерла дд.мм.гггг), истцов, их сестер Вавиловой М.Ю., Вавиловой А.Ю., а также Вавилова Ю.В., лишенного родительских прав в отношении детей (л.д.49,51,62,161-162).

Более того, данных о том, что Вавилова К.Ю. и Вавилова С.Ю. были зарегистрированы и вселены в жилое помещение в качестве членов семьи его собственников (Вавилова В.Е. и Вавиловой А.И.) материалы дела не содержат (часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из документов дела также следует, что истцы в собственности жилья не имеют, собственником жилого помещения, в котором зарегистрированы Вавилова С.Ю. и Вавилова К.Ю. является Вавилов Ю.В., лишенный родительских прав в отношении детей (л.д.13,48-71,103-104,191,197-201).

При этом, сестры истцов Вавилова М.Ю., дд.мм.гггг года рождения, и Вавилова А.Ю., дд.мм.гггг года рождения, постановлениями Администрации муниципального образования «<адрес>» от дд.мм.гггг на основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 6 областного закона дд.мм.гггг № ххх-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории <адрес>» признаны не имеющими жилья, а приказами Комитета по образованию администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (л.д.141-148).

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Вавилова К.Ю. и Вавилова С.Ю. не были обеспечены жилым помещением и обладали правом на предоставление гарантий, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в виде обеспечения жильем.

В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., также разъяснено, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.

Вследствие чего, выяснению подлежат причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требование истца об обеспечении его жилым помещением подлежат удовлетворению.

В частности, уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являются, в том числе, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Пунктом 7 «Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденного постановлением <адрес> от дд.мм.гггг № ххх, установлено, что органы местного самоуправления в целях реализации государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями консультируют детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и их законных представителей по вопросам, связанным с обеспечением данной категории детей-сирот жилыми помещениями.

Аналогичные предписания содержались в «Положении о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений <адрес> государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями", утвержденном постановлением <адрес> от дд.мм.гггг N № ххх.

Из показаний свидетеля Березовской Н.В. усматривается, что в дд.мм.гггг г. после смерти Вавилова В.Е. опекуном и попечителем несовершеннолетних Вавиловых была назначена она. При этом, при обращении в орган опеки и попечительства по вопросу предоставления детям жилья ей в устной форме разъяснили, что последние такого права не имеют, поскольку за последними уже закреплено жилое помещение. Таковым могут обеспечиваться только те, кто находится в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из материалов дела, сами Вавилова С.Ю. и Вавилова К.Ю. обратились с соответствующим заявлением в орган опеки и попечительства в дд.мм.гггг г., то есть в возрасте, превышающим 23 года. Вследствие чего, истцам указано на то обстоятельство, что после достижения данного возраста жилищные вопросы подлежат разрешению в судебном порядке (л.д.6,34).

Вместе с тем, из доводов, изложенных истцами в обоснование заявленных требований, усматривается, что после окончания общеобразовательного учреждения, Вавилова К.Ю. и Вавилова С.Ю. продолжили обучение в течение пяти лет в высшем учебном заведении по очной форме, что подтверждается соответствующими дипломами (л.д.8-9,38-41,163-167).

Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о наличии уважительных причин, в силу которых истцы своевременно не были поставлены и не встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Вследствие чего, обладают нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 8 статьи 8 Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с обеспечением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес> регулируются <адрес> от дд.мм.гггг № ххх-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории <адрес>».

Исходя из положений названного областного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, а в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями - жилые помещения соответствующего муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (часть 1 статьи 6).

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по месту их жительства в соответствующем населенном пункте <адрес> (часть 4 статьи 6).

В случае невозможности предоставления жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте <адрес> с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения в другом населенном пункте <адрес> (часть 5 статьи 6).

Обеспечение установленных Федеральным законом дополнительных гарантий по социальной поддержке и установленных настоящим законом дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей указанной категории, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), на территории <адрес> является расходным обязательством <адрес> (статья 7).

Пунктом 1 статьи <адрес> от дд.мм.гггг № ххх-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений <адрес> государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями» определено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и муниципальных округов <адрес> наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями.

Государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями включают в себя, в том числе, следующие функции: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятие решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения и заключение указанного договора с лицами, указанными в части 1 статьи 6 областного закона от 29 сентября 2005 года N 89-з "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области" (пункт 1.1 статьи 1 областного закона от 29.11.2007 г. № 114-з).

Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями вправе получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 2 областного закона от дд.мм.гггг № ххх-з).

Постановлением <адрес> от дд.мм.гггг № ххх утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Согласно пункту 3 названного Порядка жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированным в соответствии с областным законом органом местного самоуправления муниципального района и городского округа <адрес>, уполномоченным обеспечивать деятельность по осуществлению государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Органы местного самоуправления ежегодно направляют в орган исполнительной власти <адрес>, уполномоченный по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, списки детей-сирот для формирования единого списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (пункт 4 вышеназванного «Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденного постановлением <адрес> от дд.мм.гггг № ххх).

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании соответствующего списка и за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета, органом местного самоуправления по месту жительства указанных лиц.

В этой связи, обязанность по предоставлению истцам жилого помещения подлежит возложению на Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес>.

Порядком расходования субвенций бюджетам муниципальных районов <адрес>, бюджетам городских округов <адрес> на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным постановлением <адрес> от дд.мм.гггг № ххх, определено, что субвенции выделяются бюджетам муниципальных районов <адрес>, бюджетам городских округов <адрес> (пункт 2).

Главным распорядителем средств субвенций является <адрес> по образованию и науке (пункт 3).

Соответственно на указанный орган подлежит возложению обязанность осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> государственных полномочий по обеспечению истцов, как лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в <адрес> общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> включить Вавилову К. Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> предоставить Вавиловой К. Ю., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств субвенций бюджета <адрес> изолированное благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее установленной нормы предоставления с заключением письменного договора найма специализированного жилого помещения.

Обязать <адрес> по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> государственных полномочий по обеспечению Вавиловой К. Ю., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в <адрес> общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> включить Вавилову С. Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> предоставить Вавиловой С. Ю., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств субвенций бюджета <адрес> изолированное благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее установленной нормы предоставления с заключением письменного договора найма специализированного жилого помещения.

Обязать <адрес> по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> государственных полномочий по обеспечению Вавиловой С. Ю., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в <адрес> общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Дроздов С.А.

2-241/2019 ~ М-57/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вавилова Светлана Юрьевна
Ответчики
Администрация муниципального образования "Сафоновский район" Смоленксой области
Суд
Сафоновский районный суд Смоленской области
Судья
Дроздов Сергей Алексеевич
Дело на странице суда
safonovo--sml.sudrf.ru
25.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2019Передача материалов судье
28.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2019Подготовка дела (собеседование)
14.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2019Судебное заседание
30.04.2019Подготовка дела (собеседование)
30.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2019Судебное заседание
23.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2019Подготовка дела (собеседование)
10.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2019Судебное заседание
09.08.2019Судебное заседание
22.08.2019Судебное заседание
27.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее