Дело № 2-391/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Алнаши УР 08 октября 2014 г.
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Байсаровой А.С.,
с участием представителя истца Буранова Н.А. по доверенности от дд.мм.гггг Кеник М.Г.,
представителя ответчика – администрации Алнашского района по доверенности от дд.мм.гггг Мечина М.С.,
представителя соответчика – Министерства образования и науки Удмуртской Республики по доверенности от дд.мм.гггг Брагиной Г.А.,
при секретаре Губкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буранова Н.А. к Администрации Алнашского района и Министерству образования и науки Удмуртской Республики о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанностей по предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Буранов Н.А., дд.мм.гггг рождения, обратился в суд с иском к <***> Удмуртской Республики, требуя признать незаконным бездействие ответчика в части постановки на учет истца, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающегося во внеочередном предоставлении помещения и обязать ответчика предоставить Буранову Н.А. на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м., применительно к условиям Алнашского района Удмуртской Республики, отвечающее установленным санитарным и техническим требова6ниям, находящееся в черте Алнашского района.
Впоследствии в ходе судебного разбирательства исковые требования уточнялись, кроме первоначально заявленных требований истец просит признать его подлежащим включению в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике и обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить Буранову Н.А. на условиях договора найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м. применительно к условиям Алнашского района Удмуртской Республики, отвечающее установленным санитарным и техническим требова6ниям, находящееся в черте Алнашского района.
Исковые требования мотивированы тем, что он является ребенком-сиротой вследствие смерти его родителей. дд.мм.гггг постановлением главы местного самоуправления Алнашского района ему был назначен попечитель – его тетя О.Л.С.. Постановлением <***> №*** от дд.мм.гггг выплата ежемесячных денежных средств в адрес попечителя была прекращена в связи с достижением истцом совершеннолетия. Этим же постановлением за истцом был закреплен жилой дом в д. <***>. С дд.мм.гггг по дд.мм.гггг истец проходил обучение в ФГОУ СПО «<***>». дд.мм.гггг истец был призван на военную службу, где прослужил до дд.мм.гггг. О закреплении за ним жилого дома истец не знал, постановление №*** до него не доводили. В настоящее время истец постоянного места жительства не имеет. Заключением межведомственной комиссии от дд.мм.гггг закрепленный за ним жилой дом был признан непригодным для постоянного проживания и дальнейшей эксплуатации. Согласно справке администрации МО «<***>» от дд.мм.гггг, в домовладении, принадлежащем Буранову Н.А. и Б.Л,А. (сестра истца) с дд.мм.гггг по настоящее время никто не зарегистрирован и не проживает. Истец считает, что по окончании службы в армии он оказался без жилья по вине органа опеки и попечительства <***>, поскольку органы опеки и попечительства пренебрегали своими обязанностями, не контролировали состояние закрепленного за ребенком-сиротой жилого помещения. В результате бездействия органов опеки и попечительства в нарушение ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по достижении 14-летнего возраста истец не был поставлен на учет для получения жилого помещения.
В судебном заседании истец Буранов Н.А. и его представитель по доверенности от дд.мм.гггг Кеник М.Г. исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика – начальник правового отдела Администрации Алнашского района по доверенности от дд.мм.гггг Мечин М.С. исковые требования Буранова Н.А. не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, считая, что Администрация Алнашского района является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей формирует Министерство образования и науки Удмуртской Республики, а не орган опеки и попечительства Администрации Алнашского района. Кроме того, в соответствии со ст.5 Закона Удмуртской Республики от 06 марта 2007 года № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшему до дд.мм.гггг, постановка на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер. Истец своевременно о своем праве не заявил. Срок подачи заявления истек дд.мм.гггг, по достижении истцом 23-летнего возраста. При этом каких-либо препятствий для подачи заявления о предоставлении жилого помещения до достижения им возраста 23 лет не было.
Представитель соответчика – Министерства образования и науки Удмуртской Республики по доверенности дд.мм.гггг Брагина Г.А. с иском Буранова Н.А. также не согласилась. Суду представила отзыв на исковое заявление, из которого усматривается, что ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определена категория лиц, для которых предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе льготное обеспечение жилыми помещениями. На сегодняшний день Буранов Н.А. достиг возраста более 23 лет, в связи с чем не относится ни к одной из категорий, перечисленных в указанном законе.
Законом Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу 29.03.2013 г., была признана утратившей силу глава 2 Закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 г. № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», регулировавшая обеспечение детей-сирот жилой площадью. В соответствии со ст.6 вышеназванного закона дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Формирование списка осуществляется уполномоченным органом, которым является Министерство образования и науки Удмуртской Республики. Включение в список осуществляется на основании заявления в письменной форме, поданного в орган опеки и попечительства в Удмуртской Республике. В установленном Законом УР № 8-РЗ порядке Буранов Н.А. с заявлением и необходимыми документами до подачи искового заявления для включения его в список не обращался.
Суд, выслушав доводы сторон и их представителей, допросив свидетеля, изучив материалы дела, считает исковые требования Буранова Н.А. о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанностей по предоставлению жилого помещения не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 14.03.2013 г. № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон УР № 8-РЗ) дети-сироты, а также дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются жилыми помещениями по их выбору:
1) по месту их первичного выявления и (или) устройства на территории Удмуртской Республики под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) по месту окончания их пребывания на территории Удмуртской Республики в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания населения, учреждении системы здравоохранения и ином учреждении, созданном в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по месту завершения их обучения на территории Удмуртской Республики в образовательных организациях профессионального образования;
3) по месту их основного места работы на территории Удмуртской Республики по окончании пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания населения, учреждении системы здравоохранения и ином учреждении, созданном в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательной организации профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях;
4) по месту нахождения на территории Удмуртской Республики ранее занимаемого ими жилого помещения при наличии обстоятельств, препятствующих возвращению детей-сирот в ранее занимаемые жилые помещения (наличии обстоятельств, при которых проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом);
5) по месту их постоянного жительства.
В силу Закона УР №8-РЗ Министерство образования и науки формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В список включаются лица, указанные выше и достигшие возраста 14 лет.
По смыслу статьи 1 Федерального закона №159-ФЗ предусмотренные указанным законом гарантии предоставляются детям-сиротам, не достигшим возраста 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также детям до 18 лет, оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей - от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, и тем, кто остался без попечения одного или обоих родителей.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Судом установлено, что истец Буранов Н.А. имеет статус лица из числа детей-сирот, что подтверждается постановлением главы местного самоуправления <***> Удмуртской Республики от дд.мм.гггг об учреждении над ним опеки в связи со смертью обоих родителей (л.д. №***).
Согласно постановлению первого заместителя главы администрации района от дд.мм.гггг., в связи с достижением Бурановым Н.А. совершеннолетия, прекращены выплаты денежных средств опекуну на его содержание.
Указанным постановлением за Бурановым Н.А. также закреплен жилой дом в д. <***> (л.д. №***).
Из копий дипломов серии №*** и серии №*** усматривается, что Буранов Н.А. в период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг обучался в ПУ №*** <***> и в период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг. в ФГОУ СПО «<***>» (л.д.№***).
Согласно справке ФГОУ СПО «<***>», за период обучения Буранова Н.А. в техникуме с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг информация от органов опеки и попечительства о проверке технического состояния жилья, закрепленного за Бурановым Н.А., не поступала (л.д. №***).
Согласно военному билету серии №*** Буранов Н.А. в период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг проходил службу в РА (л.д. №***).
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля О.Л.С. показала, что истец Буранов Н.А. ее родной племянник. После смерти его родителей она была назначена его опекуном, а также опекуном его сестры. Разъяснялись ли ей какие-либо права органом опеки и попечительства, она не помнит, но помнит, что она получала деньги, за которые отчитывалась. О том, что племянники имеют статус ребенка-сироты и по достижении совершеннолетия имеют право на получение жилья от государства, ей также никто не разъяснял. Также ей не было известно о том, что за опекаемыми был закреплен жилой дом в д. Кучеряново. Этот дом был уже не пригодным для жилья, в нем после смерти сестры никто не жил.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, 23 года Буранову Н.А. исполнилось дд.мм.гггг. До этого времени он обучался в ФГОУ СПО «<***>», который располагается на территории <***> Удмуртской Республики.
С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Буранов Н.А. в <***> не обращался, что подтверждается письмом начальника сектора по делам семьи <***> за №*** от дд.мм.гггг.
После окончания ФГОУ СПО «дд.мм.гггг» Буранов Н.А. проходил службу в органах внутренних дел в <***> ОВД. Через год был призван на службу в РА.
Таким образом, каких-либо препятствий для обращения в Администрацию Алнашского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей у Буранова Н.А. не было.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по льготной категории из числа детей сирот, истцом не представлено.
Обязанность органов опеки по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении была установлена Законом УР № 8-РЗ от 14.03.2013 г. До издания вышеуказанного Закона общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа в возрасте до 23 лет определял Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года, который не содержал положений, предусматривающих возможность постановки на учет для получения жилого помещения по указанной льготе по заявлению органов опеки и попечительства.
Таким образом, каких-либо препятствий в осуществлении прав истца на включение в список детей сирот со стороны государственных органов не установлено. Ответчик право истца не нарушал, доказательств нарушения права истца со стороны ответчика суду не представлено.
Также истцом не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока для постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доводы истца о незнании норм действующего законодательства не являются основанием для восстановления срока и потому не могут быть приняты во внимание судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Буранова Н.А. к Администрации Алнашского района и Министерству образования и науки Удмуртской Республики о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанностей по предоставлению жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения с подачей жалобы через Можгинский районный суд УР.
Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2014 г.
Председательствующий судья А.С. Байсарова