Судья Мокрушин А.И.
Дело № 7-658/2020 / 12-247/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 27 апреля 2020 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никулиной Е.В., с участием законного представителя Ващенко С.А., защитника Хузина Ю.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью Ломбард «Гранат» Ващенко Сергея Анатольевича на постановление судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 08 апреля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Ломбард «Гранат»
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 08 апреля 2020 г. общество с ограниченной ответственностью Ломбард «Гранат» (далее - ООО Ломбард «Гранат», общество), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного приостановления деятельности в помещении расположенном по адресу: ****, сроком на 40 (сорок) суток с включением в данный срок срока временного запрета деятельности с 16 часов 00 минут 30 марта 2020 г.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, законный представитель Ващенко С.А. просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, указывая на то, что в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» ломбард отнесен к финансовым организациям, поднадзорным Центральному банку Российской Федерации, в связи с чем на момент составления протоколов ломбарды не относились к числу организаций, работа которых должна была быть приостановлена в соответствии с указом Губернатора Пермского края. Кроме этого, ссылается на допущенные процессуальные нарушения при составлении протоколов.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель Ващенко С.А., защитник Хузин Ю.В., жалобу поддержали.
Изучив доводы жалобы, заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, просмотрев видеозапись, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей во время совершения административного правонарушения) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).
Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вводит понятие «охрана здоровья граждан (охрана здоровья)», под которой понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-эпидемиологического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В статье 2 Федерального закона № 52-ФЗ закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридическое лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, в том числе обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 26 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1.3 указа Губернатора Пермского края от 19 марта 2020 г. № 18 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» в редакции Указа Губернатора Пермского края от 27 марта 2020 г. № 22 «О внесении изменений в указ Губернатора Пермского края от 19 марта 2020 г. «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», предусмотрено временное приостановление на территории Пермского края работы ресторанов, кафе, столовых, буфетов, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов; работы объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (иных) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему указу, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки; работу бань, саун, салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина с 00:00 часов 28 марта 2020 г.
Аналогичные по своей сути нормы содержатся в указе Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 г. № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», которым отменен указ Губернатора Пермского края от 19 марта 2020 г. № 18 (со всеми внесенными в него изменениями). Согласно подпункту 1.3.8 пункта 1.3 указа Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 г. № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» с 28 марта 2020 г. временно приостановлено на территории Пермского края оказание населению иных услуг, предполагающих очное присутствие гражданина, за исключением ритуальных, медицинских, транспортных, жилищно-коммунальных услуг, услуг по санитарной обработке транспортных средств, услуг по автомойке, химчистке и иных услуг, носящих экстренный и неотложный характер, а также услуг, оказание которых допускается в соответствии с настоящим Указом.
Из материалов дела следует, что ООО Ломбард «Гранат» осуществляет хозяйственную деятельность по предоставлению краткосрочных займов под залог движимого имущества (код 64.92.6 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред 2 ) по адресу: ****.
В ходе осмотра помещения, в котором ООО Ломбард «Гранат» осуществляет фактическую деятельность, по указанному выше адресу, установлено, что по состоянию на 30 марта 2020 г. 15 часов 50 минут работа организации осуществлялась, доступ граждан не ограничен, входные двери открыты, сотрудником осуществляется выдача денег под залог имущества, что отражено в протоколе осмотра от 30 марта 2020 г., и зафиксировано на видеозаписи.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 30 марта 2020 г. в отношении ООО Ломбард «Гранат» протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей во время совершения административного правонарушения), согласно которому ООО Ломбард «Гранат», осуществляющее деятельность по адресу: ****, допустило в условиях введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) невыполнение противоэпидемических мероприятий, установленных пунктом 1.3 указа Губернатора Пермского края от 19 марта 2020 г. № 18 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» в редакции указа Губернатора Пермского края от 27 марта 2020 г. № 22 «О внесении изменений в указ Губернатора Пермского края от 19 марта 2020 г. «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», а именно по состоянию на 30 марта 2020 г. 15 часов 50 минут работа ООО Ломбард «Гранат» осуществлялась, входные двери открыты, сотрудник исполняет обязанности, что является нарушением требований части 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ.
Выводы судьи районного суда о наличии в действиях ООО Ломбард «Гранат» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, являются правильными.
Материалами дела подтверждается, что ООО Ломбард «Гранат» при осуществлении хозяйственной деятельности допущено невыполнение санитарно - противоэпидемических мероприятий по временному приостановлению с 28 марта 2020 г. оказания услуг, предполагающих очное присутствие гражданина, в соответствии с пунктом 1.3 указа Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 г. № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», что является нарушением требований части 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ, которой установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Обстоятельства совершения ООО Ломбард «Гранат» административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 30 марта 2020 г. № 33 (л.д. 6-7), протоколом о временном запрете деятельности от 30 марта 2020 г. (л.д. 8-10), протоколом об административном правонарушении от 30 марта 2020 г., и иными представленными доказательствами, оценка которых судьей районного суда произведена в совокупности с другими материалами дела в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО Ломбард «Гранат» квалифицировано по статье 6.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и подлежащих применению нормативных актов.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности в невыполнении противоэпидемических мероприятий таковыми являются введенные ограничительные мероприятия, направленные на предупреждение распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Пермского края, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств.
Выводы судьи о виновности ООО Ломбард «Гранат» в совершении административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Обоснованность вывода судьи районного суда о нарушении ООО Ломбард «Гранат» указа Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 г. № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» сомнений не вызывает.
ООО Ломбард «Гранат» оказывает услуги населению по выдаче займов под залог имущества, предполагающие очное присутствие гражданина.
Указ Губернатора Пермского края от 19 марта 2020 г. № 18 (со всеми внесенными в него изменениями) на нарушение которого указано в протоколе об административном правонарушении, на момент выявления правонарушения не действовал, поскольку был отменен указом Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 г. № 23.
Несмотря на это изложенная в протоколе об административном правонарушении формулировка события административного правонарушения позволяет определить деяние ООО Ломбард «Гранат», признанное должностным лицом составившим протокол об административном правонарушении как невыполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий, что соответствует описанию объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ. Событие в протоколе об административном правонарушении изложено применительно к диспозиции рассматриваемой нормы.
Таким образом, ошибочное указание должностным лицом в протоколе на нарушение пункта 1.3 указа Губернатора Пермского края от 19 марта 2020 г. № 18 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» в редакции указа Губернатора Пермского края от 27 марта 2020 г. № 22 «О внесении изменений в указ Губернатора Пермского края от 19 марта 2020 г. «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» не свидетельствует о существенном процессуальном нарушении влекущим недопустимость как доказательства протокола об административном правонарушении.
Указанные недостатки протокола существенными не являются и были восполнены судьей районного суда при рассмотрении дела по существу.
Относительно доводов о дате опубликования указа Губернатора от 29 марта 2020 г. № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» 31 марта 2020 г. и неприменении его к рассматриваемым правоотношениям, то данные доводы заявлены без учета положений пункта 4 указа Губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края» в редакции от 24 января 2018 г. Согласно данной норме официальным опубликованием нормативных правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, правовых актов исполнительных органов государственной власти Пермского края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина помимо перечисленных в пункте 4 названного указа считается первое размещение (опубликование) их полных текстов на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Указ губернатора от 29 марта 2020 г. № 23 был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 марта 2020 г., соответственно его применение к событию 30 марта 2020 г. является обоснованным.
Следует также согласиться с выводами судьи районного суда об отсутствии нарушений со стороны должностного лица требований КоАП РФ при составлении протоколов.
На основании части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Так, из протокола осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 30 марта 2020 г. № 33, протокола о временном запрете деятельности от 30 марта 2020 г., протокола об административном правонарушении от 30 марта 2020 г. следует, что законный представитель ООО Ломбард «Гранат» Ващенко С.А. на их составление извещался по телефону с абонентским номером **.
Из материалов дела усматривается, что о составлении протокола об административном правонарушении 30 марта 2020 г. в 16 часов 20 минут и составлении протокола о временном запрете деятельности Ващенко С.А. был извещен должностным лицом составившим протоколы, посредством телефонной связи, о чем составлена соответствующая телефонограмма, подобное извещение соответствует положениям части 1 статьи 25.15 КоАП РФ.
Кроме этого, представлена служебная (докладная) записка в которой должностным лицом изложены обстоятельства извещения Ващенко С.А. с телефона приемщика ООО Ломбард «Гранат» Ч.
Кроме этого, факт того, что телефонный разговор с должностным лицом по телефону работника ломбарда относительно составления протоколов имел место быть подтвержден самим Ващенко С.А. в судебном заседании в краевом суде, а также в судебном заседании в районном суде (л.д. 20), где последний указывал, что когда составлялся протокол, ему должностным лицом было сообщено, что его присутствие не обязательно.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют, о том, что Ващенко С.А. был извещен о составлении протоколов. При таких обстоятельствах составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя ООО Ломбард «Гранат» не может расцениваться как нарушение прав последнего на защиту, в связи с чем данный протокол обоснованно признан судьей районного суда в качестве допустимого доказательства.
Существенных нарушений части 4 статьи 27.16 КоАП РФ указывающих на порочность протокола о временном запрете деятельности как доказательства, с учетом неявки законного представителя юридического лица на его составление, не установлено.
Копии протоколов направлены ООО Ломбард «Гранат» по месту его регистрации.
Утверждение заявителя о том, что на момент составления протоколов ломбарды не относились к числу организаций, работа которых должна была быть приостановлена, поскольку являются поднадзорными Центральному банку Российской Федерации со ссылками на Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральный закон № 196-ФЗ от 19 июля 2007 г. «О ломбардах» с учетом предмета регулирования и целей указанных законов, основано на ошибочном толковании их положений и не исключает привлечение общества к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ.
Административное наказание ООО Ломбард «Гранат» в виде административного приостановления деятельности назначено судьей с учетом положений статьи 3.12 КоАП РФ и характера совершенного правонарушения. Нарушение, допущенное ООО Ломбард «Гранат», создает угрозу для жизни и здоровья граждан, в связи с чем менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Согласно протоколу о временном запрете деятельности от 30 марта 2020 г. фактически деятельность ООО Ломбард «Гранат» по адресу: **** приостановлена с 16 часов 00 минут 30 марта 2020 г.
Постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО Ломбард «Гранат» допущено не было.
При таком положении оснований для отмены постановления судьи и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
постановление судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 08 апреля 2020 г. оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО Ломбард «Гранат» Ващенко Сергея Анатольевича - без удовлетворения.
Судья - подпись